Полудница
| Полудница | |
|---|---|
| Полудница, или Леди Полдень, 2022 | |
| Описание | дух жаркого полудня |
| Мифология | русская и западнославянская |
| Местность | поле, огород |
| Функции | хлебный (растительный), атмосферный, полуденный дух, похититель детей, персонаж-устрашитель |
| Атрибуты | серп, коса, сковорода |
Полу́дница (польск. poludnica, чеш. polednice, словацк. polednice, словен. poludnica) — в славянской мифологии полевой дух, является воплощением солнечного удара[1][2].
Историческая справка
О полуднице упоминается в дневниках Александра Блока, запись датируется 1901 годом. В записи говорится, что в Боблове есть поверье — «она мчится по ржи»[3].
Позже в 1908 году в статье «Стихия и культура» Александр Блок говорит о народной мистике. В XX веке не только в Боблове, но и в Подмосковье говорили о полуднице, как о «несущей смерть, мог, гибель»[3].
Описание
В словаре Владимира Ивановича Даля даётся толкование сибирского слова «полудница», как привидения, которым пугают ребят, чтобы они не озорничали на огородах. Это случалось в полдень, когда взрослое население отдыхало. Полудница в толковании Владимира Ивановича представлена как всклокоченная старуха в лохмотьях и с клюкой[4].
По словарю Макса Фасмера, полудница определяется как злой дух в полдень во ржи, в полях, огороде, которым пугают детей. Происходит от слова «полдень», потому что помогает удержать детей от нападений на огороды во время послеобеденного сна взрослых[5].
Полудницу представляли в образе девушки в белом платье и длинными волосами или косматой старухи, которая появлялась на поле. Обычно полудницы появляются на поле ржи, поэтому их ещё называют «ржаницами» или «ржицами». Полудницы преследуют тех, кто работает в поле[1][2][6].
Полудница может похитить ребёнка, которого оставили в поле, или свернуть шею работникам. Полудницы также отвечают за порядок на огороде и пугают забирающихся туда детей. Полудница заводит детей, забравшихся на поле, вглубь поля и заставляет долго там блуждать. Особенно жестоко она поступает со жнецами, которые работают в полдень. Она насылает на них солнечный удар или хватает за голову и вертит до тех пор, пока не натрёт шею до жгучей боли. Полудницы, по поверьям, могли даже оторвать голову или защекотать до смерти[1][2][6].
В народных поверьях полудниц отождествляют с образом русалки. Полудница обладает чертами солнечного божества и божества плодородия. Она появляется в поле, когда солнце находится в зените, и следит за вызреванием хлеба[6].
Полагали, что есть добрые и злые полудницы. Добрая полудница появляется в полдень и своей огромной сковородой прикрывает колосья хлеба и травы от жаркого солнца. Злая, наоборот, своей раскалённой добела сковородой прижигает цветы и верхушки колосьев[6].
В преданьях Русского Севера о полуднице говорилось, что она косой косила людей. До полудня она лежит, а потом идёт косить людей. Полудница была с длинными волосами, в домотканой одежде и жила в годы пращура. В то время окна были маленькие и со ставнями. Если кто-то не закрыл ставни, то полудница в полночь била стёкла. Если полудница встречала кого-то на улице, то косила. Полудница зимой не появляется, а летом лежит в кустах[6].
О полудницах бытуют рассказы преимущественно на севере России (в частности, Архангельская и Ярославская область). Также о них рассказывали в Сибири, но её связывали с огородами[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Мифологический словарь / Гл. ред Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 438. — 672 с. — ISBN 5-85270-032-0.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1992. — Т. 2. К—Я. — С. 322. — 719 с. — ISBN 5-85270-072-Х. — ISBN 5-86018-015-2.
- ↑ 3,0 3,1 Славянский и Балканский фольклор. Генезис. Архаика. Традиции. — Москва: Издательство «Наука», 1978. — С. 148—158. — 270 с.
- ↑ Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Москва: Типография Лазаревского института восточных языков (А. Мамонтов), 1865. — Т. 3. П.. — С. 228.
- ↑ Фармер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. — 2-е изд., стереотипное. — Москва: Прогресс, 1987. — Т. 3. Муза—Сят. — С. 319. — 832 с.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. — М.: Издательство АСТ, Издательство Астрель, 2000. — С. 354—356. — 527 с.
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Другие значения: указана несуществующая страница
- Персонажи по алфавиту
- Мифологические персонажи по алфавиту
- Мифические существа в славянской мифологии
- Нечистая сила в славянской мифологии
- Духи места у славян
- Русалки
- Польские мифические существа
- Персонажи чешской мифологии
- Персонажи русской мифологии
- Лужицкая мифология
- Рожь
- Духи поля