Китеж
Ки́теж (Ки́тиж, Ки́диш, Ки́дош) — легендарный город, по преданию находившийся на берегу озера Светлояр (ныне село Владимирское, Воскресенский район, Нижегородская область). Согласно легенде, Китеж подвергся нашествию войск хана Батыя, после чего стал невидимым, и продолжает стоять на Светлояре, пока не наступит конец света. Широкую известность получила версия легенды, согласно которой Китеж исчез в водах Светлояра, что сделало озеро популярным туристическим объектом.
Легенды о Китеже
«Китежский летописец»
Легенда о Китеже сохранилась в письменном памятнике «Китежский летописец», созданном предположительно в конце XVIII века в среде старообрядцев Нижегородского Заволжья. «Китежский летописец» представляет собой альтернативную биографию реального исторического лица — великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича (1188—1238). Памятник является компилятивным сочинением, не имеющим конкретной исторической основы, за исключением главных действующих лиц, а также самого события монгольского нашествия. В тексте сочинения присутствуют многочисленные исторические несоответствия и анахронизмы — например, Юрий Всеволодович назван сыном псковского князя Всеволода-Гавриила (а не Всеволода Большое Гнездо), согласно сюжету, Юрий Всеволодович встречается с Андреем Боголюбским (умершим за 14 лет до рождения Юрия), указан возраст Юрия 75 лет (в действительности князь прожил только 49 лет), дважды указаны не совпадающие даты создания произведения.
Текст Китежского летописца условно делится исследователями на 2 части — собственно биография Юрия Всеволодовича, история основания и исчезновения Китежа, и «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже» — рассуждения эсхатологического характера о невидимости Китежа и способах попасть в него, с многочисленным ссылками на богословские труды.
В настоящее время установлено, что произведениями, которые, возможно, легли в основу «Китежского летописца», являются «Костромское житие Юрия Всеволодовича», памятник старообрядческой литературы «Письмо от отца к сыну», Откровение Иоанна Богослова, а также, возможно, надпись на Тмутараканском камне[1].
Согласно сюжету «Китежского летописца», Юрий Всеволодович ездит по различным русским княжествам и занимается строительством храмов. Отправившись из Ярославля на корабле вниз по Волге, князь попадает в Малый Китеж (современный Городец), где, основав Фёдоровский монастырь, отправляется сухим путём на восток от Волги. Преодолев реки Узолу, Санду, Санахту и Керженец, Юрий Всеволодович попадает на берега озера Светлояр и по просьбе местных жителей строит на его берегу город Большой Китеж — крепость размером 200 саженей в длину и 100 саженей в ширину, с каменными укреплениями и тремя церквями — Воздвиженской, Успенской и Благовещенской. После окончания постройки князь отправляется назад в Малый Китеж, попутно приказав измерить расстояние между двумя городами.
С началом Батыева нашествия Юрий Всеволодович встречает монгольское войско, но вынужден отступить в Малый Китеж, где некоторое время держит осаду. Вскоре князь ночью тайно выходит из города и отступает в Большой Китеж. На следующее утро Батый берёт Малый Китеж штурмом. Узнав от пленного местонахождение князя, Батый отправляет армию вслед Юрию Всеволодовичу в Большой Китеж, захватывает город, и убивает князя. После ухода Батыя город становится невидимым, и будет стоять на берегу Светлояра до Второго Пришествия Иисуса Христа:
«И егда прииде ко граду тому, нападе на град той со множеством своих, и взя той град Больший Китеж, что на брегу езера Светлояра, и уби благовернаго князя Георгия месяца февраля в 4 день. И поеха из града того нечестивый той царь Батый. И после его взяша мощи благовернаго князя Георгия Всеволодовича. И после разорения того запустеша грады те, Малый Китежь, что на брегу Волги стоит, Больший же, что на брегу езера Светлояра. И не видим будет Болший Китежь даже и до пришествия Христова»[2]
Устные легенды
Устные варианты легенд о Китеже отличаются большим разнообразием. В первой печатной публикации о Китеже, сделанной С. П. Мелединым, Китеж находится под холмами на берегу Светлояра:
«Окружные жители это место считают святынею, и их благоговение, издавна укоренившееся, не ослабевает, но усиливается: они утверждают, что в недрах земли под этим бугром есть город, и что в нем доныне живут святые люди»[3]
В романе П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» упоминается версия, что Китеж стал невидимым ещё до подхода войск Батыя, и таким образом вовсе избежал разорения, в отличие от версии «Китежского летописца»:
«Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и „тропу Батыеву“ и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор — с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Сокрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнем спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских»[4]
Наибольшую известность получила версия легенды, согласно которой Китеж скрылся в водах Светлояра, и с тех пор находится на его дне, причём в городе продолжается жизнь.
Научные исследования
Исследователи, занимающиеся китежской легендой, указывали[2], что заволжские старообрядцы, записавшие «Китежский летописец», были лишь редакторами дошедшей до нас версии, в основе же легенды лежат действительные события периода русского Средневековья.
Первым серьёзным научным исследованием, посвящённым китежской легенде, стала монография В. Л. Комаровича «Китежская легенда. Опыт изучения местных легенд» (1934). Согласно его выводам, своим названием Китеж обязан поселению Кидекша (близ Суздали). Городец был основан выходцами из Кидекши, почему и получил название Малый Китеж. В основу легенды легли действительные исторические события, связанные с разорением монгольскими войсками Городца и Кидекши, причём место действия было перенесено в Нижегородское Заволжье под влиянием позднейших событий — татарского набега 1408 года, и борьбы между русскими городами в XV веке[5]. Тем не менее некоторые исследователи отмечали, что предложенная В. Л. Комаровичем схема недостаточно аргументирована[1] и основана на недостаточном количестве сведений[6].
Советский и российский филолог Д. С. Лихачёв, указывал, что первоначальная версия легенды о Китеже появилась ещё в XIII веке в качестве реакции на недостаточно установленные обстоятельства гибели князя Юрия Всеволодовича в битве на Сити, что было зафиксировано в Новгородской Первой летописи[7][8]:
«И нача князь полкъ ставити около себе, и се внезапу Татарове приспеша; князь же не успевъ ничтоже, побеже; и бы на реце Сити, и постигоша и, и животъ свои сконча ту. Богъ же весть, како скончася: много бо глаголють о немь инии»Новгородская Первая летопись
Современные российские исследователи отмечают, что эсхатологические рассуждения, занимающие большое место в «Китежском летописце», характерны именно для периода, предшествующего монгольскому нашествию. Всплеск эсхатологических настроений на Руси в начале XIII в. был вызван началом Малого ледникового периода, который спровоцировал в Северо-Восточной Руси (то есть именно там, где позднее появилась легенда о Китеже) неурожаи, голод и эпидемии, что привело к массовому оттоку населения из городов — именно эти события и стали основой для появления мотива «ухода от мира», отразившегося в легенде о граде Китеже[9]. Указывалось, что заволжские старообрядцы могли заимствовать вышеуказанные представления от более раннего населения этих территорий, и что совпадение описанных в «Китежском летописце» реалий с реалиями домонгольской Руси позволяет достаточно определённо судить о времени появления китежской легенды[10].
Археологические исследования.
Археологические исследования с целью проверить достоверность китежской легенды начались ещё в дореволюционную эпоху. Первые раскопки на берегах Светлояра проведены ещё в 1867 году археологом-любителем Александром Поливановым — но он нашёл лишь несколько каменных топоров, и не обнаружил доказательств существования на берегах Светлояра средневекового русского поселения[11].
Во 60-х годах XX века окрестности Светлояра изучала археолог Т. И. Макарова и сделала вывод, что непосредственно берега озера люди не заселяли, а поселения возникали лишь на некотором отдалении от озера[11].
В 2011—2013 годах берега Светлояра изучала Ветлужская археологическая экспедиция под руководством Е. В. Четвертакова. В результате было обнаружено 3 средневековых русских поселения: Владимирское-1 (предварительно датировано XIII—XV вв.), Светлояр-1 (датировано XIV—XV вв.), и Светлояр-2 (предварительно датировано XIII—XV вв.)[12][13][14]. Проведенные исследования дали возможность Е. В. Четвертакову прийти к следующему выводу:
«Проведенные к настоящему моменту изыскания с большой долей вероятности позволяют отнести первоначальную русскую колонизацию округи оз. Светлояр ко 2‑й пол. XIV — 1‑й пол. XV в.»[12]
В искусстве
Литература
Впервые легенда о граде Китеже опубликована С. П. Мелединым в журнале «Москвитянин» в 1843 году («Китиж на Светлояровом озере»)[3].
Короленко В. Г. В пустынных местах (из поездки по Ветлуге и Керженцу). Москва, Т-во «Книгоиздательство писателей в Москве». 1918.
Мельников-Печерский П. И. «В лесах». Эксмо, М.1998.
Пришвин М. М. У стен града невидимого / М. Пришвин. - Москва : типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1909. - 189, [2] с.; 20.
Музыка
Римский-Корсаков Н. А. опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Галерея
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Нестеров И. В. Китежский летописец: проблема авторства, источников и времени составления . Краеведческий альманах - Волжский перекрёсток. Дата обращения: 12 июля 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Легенда о граде Китеже . Электронная библиотека ИРЛИ РАН. Дата обращения: 12 июля 2023.
- ↑ 3,0 3,1 Меледин С. П. Китиж на Светлояровом озере // Москвитянин. — 1843. — № 12. — С. 507—511.
- ↑ Мельников-Печерский П. И. В лесах .
- ↑ Комарович В. Л. Китежская легенда. Опыт изучения местных легенд. — М.—Л.: Издание Академии Наук СССР, 1936. — С. 152—153.
- ↑ Сиренов А. В. Путь к граду Китежу. — СПб.: "Дмитрий Буланин", 2003. — С. 161.
- ↑ Памятники литературы Древней Руси XIII век. — М.: Художественная литература, 1981. — С. 16.
- ↑ Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. — М.—Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1950. — С. 76.
- ↑ Асонов Н. В. [https://elibrary.ru/item.asp?id=48544460&pff=1 Русская культура XIII в. как отражение перестройки ценностно-целевых установок власти] // Ключевские чтения – 2022. Россия выбирает путь. — 2022. — С. 58—61. — ISSN 978-5-9973-6224-9.
- ↑ Кислов Т. С. Мотив скрытой святыни в культуре заволжского старообрядчества . Дата обращения: 28 июля 2023.
- ↑ 11,0 11,1 Морохин Н. В. Град Камен. Путешествие в Китеж. — Вече, 2015. — ISBN 978-5-4444-3635-6.
- ↑ 12,0 12,1 Четвертаков Е. В. Археологические работы Ветлужской экспедиции музея Нижегородского университета в районе оз. Светлояр в 2011–2013 гг. // Археологические открытия 2010 – 2013 годов : Сборник. — 2015. — С. 306—307. — ISSN 0568-5621.
- ↑ Град Китеж найден? На берегу озера Светлояр археологи обнаружили средневековое поселение (26.01.2012). Дата обращения: 12 июля 2023.
- ↑ Уж Китеж невтерпеж (11.06.2012). Дата обращения: 12 июля 2023.