Упырь

Упырь
Упир - ілюстрація, 2022.jpg
Упырь, существо славянских народных верований, мертвец-кровопийца, восстающего из могилы
Мифология славянская мифология
Имя на других языках от праслав. *ǫpirь, ст.‑слав. ѫпырь, укр. упирь, белор. упiр, болг. въпиръ, чеш. upir, словацк. upir
Связанные персонажи вурдалак, вампир, волкодлак

Упы́рь (от праслав. *ǫpirь, ст.‑слав. ѫпырь, укр. упирь, белор. упiр, болг. въпиръ, чеш. upir, словацк. upir), также вурдала́к, вампи́р, кровосо́с — в славянской мифологии мертвец, нападающий на животных и людей[1][2]. Значение слова упырь неясно, но некоторые считают, что слово означает «раздутый», с подтекстом — от крови жертв. Другие считают, что древняя форма этого слова значит «не преданный огню»[3].

Историческая справка

Упоминания об упырях встречаются в древнерусских источниках с XIV века. В этих источниках содержится информация о жертвах, которые язычники приносили берегиням и упырям[3].

Вера в упырей особенно сильна на Украине. На Русском Севере подобных поверий меньше[3].

В XVIII-XIX веках на Украине во время эпидемий людей, которых считали упырями, сжигали на кострах. Последнего упыря сожгли во время эпидемии холеры в 1873 году[3].

Описание

Образ упыря был заимствован народами Западной Европы у славян. Согласно древнерусским поучениям против язычников, те приносили жертвы (требы) упырям и берегиням до того, как стали поклоняться Перуну. Позже считалось, что упырями становились люди после смерти, но только те, кто был рождён от нечистой силы или испорчен ею. Ребёнка-упыря можно было узнать по двойному ряду зубов. Также упырями становились умершие, через чей гроб перескочила чёрная кошка (чёрт), нечистые («заложные») покойники, самоубийцы, колдуны и те, кто умер неестественной смертью[1][2].

По ночам упырь встаёт из могилы и в облике существа с чертами животного или налитого кровью мертвеца убивает животных и людей, реже высасывает кровь. После этого жертва может умереть и сама превратиться в упыря. По некоторым поверьям, существовали целые селения, населённые упырями. В литературе упыря нередко приравнивают к вурдалаку или волку-оборотню (волкодлаку)[1][2].

По украинским поверьям, существуют «живые» упыри. Считалось, что душа такого упыря может временно покидать тело и вредить людям. «Живые» упыри могли прятать свою душу под камнем или в земле. Согласно этому поверью, мёртвый упырь не опасен без живого. Восточнославянские поверья об упырях во многом схожи с общеевропейскими представлениями о вампирах[3].

Упырь чаще всего является в облике умершего человека, но одет он в одежду, в которой его похоронили. Его отличительными чертами являются хвост и, по некоторым поверьям, нарост под коленкой, скрывающий отверстие, через которое вылетает душа. Из могилы упырь может выходить в облике человека, кошки, летучей мыши или в каком-либо другом обличии. Ещё одна характерная особенность упыря — красные глаза и яркий румянец на лице[3].

Упырь лежит в могиле на боку или лицом вниз, иногда даже курит трубку. Днём он остаётся в могиле, а по ночам выходит из неё и посещает свой дом, а также дома соседей и знакомых. Упырь бесчинствует только в пределах родного села, в крайнем случае может добраться до окрестных земель, но на рассвете он должен вернуться в могилу[3].

Упырь, проникая в дом ночью, приникает к груди своей жертвы и выпивает кровь из сердца. По легенде, его язык остр, как змеиное жало. Особую опасность упыри представляют для молодожёнов и младенцев[3].

В народе существовало поверье, что женщина может забеременеть от мёртвого мужа и даже родить ребёнка. Согласно этому суеверию, такой ребёнок мог родиться с физическими уродствами и либо умереть сразу после рождения, либо исчезнуть. Беременность могла длиться неестественно долго и даже привести к смерти женщины. В некоторых историях у женщины живот был набит песком. Считалось, что от посещения мёртвого мужа женщина слабеет, чахнет, заболевает и может умереть, если не предпринять никаких мер. Сама женщина не могла избавиться от визитов покойника, присохшего к ней. Только посторонний человек мог понять, что происходит, и дать совет, как спастись. Для этого использовались приёмы, основанные на одном принципе: удивить опасного гостя чем-то из ряда вон выходящим и невозможным в человеческой жизни. Согласно поверьям, существовал ещё один способ избавиться от нежелательного гостя[3]:

Сесть на пороге, расчёсывать волосы и одновременно жевать зерна конопли. Покойник спросит : «Что ты делаешь?» Надо ответить: «Вшей ем». Покойник на это скажет: «Разве можно вшей есть?» А женщина должна дать уже известный ответ: «А разве можно мёртвому к живой ходить?» После этого ходячий мертвец навсегда оставит свою жену в покое.

Упыри считались причиной чумы, холеры и других опасных болезней. Во времена эпидемий предполагалось, что упыри, подчиняясь приказам своего «старшего», поражают сердце и другие жизненно важные органы человека, что приводит к смерти жертвы[3].

Уничтожение упырей

В поверьях об упырях имеется немало советов о том, как обезвредить упыря или уничтожить. Рекомендуется трупу забивать рот песком, завязывать глаза, подрезать жилы под коленками и подкладывать туда щетину. Эти махинации производили чтобы упырь не мог ходить. Также, чтобы обезопасить село, гроб с телом трижды обносили вокруг населённого пункта[3].

Действенным средством против хождения умерших считалось обсыпать могилу просом или диким маком. Для этого во время похорон сеяли мак по дороге от дома до кладбища. По поверью, покойник не сможет вернуться в дом до тех пор, пока не соберёт все зёрна[3].

Надёжный способ избавиться от упыря — это вбить осиновый кол в тело или могилу. Также считалось, что для уничтожения упыря можно разрыть могилу, отрезать голову и положить её лицом вниз между ног. Нередко трупы упырей перезахоранивали или сжигали[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах / под ред. С. А. Токарева. — М.: Советская энциклопедия, 1992. — Т. 2. К—Я. — С. 549. — 719 с. — ISBN 5-85270-072-Х. — ISBN 5-86018-015-2.
  2. 2,0 2,1 2,2 Мифологический словарь / Гл. ред Мелетинский Е. М.. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с. — ISBN 5-85270-032-0.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. — М.: Издательство АСТ, Издательство Астрель, 1999. — С. 225—233. — 527 с.