Кощей

Коще́й (Каще́й) Бессме́ртный — персонаж восточнославянской мифологии и фольклора, встречающийся преимущественно в волшебных сказках[1]. В древнейших представлениях он выступал как повелитель мира мёртвых, подобный античному Аиду.

Кощей
Ivan Bilibin Koshchey.jpg
Билибин И. «Кощей Бессмертный»
Описание Пленник Марьи Моревны, а затем её похититель; злой колдун
Мифология славянская
Тип Фольклорный персонаж-антагонист
Толкование имени «худой, тощий»
Супруга Марья Моревна
Связанные персонажи
Связанные понятия Кощеево царство
Атрибуты Жезл
Упоминания

В фольклорной традиции Кощей предстаёт злым чародеем и некромантом, который часто похищает невесту главного героя и правит как царь-колдун. В фольклорной традиции персонаж изображается как всадник на волшебном коне, способном говорить, а его внешность традиционно представляется в виде худого высокого старика. У Александра Пушкина Кощей получил дополнительную характеристику скупца, что отражено в строке «там царь Кащей над златом чахнет»[2].

Непременным атрибутом персонажа служит жезл, а среди связанных с ним фигур выделяются Марья Моревна как возможная супруга, Иван-царевич как противник и Баба-Яга как союзница или родственница.

Имена и этимология

Имя персонажа имеет многочисленные варианты написания и произношения. В русской традиции закрепились формы Кощей и Кащей, тогда как в былинах встречаются Кощеюшко, Кощег, Кощерище, Кощуй и Кошель. Этимология имени вызывает споры среди исследователей и связана с двумя омонимичными рядами.

Владимир Даль возводил имя «Кащей» к глаголу «кастить», означающему «вредить, пакостить», с последующим переосмыслением через слово «кость» как обозначение крайне худого существа[3]. Макс Фасмер выделил два независимых этимологических ряда: первый связывает имя со значением «худой, тощий; скряга» и восходит к общеславянскому *kostь, образуя адъективную форму *koštіі по типу склонения слова «божий»; второй ряд возводит древнерусское значение «отрок; мальчик; пленник; раб» к тюркскому košči «невольник», образованному от koš «лагерь, стоянка»[4]. С этим тюркским корнем родственны украинское «кошевой» как обозначение главы войска, древнерусское «кош» в значении «лагерь», белорусское выражение «становиться лагерем», а также обозначение странника в тюркских языках.

В письменных источниках термин зафиксирован с древнейших времён. «Слово о полку Игореве» содержит выражение «в седло кощеево», где слово употреблено в значении «пленник; раб»[5]. Ипатьевская летопись использует термин для обозначения воина из обоза как синоним «седельника». Источники XII века называют «кошеем» должностное лицо походного войска.

Имя Кощей или Кошькей засвидетельствовано как личное в берестяных грамотах XII века, найденных в Новгороде и Торжке. Московская берестяная грамота № 3 конца XIV века была обнаружена 12 августа 2007 года при раскопках в Тайницком саду Московского Кремля. Исследователь Р. Наиров предполагал, что первоначальным именем персонажа было Карачун.

История образа

Половецкая гипотеза происхождения образа связывает Кощея с ханом Кончаком, названным «кошеем» в значении «раб» в «Слове о полку Игореве». Кончак прибыл или вернулся из Грузии в степь приблизительно в 1126–1130 годах, а к 1172 году стал вождём половцев и участвовал в восстании. Последнее летописное упоминание о нём датируется 1203 годом, когда произошло взятие Киева. Исследователи трактуют это как свидетельство необычайно долгой жизни хана, возможно, превышавшей 100 лет и охватывавшей шесть поколений. Любовь Кощея к золоту может отражать функцию хранителя ресурсов «коша», а мотив иглы в яйце мог возникнуть под влиянием тюркских яйцеобразных амулетов с наконечниками стрел.

В славянских сказках образ Кощея фиксируется не позднее XVIII века[6]. Последующая христианская традиция могла демонизировать язычника, хотя известны факты спасения Кончаком князя Игоря и родственных связей через брак сына Игоря с дочерью Кончака.

Джеймс Джордж Фрэзер провёл сравнительный анализ образа Кощея с библейским Самсоном. Оба персонажа выступают народными вождями или судьями и обладают чудесной силой: у Самсона она сосредоточена в волосах, а у Кощея выражена в невозможности победить его обычными средствами через помещение смерти вне тела. Обоих связывают браки с иноплеменными женщинами, имевшие трагические последствия, а их любовницы выпытывают тайну силы. Оба проходят через плен и чудесное освобождение[6]. Фрэзер отметил, что при ином ракурсе рассказа возможна смена ролей злодея и жертвы.

Устойчивый визуальный образ Кощея как высокого и худого старика закрепил в русской культуре художник Иван Билибин, работавший в 1876–1942 годах.

Живописные интерпретации образа создали Сергей Малютин в картине «Кощей» 1904 года и Виктор Васнецов в произведении «Марья Моревна и Кащей Бессмертный» 1926 года[7]. Обязательным атрибутом персонажа в изобразительной традиции стал жезл.

Сергей Малютин, Кощей (1904)
Сергей Малютин, Кощей (1904)

Особенности персонажа

Магические способности Кощея включают превращение людей в различные существа и предметы. В сказке «Иван Соснович» он обращает в камень целое царство[8], в сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана-царевича в орех[9], а в сказке «Царевна-змея» превращает отказавшую ему царевну в змею[9]. Сам Кощей часто принимает облик ворона. Он может наводить сон, который снимается игрой на зачарованных гуслях, и ездит на трёхногом или семиногом коне. В некоторых вариантах у него есть клыки, он владеет магическими предметами вроде плащей и колец. В сказке «Иван Быкович» веки Кощея столь тяжелы, что их поднимают слуги, а сам он лежит на железной кровати.

Уязвимость Кощея связана с обезвоживанием. Провисев на цепях без пищи и воды 10 лет (по другому варианту — 300 лет), он выпивает 3 ведра воды, разрывает 12 цепей и вырывается из подземелья Марьи Моревны. Мотив давнего пленничества встречается часто: 300 лет в башне или подземелье, скованный цепями. Центральным элементом уязвимости служит мотив смерти вне тела. Игла находится в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в ларце или сундуке. Ларец висит на дубе на чёрной горе или спрятан и закован на далёком острове Буяне. В различных вариантах заяц может находиться в бревне, а бревно — в пруду на Буяне. Уничтожение яйца или иглы приводит к гибели Кощея. Фольклорная формула часто начинается словами «на море-океане есть остров».

Сюжеты и персонажи

Кощей упоминается в сказках «Марья Моревна», «Царевна-лягушка», «Царевна-змея», «Иван Соснович», «Медведко», «Кощей Бессмертный», «Иван Быкович», «Меднобородый». В авторской литературе образ встречается у Василия Жуковского в «Сказке о царе Берендее» и у Александра Пушкина в «Руслане и Людмиле». Былины «Садков корабль стал на море» и «Иван Годинович» также содержат упоминания Кощея.

Кощей выступает типичным антагонистом и соперником героя в сказочных сюжетах, связанных с темами любви и соперничества, часто как похититель невест. Его противниками становятся Баба-Яга, выступающая иногда союзницей, иногда матерью или тёткой Кощея, а также богатыри Горыня, Дубыня и Усыня в сказке «Иван Соснович». Кощей убивает двоих богатырей и смертельно ранит третьего, но гибнет от рук Ивана. В отдельных вариантах Кощей предстаёт царём-колдуном и пленником, скованным на века. Исход борьбы нередко решает волшебный конь героя.

В сказке «Марья Моревна» Кощей томится в подземелье Марьи Моревны, после освобождения похищает её[9]. Несколько попыток бегства пресекаются благодаря быстрому коню Кощея. Иван добывает у Бабы-Яги коня ещё быстрее, нагоняет Кощея, и конь Ивана лягает Кощея, размозжив ему голову. Далее Иван либо добивает его палицей, либо сжигает тело и развеивает пепел.

В сказке «Царевна-змея» Кощей превращает отказавшуюся выйти за него царевну в змею[9]. В сказке «Царевна-лягушка» наказание лягушачьей кожей накладывается на героиню за отказ выйти замуж за Кощея. В сказке «Иван Соснович» происходит усыпление или окаменение целого царства и похищения[8]. Смерть Кощея находится в яйце в ларце под горой, герой выкапывает гору, разбивает яйцо и побеждает. В поединке с богатырями Кощей убивает двоих и смертельно ранит третьего. В сказке «Елена Прекрасная» Кощей превращает Ивана-царевича в орех.

Сюжеты с Кощеем часто соответствуют типу AT 302 по международной классификации сказочных сюжетов, где центральным мотивом служит смерть вне тела[9]. Образ встречается также в сюжетах типа AT 313 «Волшебное бегство»[9]. Помимо русских сказок, персонаж известен в белорусском фольклоре. Чешская сказка «Меднобородый» и польская сказка «Пять овечек» содержат образ Кощея Меднобородого, владыки подземного царства, выходящего из водной сферы и имеющего медную бороду.

Родственные фигуры встречаются в других славянских традициях: сербский Баш-Челик с именем «Голова из стали», венгерский Свинцеголовый монах, словацкий Железный монах. Параллели с Кощеем обнаруживаются в кельтском Балоре, валлийском Исбаддене и сербском Вие. Легенда о Кощее в славянских сказках засвидетельствована документально не позднее XVIII века.

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный (1926)
Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный (1926)

Культурное влияние

В литературе образ Кощея получил многочисленные интерпретации:

  • Александр Пушкин представил его в поэме «Руслан и Людмила» как царя, чахнущего над златом.
  • Аркадий и Борис Стругацкие включили Кощея в роман «Понедельник начинается в субботу» как одно из существ в НИИЧАВО.
  • В серии комиксов «Хеллбой» персонаж фигурирует в историях и мини-сериях Koshchei the Deathless и Koshchei in Hell 2023 года.
  • Романы Кэтрин Арден «Девушка в башне» представляют Кощея главным антагонистом.
  • Аликс Харроу в произведении «Однажды и навсегда. Ведьмы» трактует его как ведьму из старой сказки.
  • Кэтрин Валенте в романе «Бессмертный» переосмысляет сюжет на фоне России XX века.
  • В романах-спин-оффах по сериалу «Доктор Кто» имя Koschei (Кощей) становится настоящим именем Мастера.

В музыкальном искусстве русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский использовал образ Кощея как злодея в балете «Жар-птица». Николай Андреевич Римский-Корсаков (композитор, педагог, дирижёр) создал оперу «Кащей бессмертный»[10]. Сергей Малютин написал картину «Кощей» в 1904 году, Виктор Васнецов — произведение «Кащей Бессмертный» в 1926 году. Иван Билибин сформировал канонический облик персонажа в своих иллюстрациях.

В кинематографе Александр Роу снял фильм «Кащей Бессмертный» в 1945 году, где роль исполнил Георгий Милляр, сыгравший Кощея также в фильме «Огонь, вода и медные трубы» 1968 года. Кукольный фильм «Краса ненаглядная» вышел в 1958 году. Образ появился в фильмах «Новогодние приключения Маши и Вити» 1975 года; «Там, на неведомых дорожках» 1982 года с Александром Филиппенко; «После дождичка в четверг» 1985 года с Олегом Табаковым в постмодернистской трактовке образа; «На золотом крыльце сидели» 1986 года; «Лиловый шар» 1987 года; «Книга Мастеров» 2009 года. В фильме «Последний богатырь» 2017 года Кощей представлен как один из немногих случаев, где персонаж не является злодеем. Мультфильм «Кощей. Похититель невест» 2022 года использует мотив искупления любовью[11].

В телевизионных проектах персонаж фигурирует в эпизоде «Красная угроза» сериала Grimm. Детские проекты с отсылками к образу включают «Команду Умизуми» и Little Einsteins. В настольной ролевой игре Dungeons & Dragons демон-владыка Kostchtchie был опубликован в 1983 году в издании Monster Manual II. В MMORPG RuneScape присутствует персонаж Koschei the Deathless. Серия The Incredible Adventures of Van Helsing использует смерть Кощея как ключевой предмет во второй части, а в третьей части персонаж Prisoner Seven раскрывается как Кощей и становится главным антагонистом. В стратегии Dominions 4: Thrones of Ascension герой фракции Bogarus, стилизованной под средневековую Русь и славянскую мифологию, связан с образом. Сюжет игры Rise of the Tomb Raider вдохновлён легендой о Кощее. Настольная игра Dorn: Koschei's Eternal Return вышла как дополнение в 2009 году[12].

Литература

Примечания

  1. Евгеньева А. П. Кощей // Энциклопедиум. Малый академический словарь.
  2. Пушкин А. С. Поэмы. Сказки // Полное собрание сочинений в десяти томах. — Москва–Ленинград, 1950. — Т. 4. — С. 12. — 551 с.
  3. Даль В. И. Статья «КАЩЕЙ». Толковый словарь живого великорусского языка. Дата обращения: 14 октября 2025.
  4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс, 1986. — Т. 2. — С. 362. — 672 с.
  5. Соколова Л. В. Кощей // Энциклопедия «Слова о полку Игореве». — СПб., 1995. — Т. 3. — С. 97–99.
  6. 6,0 6,1 Новиков Н. В. Кащей Бессмертный: о специфике образа в восточнославянской сказке. — М.: Наука, 1966. — С. 150–175. — 356 с.
  7. Кощей Бессмертный — кто это такой. Портал «Культура.РФ».
  8. 8,0 8,1 Иван Соснович. Беломорское народное творчество. Сказки.Ру.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 Афанасьева А. Н. Василий-царевич и Елена Прекрасная // Народные русские сказки. — М., 1985. — Т. 2. — С. 368–371.
  10. Гусейнова З. М. «Кащей Бессмертный» Н.А. Римского-Корсакова: от текста сказки — к оперному тексту // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. — 2019.
  11. Корф О. Рецензия на мультфильм «Кощей. Похититель невест». Kinoafisha.info.
  12. Daněk, J., Daněk, J., Dřevíkovský, J., Kozák, F., et al. Dorn: Koschei's Eternal Return // Altar Games, Loris Games. — 2009.

Ссылки