Василиск

Материал из «Знание.Вики»
Василиск
Baziliszkusz.jpg
змей или змей-петух
Мифология византийская, славянская, греческая, германская
Отец старый петух
Мать птица Ибис
Связанные персонажи дракон
Характерные черты смертоносный взгляд и дыхание
Происхождение чудовище рождалось из яйца птицы Ибис или яйца старого петуха

Васили́ск — мифическое зооморфное существо (змей-петух), убивающий взглядом или дыханием[1]. Василиск — существо, окутанное тайной и неоднозначное в своей интерпретации, фигурирует в самых разнообразных источниках, начиная от древнегреческих мифов и Библии, заканчивая современной гербальной символикой и даже зоологической классификацией[2].

Образ Василиска. Интерпретация

Василиск на мосту Веттштайнбрюке, Базель
Аллегория силы веры, Иоганн Михаэль Цинк. Кладбищенская церковь Святого Себастьяна, Вольфрамс-Эшенбах (Германия), 1741 год

Мифология

В мифологии василиск — это чаще всего химера, соединяющая в себе черты змеи и петуха. Однако его образ крайне вариативен. В некоторых источниках он представлен как небольшая змея, в других — как существо внушительных размеров, способное сравниться с крупным драконом. Описание внешности также меняется: то это змея с петушиной головой и гребнем, то — существо с чешуйчатым телом, лапами, крыльями и даже на голове[3].

Цветовая гамма также разнообразна — от изумрудно-зелёного до кроваво-красного. Однако, практически все описания сходятся в одном: глаза василиска смертельно опасны. Его взгляд, согласно легендам, мгновенно убивает[3]. Сила взгляда связана с солнечной энергией, которую василиск способен накапливать и концентрировать в своих глазах. Распространено поверье, что от взгляда василиска может защитить только зеркало, отражающее его взгляд[1]:

… зеркало пред ним поставлю, и как он увидит в зеркало образ свой, то умирает

В Библии, по интерпретации некоторых толкователей, василиском называется одна из ядовитых змей, возможно, гадюка или кобра. Информация о происхождении тоже имеет разные интерпретации[3]:

Современник Аммиана, знаток Египта Кассиан категорически утверждает, что нет сомнения в том, что василиски рождаются из яиц птицы, которую в Египте зовут ибисом

…неясно только, в какое время с петухом стали связывать и легенду о рождении василиска. В бестиарии Пьера де Бове (1218) рассказывается о том, что яйцо василиска начинает формироваться в теле старого петуха. Петух откладывает его в укромном месте на кучу навоза, где его насиживает жаба. Из яйца вылупляется петух с длинным змеиным хвостом, который и есть самый настоящий василиск

Плиний Старший в своей «Естественной истории» также упоминает василиска, описывая его как змею с мифическими способностями, но с акцентом на его ядовитости и царственности. Само название происходит от др.-греч. βασιλίσκος — царь (царёк), что уже намекает на его предполагаемое могущество и царственную природу. Его описание, хотя и наделено мифологическими чертами, похоже на описание реальных ядовитых змей, что указывает на возможность того, что Плиний основывался на реальных наблюдениях или преданиях о ядовитых рептилиях[2].

Зеленый василиск (Basiliscus plumifrons), канал Тортугеро, Коста-Рика, 2020 год

Зоология

Современная зоология использует название «василиск» для обозначения рода ящериц (Basiliscus) семейства Corytophanidae, обитающих в Центральной и Южной Америке. Эти ящерицы названы так благодаря наличию у самцов характерного высокого гребня на затылке, напоминающего корону или петушиный гребень — отсылка к мифологическому василиску[3].

Они не обладают смертоносным взглядом, но прекрасно приспособлены к жизни в тропических лесах и обладают удивительными способностями к передвижению по воде и деревьям. Способны бегать по воде, удерживаясь на поверхности благодаря быстрым движениям задних ног, пальцы которых имеют чешуйчатую оторочку. Питаются преимущественно насекомыми. Откладывают 12—18 яиц. В отличие от мифического прототипа, они абсолютно безобидны для человека[4].

Геральдика

В геральдике василиск — символ царственности, могущества, а также свирепости и опасности. Его изображение на гербах и знамёнах указывает на власть, несокрушимость и способность побеждать врагов. Василиск часто изображался в окружении различных аллегорических символов, подчёркивающих его особые свойства и могущество[5].

В некоторых культурах василиск, помимо негативных, несёт также и позитивные символы, например, символ защиты и удачи. Образ василиска, эволюционируя на протяжении веков, превратился из мифологического существа в символ, многозначно интерпретируемый в различных культурах и эпохах, от древнегреческой мифологии до современной геральдики и зоологии. В каждом контексте его характеристики и значение меняются, отражая культурные и исторические особенности той или иной эпохи[5].

Образ Василиска у славян

Василиск, вылупившийся из яйца птицы ибис. «Иероглифика» Пиерио Валериано Больцани, Франкфурт, 1678 год

Верования славян о василисках были глубоко укоренены в народной культуре, тесно переплетаясь с повседневной жизнью и магическими представлениями. Легенды гласили, что василиски — ужасные создания, способные одним взглядом убить. Могли появиться из яиц, снесённых старыми петухами, достигшими семилетнего возраста. Это поверье порождало у простых крестьян боязнь и предосторожность[1].

Держать в хозяйстве петухов старше семи лет считалось крайне рискованным. Любое яйцо, отложенное таким петухом, рассматривалось как потенциальная угроза, способная привести к появлению смертоносного василиска. Поэтому старых петухов зачастую забивали, избегая риска. Однако, не все боялись василисков. Колдуны и знахари, обладавшие, как считалось, особыми знаниями и магической силой, не опасались этих существ, а, напротив, использовали мифические яйца в своих ритуалах[6].

Они собирали яйца, снесённые старыми петухами, осознанно рискуя, и применяли различные методы для «высиживания» василисков. Один из способов, упомянутый в легендах, — ношение яйца за пазухой, близко к телу, чтобы поддерживать необходимую для инкубации температуру. Другой метод был более практичен: зарывание яйца в навозную кучу, которая обеспечивала естественное тепло и влажность[7].

Народ иногда утверждает, не знаю по каким приметам, что это яйцо петушье: что петухам во сто лет разрешено снести одно только такое яйцо; а если девка поносит его шесть недель под мышкой, то из него вылупится василиск. Об этом василиске есть множество рассказов: он делается оборотнем, или соединяется с злым человеком, с колдуном, и невидимо в нём живёт; он вообще исполняет все приказания мачехи своей, выносившей его под мышкой, приносит ей золото, мстит за неё тем, на кого она зла, даёт ей разные вести и прочее.Владимир Иванович Даль

Важно отметить, что методы «высиживания», описанные в фольклоре, не имеют научного обоснования. Яйцо петуха, само по себе, не может содержать зародыш василиска, так как петухи физиологически неспособны нести яйца. Вера в возможность появления василиска из яйца петуха является метафорой, символизирующей опасность неконтролируемой силы и непредвиденных последствий[5].

Использование яйца в ритуалах колдунов возможно было связано с символизмом яйца как начала жизни, а также с представлением о скрытой внутри яйца могущественной силе, которую можно освободить. Верования славян о василисках отражают сложное взаимовплетение реальных наблюдений, мифологических представлений и страхов, связанных с непостижимыми силами природы и мистическими способностями человека[5].

Легенды о василисках служили не только источником ужаса, но и отражали глубинные культурные коды и мировоззрение славянского народа. Они являются важной частью фольклорного наследия, способствуя пониманию исторических и культурных процессов[5].

Коли жив, кто тебя видел. Зря нам сказки говорит. Коль не умер, то не видел. Ведь кто умер, тот молчит.Хорхе Луи Борхес

Литература

  • Белова О. В. Славянский бестиарий: Словарь названий и символики. — М.: Индрик, 2000. — 318 с. ISBN 5-85759-100-7
  • Борхес X. Л. Книга вымышленных существ. — М.: Азбука, 2000. — 256 с. — ISBN 978-5-389-21328-9
  • Ивик О. Мифозои: история и биология мифических животных. — Альпина нон-фикшн, 2022. — 368 с. — ISBN 978-5-00139-695-6
  • Непомнящий Н. Н. Экзотическая зоология. — М.: АСТ, Олимп, 1997. — 101 с. — ISBN 5-7390-0147-1

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Белова О. В. Славянский бестиарий: Словарь названий и символики. — М.: Индрик, 2000. — С. 67. — 318 с. — ISBN 5-85759-100-7.
  2. 2,0 2,1 Борхес X. Л. Книга вымышленных существ. — М.: Азбука, 2000. — С. 12—15. — 256 с. — ISBN 978-5-389-21328-9.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Непомнящий Н. Н. Экзотическая зоология. — М.: АСТ, Олимп, 1997. — 101 с. — ISBN 5-7390-0147-1.
  4. Биологический энциклопедический словарь / Главный редактор М. С. Гиляров. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — С. 88. — 831 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Ивик О. Мифозои: история и биология мифических животных. — Альпина нон-фикшн, 2022. — 368 с. — ISBN 978-5-00139-695-6.
  6. Даль В. И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. — М.: Терра, 1997. — С. 86. — 317 с. — ISBN 5-300-00955-5.
  7. Непомнящий Н. Н. Экзотическая зоология // Вестник культурологии : журнал. — 2015. — № 3 (74). — С. 88—92.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!