Ведьма

Ведьма
Микешин О. М., Ведьма на Хоме Бруте.jpg
Микешин О. М., Ведьма на Хоме Бруте
Описание женщина, практикующая колдовство
Толкование имени «та, что обладает ведовством, знанием», волшебница, колдунья, чаровница
Занятие практическая магия (колдовство)
Связанные понятия
Связанные события
Атрибуты метла или веник
Животное козёл
Отождествления колдун
В иных культурах -

Ве́дьма (ст.‑слав. вѣдьма — «та, что обладает ведовством, знанием» от ст.‑слав. вѣдѣти — «знать, ведать»; также вештица, колдунья, волшебница, чаровница, босорка) — женщина, которая занимается колдовством. В низшей мифологии и в народных поверьях ведьмами считали женщин, вступивших в союз с дьяволом или другой нечистой силой ради обретения сверхъестественных способностей[1][2][3][4].

Историческая справка

Периодически издавались указы, защищающие ведьм. В 643 году лангобардский король Ротар создал эдикт, который запрещал христианам верить в то, что женщина может быть вампиром и пить кровь живых людей. Тем же эдиктом король Ротар призывал судей не допускать убийство женщин на основе таких обвинений. Позже Карл Великий издал указ, призывающий казнить верующих в существование нечисти[5].

Во время эпидемий, стихийных бедствий и иных неприятностей в этих несчастиях обвиняли живущую рядом знахарку. Нет достоверных данных, сколько ведьм, колдуний и знахарок погибло из-за самосудов местных жителей[5].

В Западной Европе до эпохи развитого Средневековья вера в ведьм признавалась «вредным» суеверием. В 1484 году издана папская булла «Summis desiderantes affectibus». Булла призывала к уничтожению ереси и колдовства в Рейнской области, что в том числе стало началом инквизиции. На рубеже XVXVI веков начались массовые преследования ведьм[1][5].

В первой половине XV века в период мировой язы во Пскове живьём сожгли 12 женщин, которые были обвинены в чародействе. Во времена царя Алексея Михайловича старицу Олёну сожгли в срубе вместе с обнаруженными у неё чародейскими бумагами и кореньями. Обвинили её в порче людей и обучении ведовству[4].

В 14871489 годах инквизиторы Инститорис и Шпренгер опубликовали сочинение «Молот против ведьм». В «Молоте» находились обоснования необходимости преследования ведьм. Это сочинение на два века стало основным руководством для церковных и светских судов, которые рассматривали дела о ведовстве. В «Молоте» также ведьмам приписывалась способность лишать мужчин половой силы. Ведьм сжигали на кострах[3][5].

В XVI—XVII веках церковь и светские власти ведьм рассматривали не как одиночек, а «антицерковь» во главе с Сатаной. С того же периода начали говорить о шабашах, на которых собирались ведьмы. Шабаш являлся символом того, что культ ведьм поддерживал перевёрнутый церковный культ[3].

Согласно свидетельству историка Татищева, в 1714 году одна женщина была приговорена к смерти за колдовство. Кроме этого, она умела оборачиваться сорокой. В украинских и белорусских судебных документах XVII—XVIII веков имеются обвинения женщин в общении с нечистой силой и полётах на шабаш[4].

Вместе с верой в злых ведьм в народе существовала вера и в добрых ведьм. Добрые ведьмы могли нейтрализовать действия злых и вступали с ними в противоборство. В период гонения ведьм существовали два мнения: одно отстаивало веру в ведьм и необходимость их истребления, другое — не ставило под сомнения веру в ведьм, но критиковали гонения[3].

Описание

Ведьма. «Живописная Россия», том 5, 1897.

По поверьям, женщина может стать ведьмой, когда в неё вселяется злой дух. Это может произойти по её желанию или против воли. Сила ведьмы могла передаваться по наследству: от матери — ведьмы; дар от умирающей ведьмы. Причём при передаче дара считалось, что ведьма не может умереть, пока не передаст свою силу. Ведьминская сила может быть приобретена вследствие половой связи или при заключении договора с дьяволом[1][4].

В русском народе верили, что ведьмы есть двух видов: «рождённые» и «учёные». Рождённые ведьмы знали больше учёных и могли творить как добро, так и зло. Ведьмой от рождения могла стать дочь ведьмы или девочка, которая рождена вне брака во втором или третьем поколении (то есть её предки по женской линии тоже были внебрачными дочерьми). Кроме этого, ведьмой могла родиться пятая или седьмая дочь, где подряд рождались одни девочки. Существует поверье, если беременная женщина в Сочельник случайно проглотит кусочек угля, то рождённая дочь станет ведьмой, а сын — колдуном. Учёная ведьма может творить только зло и не может исправить вред, который причинила сама. Учёной ведьмой могла стать женщина, которая добровольно поступила на обучение к ведьме и отреклась от Христа. Женщина должна была совершить кощунство и поругание хлеба, иконы или креста. Это должно было быть совершено на берегу реки, на перекрёстке дорог, возле водяной мельницы, а после прочитать «Отче наш» наоборот. Окончательно женщина может стать ведьмой только после встречи с чёртом. Чёрт вселяется в женщину, сожительствует с ней или поступает к ней в услужение, но обязательно должен заключить с ней договор. Учёной ведьмой может стать женщина, если умирающая ведьма передаст ей своё ведовство через какой-либо предмет[4].

Яркой отличительной чертой ведьмы по поверьям считался хвост — голый у молодой ведьмы и обросший волосами у опытной. На Украине считалось, что при пробуждении ведьма прятала свой хвост, поэтому его можно было увидеть только у спящей ведьмы. Волосы у колдуньи растут необычным образом: обросшие ноги, сросшиеся брови, усы на верхней губе, по хребту от затылка до пояса тонкая полоска волос, под мышками и в интимной зоне нет волос[4].

Признаками ведьмы считались различные уродства: костлявые руки, хромота, сутулость, горб, два ряда зубов, крючковатый нос. На Русском Севере считалось, что наиболее сильные ведьмы обрастают мхом. Ведьма может выдать себя взглядом: она не могла смотреть прямо в глаза, поэтому глаза всегда бегают, а в зрачках изображение человека перевёрнуто[4].

Ведьмам приписывают умение летать, принимать другой облик (оборотничество), наводить порчу на скот и людей, а также вызывать мор, засуху и прочее. Считается, что ведьма не тонет в воде, поэтому для выявления ведьм их загоняли в воду[1]. По поверьям, ведьма оборачивается чаще всего собакой, свиньёй, кошкой, зайцем, вороной, сорокой, большой жабой или совой[4].

По поверьям, особо опасными ведьмы становились в новолуние и полнолуние, а также в периоды календарных праздников. Ежегодно ведьмы слетаются на шабаш в праздник Вальпургиева ночь[1]. Согласно мифам русского народа, шабаш является любимым развлечением ведьм. Шабаши могут проходить на перекрёстках, старых деревьях, полевых межах. Чтобы добраться на шабаш, ведьмы натираются специальной мазью, садятся на кочергу, помело, берёзовую палку или хлебную лопату и вылетают в трубу. На шабаш ведьма может отправиться на животном или человеке[4].

Редко, но думали, что ведьмы могут приносить пользу окружающим. К ней могли обратиться за советом, чтобы выбрать подходящий день для сева или пахоты, а также в случае стихийных бедствий и болезней[4].

Ведьмы в культуре

В славянской мифологии и фольклоре ведьм наделяли способностью насылать вихри, грозовые тучи, град, похищать росу, небесные светила, дожди, молоко у коров, наводить порчу на людей и скот. Ведьмы устраивали оргии и сборища на «Лысой горе» в ночь на Ивана Купалу, при встрече весны и на Коляду. Ведьмы сожительствовали с нечистой силой, например, Огненным змеем[3][4].

В былине о Добрыне чародейка Маринка вступила в связь со Змеем Горынычем. Это сближает образ ведьмы с женским персонажем славянского мифа об измене супруги бога-громовержца со змеем (сродня также с Мара, Марена и Мокошь)[3].

В русской легенде при Иване Грозном сжигали женщин, которых подозревали в колдовстве. Две из них обернулись сороками и вылетели в трубу. Их пытался заклясть Иван Грозный[4].

Ведьмы в кино

В подборку фильмов о ведьмах на сайте Кинопоиск вошли 39 фильмов[6]:

  1. Братья Гримм — 2005 год, Чехия.
  2. Ночной Дозор — 2004 год, Россия.
  3. Астрал — 2010 год, США.
  4. Ноябрь — 2017 год, Эстония.
  5. Суспирия — 2018 год, Италия.
  6. Пастушья кукла — 2010 год, Швейцария.
  7. Гретель и Гензель — 2020 год, Ирландия.
  8. Ведьма любви — 2016 год, США.
  9. Первая ведьма — 2019 год, США.
  10. Демон внутри — 2016 год, Великобритания.
  11. Видимая тьма — 2019 год, Великобритания.
  12. Ведьма — 2015 год, Великобритания.
  13. Последний охотник на ведьм — 2015 год, США.
  14. Малефисента — 2014 год, США.
  15. Чем дальше в лес — 2014 год, США.
  16. Гремучая змея — 2019 год, США.
  17. Проклятый лес — 2019 год, Канада.
  18. Фея — 2018 год, Индия.
  19. Чародейка — 2018, Дания.
  20. Явление — 2008 год, США.
  21. Присягнувшая тьме — 2018 год, Великобритания.
  22. Муза смерти — 2017 год, Испания.
  23. Ведьмы — 2020 год, США.
  24. 7 Ведьм — 2017 год, США.
  25. Не стучи дважды — 2016 год, Великобритания
  26. Чёрная вода — 2015 год, Россия.
  27. Ведьмы — 1989 год, Великобритания.
  28. Вий — 1967 год, СССР.
  29. Ведьмы из Сугаррамурди — 2013 год, Испания.
  30. Прекрасные создания — 2013 год, США.
  31. Белоснежка и охотник — 2012 год, США.
  32. Охотники на ведьм — 2012 год, США.
  33. Мрачные тени — 2012 год, США.
  34. Практическая магия — 1998 год, США.
  35. Фокус-покус — 1993 год, США.
  36. Яга. Кошмар тёмного леса — 2020 год, Россия.
  37. Иствикские ведьмы — 1987 год, США.
  38. Женщина в чёрном — 2012 год, Великобритания.
  39. Ведьма из Блэр: Новая глава — 2016 год, США.

В подборку сайта Film.ru вошли следующие сериалы о ведьмах[7]:

Литература

  • Антонович В. Б. Колдовство. Документы. — Процессы. — Исследование, СПБ, 1877.
  • Завадська В., Музиченко Я., Таланчук О. , Шалак О. Чугайстер (укр.) // 100 найвідоміших образі в українсько ї міфології / Під загальною редакцією доктора філол. наук Олени Таланчук. — К.: Орфей, 2002. — С. 170—172. — ISBN 966-96200-0-7.
  • Гуревич А. Я. Словарь средневековой культуры. — М.: РОССПЭН, 2003. — С. 62—66. — 631 с. — ISBN 5-8243-0410-6.
  • Гарднер Дж. Ведовство сегодня. Гарднерианская Книга Теней. — Ганга, 2010. — 288 с. — ISBN 978-5-98882-110-6.
  • Даль В. И. Ведьма // О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. — 2-е изд. — СПб.: М. О. Вольф, 1980.
  • Канторович Я. А. Средневековые процессы о ведьмах. — М.: Книга, 1990. — 221 с.
  • Кэрролл Р. Т. Ведьма // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. — 672 с. — ISBN 5-8459-0830-2, ISBN 0-471-27242-6.
  • Молот ведьм / Генрих Крамер, Якоб Шпренгер. — 1-е изд. — Шпайер, 1487.
  • Никифоровский К. Я. Нечистики (белор.). — Вильна: Типо-Литография Товарищества и. ф. «Н. Мацъ и Ко», 1907. — 103 с.
  • Сперанский Н. В. Ведьмы и ведовство. Очерк по истории церкви и школы в Западной Европе. — М.: Изд-во ГПИБ, 2015. — 400 с. — ISBN 978-5-85209-367-7.
  • Зотов С. О. Фольклор или литература: образы фейри и ведьм в пьесах Шекспира // Знание. Понимание. Умение. — 2015. — № 1. — С. 295—303. — doi:10.17805/zpu.2015.1.29.
  • Rоbbins R. H. The encyclopaedia of witchcraft and demonology. — N. Y., 1959.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Ведьма. БРЭ. Дата обращения: 8 ноября 2025.
  2. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах / под ред. С. А. Токарева. — 2-е изд. — Москва: Советская Энциклопедия, 1991. — Т. 1. А—К. — С. 226—227. — 671 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Мифологический словарь / под ред. Е. М. Мелетинского. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 119—120. — 672 с. — ISBN 5-85270-032-0.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. — М.: АСТ, Астрель, 2000. — С. 357—380. — 527 с. — ISBN 5-271-00676-X.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Первые шабашницы Европы. АО «Коммерсантъ» (13 декабря 2004). Дата обращения: 8 ноября 2025.
  6. Фильмы о ведьмах. Кинопоиск. Дата обращения: 8 ноября 2025.
  7. Сериалы про ведьм. Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов. Дата обращения: 8 ноября 2025.