Вампир

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Вампир
Morphy Le vampire, 1886 (page 9).jpg
Мифология
Тип
В иных культурах

Вампи́р (ст.‑слав. вѫпырь, польск. wąpierz) или упырь, или вурдала́к — персонаж народных поверий Европы, изображаемый как покойник, который по ночам покидает свою могилу, причиняя вред живым существам. Согласно преданиям, вампиры нападали на людей, особенно угрожая их близким, молодёжи и детям, а также на скот, душили их и пили кровь, нанося ущерб хозяйству. Считалось, что вампир способен принимать формы животных, предметов, теней или ветра[1].

История

В декабре 1431 года у валашского господаря Влада II из династии Басарабов родился сын Влад, которому от отца перешло прозвище Дракул — в переводе «дьявол» или «дракон». Став валашским воеводой, Влад III за пристрастие к пыткам получил ещё одно прозвище — Цепеш, то есть «насаживатель на кол». И хотя по степени кровожадности Дракула не сильно превосходил других средневековых правителей, именно он стал прототипом главного вампира. Слух о том, что Влад III по-настоящему пил кровь, появился ещё при его жизни. В литературную форму первым эти легенды перевёл швабский миннезингер Михаэль Бехайм, сочинивший в 1462 году поэму «О злодее, который звался Дракул и был воеводой Валахии»[2].

В Древней Греции ходили легенды о ламиях, которые, приняв облик красивых девушек, заманивали наивных юношей и опустошали их вены. Подобные существа встречаются и в тюркских мифах, где демон албасты выглядит как уродливая женщина с обвисшими грудями. В Сербии, к примеру, вампиром называли мёртвого, который, приняв человеческий облик, возвращался домой для выполнения семейных обязанностей, включая рождение детей[3].

На протяжении времени в различных культурах вампиры имели разные характеристики и названия: стригой — у румын, равк — у саамов, мяцкай — у татар и другие. В русском языке термин «вампир» появился в XVIII веке благодаря «Запискам» Семёна Порошина, публициста, который воспитывал императора Павла. Однако старинным русским обозначением этого существа является «упырь», который впервые упоминается в XI веке[3].

Популяризация вампиров началась лишь в XVIII веке. В 1746 году теолог Огюстен Кальме выпустил в Париже труд под названием «Диссертация о появлении ангелов, демонов и призраков, а также о проявлениях вампиров в Венгрии, Богемии, Моравии и Силезии». Его основной задачей являлось опровергнуть миф о кровососущих мертвецах, поскольку в Европе уже два десятилетия наблюдался настоящий «вампирский бум», значение которого обуславливалось страхом перед нападениями со стороны этих существ[2].

История началась в 1725 году, когда сербский гайдук Арнольд Паоле, упав с сеновала, через 20 дней якобы воскрес и стал убивать людей по всей округе. Односельчане провели раскопки и обнаружили его нетленный труп, из которого текла кровь. Австрийский врач, исследовавший этот случай, впервые употребил термин «вампир». Несмотря на то что он не подтвердил существование вампиров, эти факты вдохновили общественность на массовые верования[2].

Кальме попытался развеять эти мифы, но его работа лишь подогрела интерес к вампирам, что не прошло незамеченным его современниками, включая Вольтера. К 1755 году интерес к вампирам стал ослабевать, а императрица Мария Терезия запретила эксгумации. Тем не менее, благодаря Кальме, вампиры получили новое дыхание в литературе, вдохновив таких авторов, как Иоганна Гёте, Джона Полидори и Брэма Стокера[2].

В XXI веке вампиры в кино и литературе отходят от традиций, заложенных Стокером, а современные авторы смело смешивают их с различными жанрами, такими как подростковая романтика («Сумерки»), нуарДевушка возвращается одна ночью домой») или комедия с документальными элементами («Реальные упыри»). Создатели «Вампиров средней полосы» также ориентировались на эти работы[3].

Представления

Аналоги в разных культурах

Аналоги вампира в фольклоре разных народов:

  • Стригой (Румыния). Живые стригои обладают способностью становиться невидимыми, а мёртвые не подвержены разложению и по ночам покидают свои могилы, чтобы терроризировать людей[4].
  • Кашубы, живущие на северо-востоке Польши, выделяют две разновидности вампиров, которые можно распознать при рождении. Первые рождаются «в рубашке», и эту пленку нужно сохранить, высушить, растереть в порошок и дать ребёнку выпить, когда ему исполнится семь лет, иначе впоследствии он станет вампиром. Вторые появляются на свет с двумя зубами. Такие малыши — вампиры от рождения, исправить это нельзя. Чтобы уничтожить вампира, кашубы обезглавливали его и клали отрубленную голову между ног — так же, как принято у сербов[5].
  • В добуддистский период своей истории тайцы верили в «фи» — призраков людей, которые умерли скоропостижно или от родов, погибли в схватке с дикими животными или не были должным образом похоронены[5].
  • Драуг (Скандинавия). Обладает способностью к регенерации и может обращать своих жертв[4].
  • Древние армяне рассказывали о Даханаваре — вампире, жившем в приграничных горах. В отличие от прочих вампиров, Даханавар приносил людям некоторую пользу: он не пропускал через горы чужеземцев и таким образом оборонял армянские земли от врагов[5].
  • Цзянши (Китай). «Прыгающий вампир», фольклорный китайский монстр, живой мертвец, перемещающийся прыжками с вытянутыми вперёд руками. Комедийные цзянши-хорроры оформились в самостоятельное направление гонконгского кинематографа в середине 1980-х годов[6].

Славянские вампиры

В славянском фольклоре упырями называли умерших мужчин (редко женщин), которые нападают на людей и скот, чтобы насытиться их кровью. Славяне считали, что грешники или люди, умершие неестественной смертью, могут превратиться в упырей в течение 40 дней после погребения. Упырями, согласно легендам, также становились люди, бывшие при жизни оборотнями и колдунами. Восточные славяне называли таких монстров «упырями» (ст.‑слав. вѫпырь), а южные и западные — «вампирами» (ст.-болг. въпиръ, сербохорв. vampir)[7].

Востоковед Василий Радлов связывает славянское «упырь» и татарское «убыр». По его мнению, убыр — «мифическое существо», а лексема восходит к корню уп-, который, в свою очередь, имеет значения: 1 — «всасывать в себя», 2 — «проглотить», 3 — «глотать с жадностью», 4 — «пожирать», 5 — «много и без пользы уничтожать». Согласно такому трактованию, убыр — существо мифического происхождения, которое высасывает, пожирает, уничтожает. Существует также версия, что слово составлено из древнего отрицания «у» и корня, родственного греческому «пир» (огонь), и означает несожженного и неупокоившегося мертвеца[7].

Цыганские верования

Согласно Евгении Андреевой, которая написала книгу «Живая культура российской провинции», чрезмерная вера в «живых» или воскрешённых мертвецов является одним из самых устойчивых суеверий в цыганской культуре. Она подчёркивает, что такое мировоззрение присуще сэрвам, группе, относящейся к цыганам-рома. В цыганском языке «живой» покойник называется мулэ, что переводится как мертвец. Эдона Ксувани упоминает термин «мулло», отмечая, что так же обозначаются и вампиры. Дмитрий Фалеев в книге «Бахтале-зурале! Цыгане, которых мы не знаем» использует слово «муло», изменяя букву -л[8].

Фалеев делит мулэ на две категории: призраков или фантомов и непосредственно воскрешённых мертвецов. Причём, судя по всему, вторые вызывали даже больший ужас, чем первые. В целях предосторожности цыгане не только вбивали в покойников колышки или лишали их головы, но также сажали на могиле осину, чтобы предотвратить возможность мертвеца выбраться, запутавшись в корнях[8].

Общие черты

Внешний облик

Все вампиры имеют схожий внешний вид, резко отличаясь от обычных людей. У них узкие черты лица с заострёнными ушами, впалыми щеками, одним подбородком, белыми волосами и серой чешуёй на коже. У большинства из них лишь четыре зуба: два острых верхних клыка и два меньших нижних. Их взгляд часто выглядит демонически, создавая устрашающее впечатление[9].

Физически вампиры не стареют, но со временем их черты могут становиться более статичными, напоминая горгулью. Они обладают утонченными и совершенными чертами (включая голос), что делает их притягательно красивыми для потенциальной жертвы. Поскольку вампиры технически мертвы, их можно опознать по отсутствию тепла и сердцебиения; они не требуют кислорода, воды или пищи. Некоторые не могут есть, в то время как другие делают это из-за жажды, причём алкоголь также помогает утолить жажду крови. Тем не менее, контролировать голод и жажду крови всё ещё сложно[9].

Способности вампиров в области слуха и зрения сравнимы со способностями летучих мышей или волков. Они могут слышать, как паук плетёт свою паутину, или улавливать сердцебиение человека на значительном расстоянии, а также видеть в условиях плохой видимости. У них насыщенный вкус к крови, воспринимаемой как сладкий нектар, хотя они могут ощущать и другие вкусы[9].

Способы борьбы

  • Действенный метод борьбы с вампирами заключался в том, чтобы дважды «убить» предполагаемого вампира: сначала ему в сердце вбивали кол, а затем сжигали. От применения кола, столь рас­пространённого в век Просвещения, не отказы­вались никогда. Фильмы ужасов прославили это средство, и приверженцам живучего мифа хочется, чтобы им продолжали пользоваться. Так, в начале века одна старая женщина из сербской деревни Суйос выкопана из могилы, её тело прокололи вилами и разруби­ли на куски, потому что соседи боялись её возвращения в виде вампира.
  • Другой метод состоял в том, что в голову опасного мертвеца вбивали гвоздь или втыкали спицу, чтобы уничтожить гнездившуюся там душу. К этому древнейшему способу и сейчас прибегают дайяки и индейцы хиварос.
  • Другие, менее суровые, но и менее действен­ные методы сводились к тому, чтобы занять вам­пира, помешать ему выйти из могилы. В фоб клали немного земли от порога дома, чтобы вам­пир поверил, будто он не двигался с места. Или же фоб наполняли просом в надежде, что вам­пир станет пересчитывать зёрнышки, или цепями, чтобы он год за годом расцеплял звенья[10].

Способы защиты

Среди предметов, которые служили защитой от вампиров, а также других сверхъестественных существ, можно выделить чеснок (особенно характерный для европейских мифов), солнечные лучи, стебли дикой розы, боярышник и различные священные объекты для верующих (такие как крест, святая вода, распятье, чётки, звезда Давида и подобные)[11]. Кроме того, согласно южноамериканским верованиям, алоэ, повешенный у двери или рядом с ней, также считался оберегом. В восточной традиции, для защиты от вампиров использовались священные предметы, такие как печать Синто[12].

Природный феномен

Патология

Порфирия является редким наследственным заболеванием. Главным признаком является высокая чувствительность к свету. Даже незначительное воздействие солнечного света может привести к покраснению кожи, образованию пузырей и язв. Кроме того, больные порфирией часто испытывают сильные боли в животе, анемию, а их моча и зубная эмаль становятся ярко-красными под влиянием ультрафиолетовых лучей[13].

При этом заболевании происходит нарушение синтеза гема. В результате в организме скапливаются порфирин и его предшественники, вместо того чтобы участвовать в образовании гема. Ультрафиолетовое излучение вызывает повреждение клеток, а токсичные предшественники способствуют повышенной пигментации кожи и ускоренному росту волос[13].

Порфирия представляет собой крайне редкое заболевание: от семи до двенадцати человек на 100 тысяч населения страдают им (в Северной Европе и Южной Aмерике этот показатель немного выше). Основным симптомом болезни является светочувствительность, вызывающая у пациентов покраснение, отёки, жжение или зуд, приводящие к образованию пузырей, которые, вскрываясь, вызывают язвы даже после кратковременного контакта с солнечными лучами[13].

Вампиризм

Энергетическими вампирами являются люди, общение с которыми может вызвать упадок сил, плохое настроение и ощущение сильнейшей усталости. Принято считать, что это происходит из-за того, что «вампир» питается вашей энергией. Красочное описание и породило название «энергетический вампир». Однако термин не является медицинским, а относится скорее к области популярной психологии[14].

Негативные ощущения и усталость вызывает не простое присутствие «вампира», а характерный способ общения, который он выбирает. Это и привлечение внимания к себе и своим проблемам, драматизация и манипуляции. Подобное поведение свойственно людям с разными психологическими особенностями[14].

Летучие мыши-вампиры

Вампировые, десмодовые (Desmodontinae), подсемейство летучих мышей в семействе американских листоносов. Три рода, по одному виду в каждом: обыкновенный вампир, или десмод (Desmodus rotundus), белокрылый вампир (Diaemus youngi), мохноногий вампир (Diphylla ecaudata)[15].

Вампировые могут распространять бешенство и чуму рогатого скота; оставленные ими раны из-за антикоагулянта продолжают кровоточить ещё несколько часов и могут стать местом проникновения инфекции. Вред, наносимый вампирами скотоводству, в некоторых областях настолько велик, что делает нерентабельным этот вид деятельности[15].

В популярной культуре

Батори, Елизавета

Елизавета Батори стала частью народного фольклора. Существует легенда о том, как она ежедневно погружалась в кровь молодых девственниц, которых убивала, веря, что это поможет ей сохранить молодость. Версия истории впервые появилась в 1729 году в книге Ласло Туроци «Трагическая история». Поскольку она не имеет под собой фактической основы, её рассматривают как миф[16].

Что касается реальных повествований, то Кармилла является вымышленным персонажем. Имя относится к готическому роману Джозефа Шеридана Ле Фаню, опубликованному в 1872 году. В центре сюжета находится молодая женщина по имени Лора, которая становится предметом влечения вампирессы Кармиллы. Это имя является анаграммой истинного имени вампира — Миркаллы, графини Карнштейн. Роман стал примером лесбийской вампирской любви, так как Кармилла одновременно любила и желала свою жертву. Первоначально история напечатана в серии «Тёмно-синее». «Кармилла» является проявлением раннего феминизма. Хотя действия происходят в Викторианскую эпоху, когда женщины воспринимались как объекты, женские персонажи превосходят мужчин, которые выглядят беспомощными. Более того, в произведении нет признаков сексуальной объективации — Кармилла и Лора создают глубокую ментальную и эмоциональную связь, не укладывающуюся в традиционные стереотипы[16].

«Une Semaine de Bonté» или «Семь смертных грехов» является серией романов Макса Эрнста. Опираясь на дадаистские и сюрреалистические течения, Эрнст создал эти книги, используя коллажи из изображений, вырезанных из популярных книг XIX и XX веков, энциклопедий, научных изданий и журналов по естественным наукам. В итоге получилась уникальная сюрреалистическая история, описывающая семь дней недели, каждый из которых посвящён одному из смертных грехов. Всего выпущено пять томов[16].

Примечания

  1. Левкиевская Е. Е. Вампир. Большая российская энциклопедия (12 января 2023). Дата обращения: 3 ноября 2024. Архивировано 4 ноября 2024 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Сотворение вампира. Журнал «Коммерсантъ Weekend» (26 мая 2017). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Вампиры. Комсомольская правда (20 апреля 2021). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  4. 4,0 4,1 Завьялова А. В. Традиционные представления о вампирах в некоторых культурах // Символ науки : Журнал. — 2016. — С. 184.
  5. 5,0 5,1 5,2 Вампиры и вампироподобные существа в мифах и легендах разных народов. read-hub. Дата обращения: 3 ноября 2024.
  6. Хохлов Б. В. Цзянши (в кинематографе). Большая российская энциклопедия (31 марта 2023). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  7. 7,0 7,1 Слободян Е. Кто такой упырь в славянской мифологии?. Аргументы и факты (4 мая 2023). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  8. 8,0 8,1 Мулэ. Кириллица (17 ноября 2021). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  9. 9,0 9,1 9,2 Vampires (англ.). Fandom. Дата обращения: 3 ноября 2024.
  10. Как распознать и уничтожить вампира. Студопедия (28 июня 2015). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  11. Jaramillo L. A. Testamento del paisa. — Medellín: Editorial Bedout, 1967.
  12. Spence L. An Encyclopaedia of Occultism. — University Books, 1960.
  13. 13,0 13,1 13,2 Аксёнова О. Порфирия. gemotest. Дата обращения: 3 ноября 2024.
  14. 14,0 14,1 Энергетический вампир. РБК Life (26 декабря 2023). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  15. 15,0 15,1 Крускоп С. В. Вампировые. Большая российская энциклопедия (7 марта 2023). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  16. 16,0 16,1 16,2 Gerakiti E. 5 vampire paintings in art (англ.). Dailyart (31 октября 2024). Дата обращения: 3 ноября 2024.