Оборотень

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Оборотень. Германия. Резьба по дереву (1722)

Оборотень — мифическое существо, которое с помощью божественного вмешательства, сверхчеловеческой способности, наследственности, колдовства или демонических манипуляций может менять свой облик[1]. Идея изменения облика присутствует в древних формах шаманизма и тотемизма. Упоминания об оборотнях встречаются в произведениях литературы и искусства, начиная с самых ранних. Тема оборотней популярна не только в фильмах и мультфильмах, но и в компьютерных играх[2].

Основные виды оборотней

В искусстве и культуре приводится обширная классификация этого вида мифических существ. Чаще других в литературе и кинематографе встречаются следующие виды оборотней: вервольф, вендиго, кицунэ и кумихо.

Вервольф

Вервольф

Вервольф - мифическое существо, в немецкой мифологии оборотень, который из человека может превращаться в волка и обратно. Вервольфы ассоциируются с луной, острыми зубами, непробиваемой кожей, сильными лапами и быстротой[3].

Вендиго

Вендиго - дух в индейской мифологии племён алгонкинов, который поедает людей. Изначально он был человеком, но в него вселился злой дух, который превратил его в монстра. Произошло это из-за того, что его рацион состоял из человеческого мяса[4].

Кицунэ

Кумихо (девятихвостая лисица)

Кицунэ - дух лисы с несколькими хвостами, который обладает волшебной силой и живёт более 1000 лет. Кицунэ может перевоплощаться в другое живое существо, в том числе человека. В японском фольклоре встречаются однохвостые, пятихвостые, семихвостые и девятихвостые кицунэ[5].

Кумихо

Кумихо - мифическое существо из корейской мифологии, представляющее собой девятихвостую лисицу. Кумихо может перевоплотиться как в женщину, так и мужчину. Кумихо приписывают образ демона. В древних трактатах упоминается доброжелательность кумихо, но под воздействием конфуцианских учений приобретает образ демона и лисьего монстра[6].

В искусстве и культуре

Вовкулака — мифический герой

В мифологии и фольклоре

В греческой мифологии присутствует первое упоминание об оборотнях в Сказании о Ликаоне. Согласно легенде царь Аркадии был наказан Зевсом, за свой проступок. Ликаон решил высмеять Зевса и накормил его блюдом из человеческого мяса[7]:

Отныне ты навеки превратишься в волка. Волка среди волков. Это будет твоей карой. Смерть была бы слишком незначительным наказанием для тебя!

В скандинавской мифологии оборотничество выражается не только в физическом перевоплощении, но и духовном. Например, Бёдвар Бьярки по прозвищу «Медведь» находился физически недвижимым в палатке, а его дух-двойник фюльгья в виде медведя сражался в бою. Потомки Одина, называемые Вёльсунгами, перевоплощались в волков[8].

Васнецов Царевна-лягушка

В мифах русского народа все мифические существа являются оборотнями, которые могут принимать облик не только животного, но и человека. Например, домовой обычно принимает облик, отсутствующего человека или животного (ласка, кошка, крыса, волк, телёнок и прочее)[9]. Русские сказки рассказывают о царевне-лебедь, царевне-лягушке.

В британском фольклоре обитателями волшебной страны Фейриленда называют Фейри. Они имеют не только противоречивую и сложную натуру, но и внешний облик, который меняется по их желанию[10].

В китайской культуре встречается упоминание о лисице-оборотне, которая может нанести вред человеку и принимать облик юноши или девушки неземной красоты. Этот образ возник в культуре Китая с начала тысячелетия и представляет собой прелестную, но коварную обольстительницу[11].

В индийской мифологии упоминается об оборотнях, которых превращаются в змей, обезьян и тигров. Японская мифология повествует об оборотнях-лисицах (Кицунэ)[12], в корейской культуре их называют Кумихо.

Французский поэт и писатель Шарль Перро повествует в своей сказке «Красавица и чудовище» о оборотне. В его образе представлен прекрасный принц, которого превратили в чудовище[13].

В кино и мультфильмах

Оборотни в кинематографе частые герои фильмов жанра ужасы. Фильмы про оборотней позволяют зрителю оценить сюжет, спецэффекты и грим. Без них создание фильмов про оборотней сложно. По мнению Александры Кушнарёвой выделяется 12 лучших фильмов про оборотней:

Влад Шуравин выделяет несколько видов фильмов про оборотней в кинематографе: классические, абьюзерные, подростковые и лучадор-фильмы. В классических фильмах представлена история о человеке, которого проклинают или кусает таинственное существо и после этого с ним происходят метаморфозы. Абьюзерские фильмы олицетворяют добропорядочных людей, которые на самом деле творят бесчинства, убийства и преследования. В подростковых фильмах — герои изменяются физически, но при этом появляется страх неприятия, а гормональная неустойчивость делает их импульсивными и агрессивными. Лучадор-фильм — экшен, в котором герои в костюмах и масках сражаются со злодеями из разных кинематографических ужасов[15].

В мультфильмах тема оборотней встречается не так часто как в фильмах, поэтому она интересна зрителю. Выделяется шестёрка лучших мультфильмов про оборотней: «Легенда о волках», «Монстры на каникулах», «Я краснею», «Мы — монстры», «Волчьи дети Амэ и Юки», «100% Волк»[16].

В видеоиграх

Иллюстрация к Классике гор и морей

Оборотень из славянского эпоса под названием волколак, встречается в серии видеоигр про Ведьмака. На протяжении трёх частей игры, герои сражаются с волколаками или спасают их от ликантропии.

Мифы Шотландии и Ирландии повествуют об людях-тюленях, именуемые шелки. Эти оборотни становятся героями игры Star Wars: Knights of the Old Republic и живут в подводных городах планеты Манаан.

В восточной мифологии встречаются оборотни-лисы: Хули-цзин (Китай), Кумихо (Корея), Кицунэ (Япония). В игре Sonic the Hedgehog встречается лисёнок Тейлз с двумя хвостами.

В игре World of Warcraft представлен класс Друид, которые способны по своей игровой механике принимать образ морского котика, элементаля, медведя, птицы или кошки. Эти преобразования позволяют ему передвигаться быстрее в разных стихиях, но делают более уязвимым к разным видам атак[2].

Архетип оборотня в играх используется как элемент романтической истории. Например, в видеоигре Sillent Hill 2. В поисках жены игрок приезжает в небольшой городок. Тут он встречает двойника жены, который создан фантазией игрока. В зависимости от выбора Мария может статье его второй женой или превратиться в монстра. Этот монстр самый сильный в игре, но победа над ним позволит персонажу обрести катарсис[17].

В науке

Ликантропия - ситуация, в которой пациент ощущает себя животным и ведёт себя соответственно. Клиническая ликантропия относится к психиатрической патологии и может протекать с такими психиатрическими заболеваниями, как шизофрения, психотическая депрессия и биполярное нарушение.

К неврологическим состояниям, на фоне которых может возникнуть ликантропия, относятся деменция и эпилепсия. Представление о ликантропии в некоторых случаях связано с врождённой порфирией или выраженным гирсутизмом.

Для лечения психической патологии применяются антидепрессанты, антипсихотические препараты, психотерапия и электросудорожная терапия. При шизофрении используют нейролептики. При повторном появлении симптоматики применяют психотерапевтическую терапию[18].

Примечания

  1. Оборотень. Большая российская энциклопедия. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 13 ноября 2023. Архивировано 5 октября 2024 года.
  2. 2,0 2,1 Оборотни: от фольклора «Ведьмака» и Warcraft до скрытых смыслов Silent Hill и Resident Evil. Skillbox (21 мая 2021). Дата обращения: 17 ноября 2023.
  3. Что значит вервольф по-немецки. neftyanik27 (25 июня 2023). Дата обращения: 16 ноября 2023.
  4. Вендиго - дух людоед в индийской мифологии. histograf (8 февраля 2020). Дата обращения: 16 ноября 2023.
  5. Кицунэ - лиса-оборотень в японской мифологии. Мир Азии (22 июня 2022). Дата обращения: 16 ноября 2023.
  6. Галина. Кумихо - девятихвостый лис в корейской мифологии. Интересно о Японии (25 февраля 2023). Дата обращения: 16 ноября 2023.
  7. Домовые, русалки и другие загадочные существа / сост. Пернатьев, Юрий. — Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2015. — С. 356. — 397 с. — ISBN 978-5-9910-3055-7.
  8. Петрунин Владимир. Мифы древней Скандинавии. — М.: АСТ, Астрель. — С. 94. — 196 с. — ISBN 978-5-17-073715-4. — ISBN 978-5-271-34899-0.
  9. Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. — М.: ООО «Издательско Астрель», 2000. — С. 281. — 528 с. — ISBN 5-271-00676-Х. — ISBN 5-17-002811-3.
  10. Мельникова А.А. Феномен «Волшебной страны» в британском фольклоре // Ярославский педагогический вестник. — 2014. — № 2. — С. 167.
  11. Логинова Т.А. Традиционное представление о лисице-оборотне в китайской культуре // Язык и культура. — 2016. — № 21. — С. 31-36.
  12. Берг Александр. Оборотни: легенды и реальность. Проклятая кровь. rulit.me. Дата обращения: 16 ноября 2023.
  13. Перро Шарль. Красавица и чудовище. nukadeti. Дата обращения: 16 ноября 2023.
  14. Кушнарёва Александра. Волк в овечьей шкуре: Лучшие фильмы про оборотней. blog.okko. Дата обращения: 16 ноября 2023.
  15. Шуварин Влад. Краткий гид по оборотням кинематографа: абьюзеры, подростки и лучадоры. kinotv (4 мая 2022). Дата обращения: 16 ноября 2023.
  16. Пора обращаться: 6 лучших мультфильмов об оборотнях. tlum (27 июня 2023). Дата обращения: 16 ноября 2023.
  17. Галанина Е.В. Батурин Д.А. Мифологические структуры в видеоиграх: архетипы // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. — 2019. — № 36. — С. 40.
  18. Дамулин И.В. Сиволап Ю.П. Ликантропия: психоневрологические и соматические аспекты // Российский медицинский журнал. — 2018. — № 1. — С. 41-44.

Ссылки

Подборка лучших игр по теме оборотни