Навь

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Беседа Давыда Игоревича Волынского и Святополка Изяславича Киевского о «коварстве» Василька Ростиславича Теребовльского; паломничество Василька на поклонение в Михайловский Выдубецкий монастырь. Радзивиловская летопись, конец XV в.

Нáвь (др.-рус. «навь», от слав. *navь, из индоевроп. *naHu-, вид погребального обряда) — в славянской мифологии считается миром мёртвых. У некоторых славянских народов слово обозначает не мир, а мертвеца, вставшего из могилы, призрака мертвеца[1].

Этимология

Навь — др.-рус. «навь», от слав. *navь, из индоевроп. *naHu-, вид погребального обряда[1].

История

«Навь» считается одним из трёх миров тёмных божеств. Кроме него существует «Правь» — мир светлых богов и «Явь» — земной мир, мир людей[2]. В толковом словаре Владимира Даля слово «Навь» обозначается как «мертвец, покойник, усопший, умерший», а упоминаемый в некоторых источниках Навий день считают днём общего поминовения покойников[3].

Также возникновение понятия «Навь» может быть связано с представлением о погребальной ладье, на которой плывут в царство мёртвых.

Кроме мифологических миров, «Правь» отождествляется с божественным законом, «Явь» — ощущаемый мир, «Навь» — мир существующий, но недоступный нашему пониманию, «вся совокупность тонких планов Бытия»[4].

В славянском понимании мира древо жизни имело сакральное значение. В его образе воплощалась вера в связь трёх миров — верхнего («Явь»), среднего («Правь») и нижнего («Навь»): то, что существует явно, обозначает земную реальность и присутствие человека; то, что предопределяется законами и управляется с неба; и то, что находится далеко и никак не связано со средним миром[5].

В некоторых источниках указывается сопричастность трёх миров с трикселем, то есть солярным знаком, который связывает человека с временем и жизнью. Знак изображается с тремя согнутыми в коленях «ногами». В орнаменте древних славян также присутствует изображение креста как символа жизни и вечности. Также мировое дерево в языческой культуре соотносят с тремя мирами, где «Правь» является верхней частью креста, «Навь» — нижней частью креста. Кроме того, древние славяне, делили мировое дерево на несколько осей: ось мира — это ствол, который держит весь Мир. Крона дерева — мир «Прави», ствол — мир «Яви», а корни — «Нави»[6].

Упоминания в литературе и критика исследователей

Лаврентьевская летопись, 1377 г.

Единственный источник, который фиксирует все три искомые понятия, является «Велесова книга», считающаяся фальсификацией XX века[2][7]. В «Русском языческом мировоззрении»[8] приводится понятие «навьи», которое понимается как персонифицированный образ смерти. В Лаврентьевской летописи о них упоминается дважды: в 1089 году в связи с приходом митрополита Иоанна — «се навье пришёл» — и в 1092 году, когда навьи «били жителей Полоцка»[9].

Составители словаря «Русское языческое мировоззрение» рассматривают «Навь» как достоверное понятие русского мифологического мировоззрения, которое имеет исторические корни. «Навь» — это мир «не-явленный», то есть невидимый, иначе говоря «не-явь»[8].

В примечаниях к «Велесовой книги» Александр Асов формирует перечень трактовок: «Явь» и «Навь» — это мужское и женское начало, день и ночь, жизнь и смерть, разумное и животное[10]. Исследователи, которые считают «Велесову книгу» достоверным источником (к ним относятся, например, Борис Ребиндер, Юрий Миролюбов), упоминая три мира, не могут «разыскать даже следов подобных верований в народе»[11].

Борис Рыбаков[12] использовал сообщение о полоцком чуде для переосмысления самого древнерусского слова «навь». Болгарские верования соотносят навий с неблагополучными мертвецами, демонами и вампирами.

«Навьи же — это чужие, иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, „с дерева падших“, убитых молнией и т. п.)»[12].

Упоминание в некоторых обрядах

В поучениях св. Григория и св. Иоанна Златоуста с остатками язычества в Древней Руси также упоминаются «навьи». Русский фольклорист, историк литературы Евгений Аничков, анализируя «Слово св. Григория», описывает обряды при рождении и обращение с роженицами[13]. В болгарских народных верованиях навьи представляют собой «птицеобразные души умерших, летающие по ночам в бурю и дождь, „на злых ветрах“ и кричащие, как голодные ястребы. Крик или пение этих птиц означает смерть. Нави („наваци“) нападают на беременных женщин и детей, сосут их кровь, пьют молоко скотины. Их описывают в виде огромных голых птиц или в виде голых петухов размерами с орла»[12].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Большой толковый словарь русского языка. Справочно-информационный портал «Грамота.ру». Дата обращения: 20 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 Шиженский Р. В. К вопросу о религиозной основе славянской версии indigenous religions // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки : журнал. — 2011. — № 118. — С. 263—268.
  3. Толковый словарь Даля. (C) В.И. Даль электронный ресурс 2008-2022. Дата обращения: 20 мая 2024.
  4. Ямурзин А. А. О некоторых аспектах современного состояния язычества в Башкортостане (на примере язычества мари) // Вестник Башкир. ун-та. — 2007. — № 1. — С. 201.
  5. Кашекова И. Э. Семантика традиционных образов в расширении смысловых связей творческих работ студентов, обучающихся Традиционным художественным промыслам // Традиционное прикладное искусство и образование : журнал. — 2022. — № 3. — С. 115—116.
  6. Черникова С. М. Традиции народного искусства в профессиональной подготовке художников декоративно-прикладного искусства // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2018. — Т. 2, № 79. — С. 247—349.
  7. Что думают ученые о «Велесовой книге». Наука (Акад. тип. Наука РАН). Дата обращения: 20 мая 2024.
  8. 8,0 8,1 Русское мифическое мировоззрение: пространство смыслов . Опыт словаря с пояснениями / под ред. С. Ермакова. — М.: Ладога-100, 2008. — 208 с.
  9. Лаврентьевская летопись / О. В. Творогов. — М.: Языки русской культуры, 1997. — 738 с.
  10. Асов А. И. Велесова книга. — М.: Менеджер, 1994. — С. 282—283. — 320 с.
  11. Творогов О. В. Влесова книга. — Л.: Наука, 1990. — Т. XLIII. — С. 245. — 170-254 с.
  12. 12,0 12,1 12,2 Рыбаков В.А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1987.
  13. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. (2017). Дата обращения: 24 мая 2024.