Навьи

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Радзивиловская (Кёнигсбергская) летопись, XV в.

Нáви, нáвьи — южнославянские, украинско-карпатские и украинские мифологические персонажи — души некрещёных младенцев, мертворождённых детей, иногда души женщин, умерших в родах. Эти существа принадлежат миру «Нави», загробному миру[1].

Происхождение понятия

Название «нави» восходит к древнерусским словам «навь», «навье» и другим, обозначающим мёртвых и их мир: «из навии въскрьсе», «навьмь мъвь творять», «приходили к намь навья мытся».

Внешний вид

Согласно энциклопедии «Мифы народов мира», мавки спереди имеют человеческое тело, а спины у них нет, поэтому видны все внутренности[2].

Упоминания в литературе

«Нави» упоминаются в «Повести временных лет» (1092 год) в рассказе о Полоцке, который подвергся ночному нападению «навий» (бесами), которые избили жителей и оставили на их телах смертельные язвы[3].

Навьи же – это чужие, иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, «с дерева падших», убитых молнией и т.п.).Б. А. Рыбаков

Эти существа будто бы в древнерусских представлениях и нападали на жителей Полоцка, и народное восприятие злых духов способствовало тому, что книжник-христианин распознал в них бесов[4]. Исследование Бориса Александровича Рыбакова, тем не менее, не совсем точно, поскольку древнерусское слово «навь» не соответствует поздним фольклорным значениям[5]. Татьяна Алексеевна Агапкина акцентирует внимание, что в других древнерусских письменных источниках «навьи» не приносят вреда. Она основывается на летописной интерпретации, в которой полоцкие навьи названы «бесами», что не соответствует обычному представлению о покойниках[6].

В фольклоре южных славян

Беседа Давыда Игоревича Волынского и Святополка Изяславича Киевского о «коварстве» Василька Ростиславича Теребовльского; паломничество Василька на поклонение в Михайловский Выдубецкий монастырь. Радзивиловская летопись, конец XV в.

Нави из южнославянского фольклора имеют облик птиц, в том числе предстают цыплятами или крупными чёрными птицами. Согласно местным поверьям, их может выдать писк, свист, ведут они себя агрессивно по отношению к людям, нападают на рожениц, мучают их в течение сорока дней после родов, лишают сна, душат детей, выпивают кровь у новорождённых, нападают на крестьян и конюхов по ночам и т. п.[2]

Среди славян существовало представление о навьей косточке, которая считается причиной смерти и сохраняется в разлагающемся трупе: старочеш. kost navna, чеш. navni kost , ср. литов. navi-kaulis — «навья косточка», латыш. naves celins — «роковой знак на лице ребёнка» являются свидетельствами балто-славянских истоков этого представления[2].

В фольклоре регионов Украины и в Карпатах

В некоторых регионах Украины и в Карпатах условно закреплены два персонажа: гуцульские нявки (души некрещёных младенцев), мертворождённых детей, а также детей, которые были убиты своими матерями сразу после рождения, и украинские мавки — некрещёные младенцы или дети, которых украли дьяволы после рождения. Украинские мавки живут в лесах, а на Пасху собираются на крестный ход к церкви и просят себе креста[6].

На восточнославянской территории область распространения мифонимов типа «нави» непосредственно примыкает к обширной зоне бытования хрононимов Навский (Намский) четверг, Навская Пасха. На Украине и в Белоруссии этот хрононим относится к Страстному четвергу, обозначает поминальный день, когда люди совершают характерные поминальные действия на могилах: убирают, угощают нищих, оставляют еду на могилах[2].

В Харьковской губернии четверг пасхальной недели назывался Мавский велыкдень. Мавки — некрещёные души умерших детей — они выходили в это время из воды и оставались на земле до Преполовения или до Троицы. В этот день устраивали семейные поминки по умершим детям. В Витебском регионе пасхальный четверг называли Навское воскресенье, когда «нужно было сварить столько белых яиц, сколько в семье было умерших детей, и съесть их на открытом месте, показав предварительно по траве, чтобы невинные дети с высоты неба видели и благословляли помнящую их семью»[6].

Примечания

  1. Толковый словарь Ушакова. (C) Ушаков Дмитрий Николаевич онлайн 2008-2023. Дата обращения: 21 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Мифы народов мира. Энциклопедия: Электронное издание / Главный редактор С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — С. 617. — 1147 с.
  3. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. / Редколлегия: С. М. Толстая (ответственный редактор), Т. А. Агапкина, О. В. Белова, Л. Н. Виноградова, В. Я. Петрухин.. — М.: Международные отношения, 2002. — 512 с.
  4. Рыбаков В.А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1987.
  5. Пузанов Д. В. Мертвые в городе: О многообразии интерпретаций одного сюжета из повести временных лет // Палеоросия. Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. — 2023. — № 1 (21). — С. 27.
  6. 6,0 6,1 6,2 Агапкина Т. А. О тодорцах, русалках и прочих навях // Studia mythologia Slavica. Ljubljana. — 1999. — № 2.