Явь

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Изображение, заявленное как «фотография дощечки Изенбека № 16», воспроизведённое в статье Л. П. Жуковской (1960)

Я́вь ( др.-рус. ѩвѣ, ст.‑слав. ѩвѣ/авѣ то, что существует на самом деле) — в славянской мифологии считается светлой силой, управляющей миром[1].

История

В двадцатом веке (в Украине в 1930-х, в России в 1970-х) появляется религиозный феномен — родноверие, славянское неоязычество, который восстанавливает языческое мировоззрение, в том числе три категории: явь, навь и правь. Некоторые исследователи предполагают, что эти категории не являются диахронными и синергетичными и не имеют единого объяснения в языческом мире. Категории имеют различные формулировку и интерпретации. Наиболее распространённой трактовкой исследуемых религиозно-философских (квазифилософских) понятий, придающей последним оттенок деификации, является представление о «Яви», «Прави», «Нави» как о трёх мирах славянского мифологического миропонимания. В проектируемом мифологическом «трёхмирье» «Правь» — мир светлых богов, «Навь» — обитель тёмных божеств, «Явь» — земной мир, мир людей[2][3].

У древних славян существовали представления о вертикальной трёхчастности мира (Навь, Явь и Правь), и это нашло выражение в народной культуре. Соединялись «три мира» в единое целое при помощи «мировой оси», так называемым мировым деревом, мировой горой, мировым столбом, через которые можно было попасть в любой из этих миров. Образ Мирового древа характерен для всех цивилизаций древности. И тот же символ встречается в верованиях многих народностей (осёдлых и кочевых) Евразии, коренных жителей Полинезии, индейцев. То же встречается в древнеславянской картине мира, которая переходит в народную художественную культуру и вместе с ней дожила до наших дней[4].

Мир Яви — понятный и близкий человеку. В мире Яви живут люди, звери, птицы. В нём находятся духи: водяные, домовое, лешие. Здесь живут природные Боги: Мать — Сыра Земля, Агидель — Вода, Стрибог — Ветер, Семаргл — Огонь. Славянские Боги много времени проводят в мире Яви, например, Бог Солнечного Диска Хорс и его сестра Дивия, Богиня Луны[5].

В философии и мифологии славянского язычества Явь предстаёт в качестве ощущаемого мира, как «всё проявленное»[6]. По мнению составителей «Календаря важнейших украинских народных праздников 2006—2007 гг.» «Правь» отвечает за моральное состояние человека, «Явь» — за его материальный достаток, «Навь» — за культуру и знания. Волхв Велеслав соотносит три искомых концепта с особенностями строения человеческого тела: «Правь» — чело, «Явь» — плечи, «Навь» — живот[3]. В примечаниях к своему переводу «Велесовой книги» Александр Асов приводит целый перечень возможных трактовок «Яви» и «Нави»: мужское и женское начало, день и ночь, смерть и жизнь, разумное и животное. В итоге своих многочисленных рассуждений автор принимает решение о соотношении «загадочной тройки» с триединым богом Родом: «Явь — это Отец, Навь — Сын, Правь—Дух»[7]. Для обоснования философской составляющей рассматриваемых понятий часть писателей от альтернативной религиозности обращается к опыту Востока и находит аналоги «Яви», «Прави» и «Нави» в текстах Ригведы, учении о чакрах и тому подобное[8].

В праславянской лингвокультуре языческие концепты «явь/навь» отражают специфические представления предков об этом и том свете. Семантика слов явь (то, что существует реально, а не снится/мерещится), явный, наяву, явление кому-то (то есть приход из потустороннего мира: «И шестикрылый серафим // На перепутье мне явился»), наваждение, (диал.) нава/навка (русалка, то есть существо из иного мира, как навьи чары у Константина Бальмонта)[9].

Критика

Составители словаря «Русское языческое мировоззрение», касаясь понятий «Яви» и «Прави», заявляют о том, что данные понятия «ни в одном из достоверных источников „в чистом виде“ не встречаются»[10]. Это подтверждается и отсутствием упоминаний о «мире земном и мире божественном» в исследованиях отечественных мифологов и в большинстве справочных изданий. Справедливости ради следует отметить, что ряд словарей (словарь Владимира Даля, Сергея Ожегова, Дмитрия Ушакова) содержат слово «явь»[11].

По словарю Сергея Ожегова: «Явь — Реальная действительность (в Anti сновидению, бреду, мечте), то, что существует наяву»[12].

Примечания

  1. Замалеев А. Ф. Мудрое слово русской философии. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1999.
  2. Богумир Влх. Родна Вера. Источник счастья. — Хмельницкий: Духовное издание Родового Огнища Родной Православной Веры, 2007. — С. 95—96. — 100 с.
  3. 3,0 3,1 Велеслав. Учение волхвов: Белая книга. — М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2007. — С. 21. — 632 с.
  4. Корженко О. М., Солодовникова Н. В. Крестьянский космизм в системе традиционной культуры // Евразийский Союз Учёных. — 2014. — № 7—8.
  5. Хуторской А. В. Явь, Навь, Правь как лингвистические носители славянской культуры // Вестник Института образования человека : журнал. — 2024. — № 1.
  6. Ямурзин А.А. О некоторых аспектах современного состояния язычества в Башкорстане (на примере язычества мари) // Вестн. Башкир. ун-та.. — 2007. — № 1. — С. 201.
  7. Асов А.И. Велесова книга. — М.: Менеджер, 1994. — С. 282—283. — 320 с.
  8. Асов А.И. Святорусские Веды. Книга Коляды. — М.: ФАИР, 2010. — 573 с.
  9. Савицкая Е. В. Лингвоконцептуальные лакуны: интракультурный аспект // Известия Самарского научного центра РАН. — 2015. — № 1—1.
  10. Русское языческое мировоззрение: пространство смыслов. Опыт словаря с пояснениями / под ред. С. Ермакова. — М.: Ладога-100, 2008. — 208 с.
  11. Шиженский Р. В. К вопросу о религиозной основе славянской версии indigenous religions // Terra Linguistica. — 2011. — № 118. — С. 264.
  12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28-е изд. — М.: Мир и Образование, 2019. — 1376 с.