Марена (мифология)

Материал из «Знание.Вики»
Марена
Letohrádek Kinských - Musaion 712.jpg
Воплощение Смерти, зимы
Мифология Славянская
В иных культурах Кето, Старуха Лоухи

Марена (пол. Marzan(n)a, Śmiertka, словац. Morena, Marmuriena, чеш. Morana, Smrtka, укр. Марена)[1] — в западно- и восточнославянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Имя Марены носит чучело, которое сжигают или топят в ритуалах проводов зимы и встречи весны. Эти обряды, уходящие корнями в языческие верования, символизируют завершение зимы и начало весеннего возрождения природы. Несмотря на попытки церкви искоренить эти традиции, они продолжают сохраняться в ряде славянских стран, в том числе в Польше, Чехии и Словакии.

Этимология

Происхождение имени Марена до конца не выяснено. Существует несколько версий:

  1. Имя Марена восходит к праиндоевропейскому корню *mar-, *mor- со значением «смерть». Об этом свидетельствуют родственные слова в других индоевропейских языках: лат. mors «смерть», др.-инд. mṛtyu- «смерть», армянск. meṙanim «умираю».
  2. Имя связывают с римским богом войны и плодородия Марсом (у В.В. Иванова и В.Н. Топорова[2]). Первоначально корень *Mǒr- означал божество плодородия, а позднее, в результате смешения с корнем *mer- «смерть», стал ассоциироваться также со смертью. Словацкий вариант имени — Marmuriena, указывает на связь с Марсом, известным под именами Marmor, Mamers, Mamurius Veturius.
  3. Иногда название Марена производят от славянского корня *mar-, связанного с затоплением, погружением в воду. Отсюда древнерусск. омарьнъ «глубокий», чеш. mařit «мочить». Это согласуется с обрядом топления чучела Марены в воде.
  4. По другой версии, имя происходит от индоевропейского корня *mer- со значением «блестящий», «сверкающий». В таком случае Марена сближается с богинями утренней зари (лит. Aušrinė, греч. Эос).
  5. Предполагается также исконно славянское происхождение имени от глагола *mariti, первоначально означавшего «портить, повреждать, губить». Ср. в.-луж. morić, н.-луж. moriś «умерщвлять».

Наиболее вероятными представляются версии о связи имени Марена с индоевропейскими корнями, означающими «смерть» и «погружение в воду», учитывая функцию Марены как богини смерти, а также обряд потопления её чучела в ритуалах проводов зимы. При этом нельзя исключать и вторичные сближения с созвучными корнями других значений.

Внешний облик

Внешний вид Марены описывается по-разному в зависимости от региональных традиций:

  • Безобразная старуха в чёрных одеждах, с растрёпанными седыми волосами. У неё крючковатый нос, костлявые пальцы, злобное выражение лица.
  • Бледная измождённая женщина со следами тления на лице. Одета в белый саван, на голове — погребальный венок. В руках держит серп или косу.
  • Молодая бледная дева в тёмных одеждах. У неё печальные глаза, длинные чёрные волосы. Иногда её изображают обнажённой.
  • Женщина средних лет в тёмном или белом платье, с распущенными волосами. В руках у неё ветки, цветы или колосья — символы воскресающей природы.

В обрядовых действах облик Марены воплощало соломенное чучело в женской одежде и с женской маской вместо лица. Наряжали его обычно в старые, изношенные вещи, иногда в свадебный наряд. На голову надевали венок или платок.

В изобразительных источниках Марена предстаёт как скелет с косой, женщина в погребальных одеждах, старуха с чертами смерти на лице. Нередко её изображали рядом с Кощеем или выезжающей вместе с ним на чёрных конях[3].

Значение в культуре

Марена. Польша

В славянской традиции Марена является женским мифологическим персонажем, связанным с сезонными обрядами умирания и воскресения природы. Культ Марены был особенно распространён у западных славян (поляков[4], чехов, словаков) и в меньшей степени у восточных (украинцев, белорусов, русских).

Марена воплощала собой смерть, зиму и холод. В то же время, её ритуальное уничтожение означало победу над смертью, конец зимы и наступление весны, пробуждение и воскресение природы.

В весенних обрядах восточных славян

У восточных славян с Мареной связан обряд сжигания или потопления её чучела, символизировавший проводы зимы и встречу весны. Этот обряд обычно совершался в марте или начале апреля (на Масленицу, в Страстную неделю, на Красную горку).

Чучело Марены делалось из соломы, тряпок, иногда из дерева. Его наряжали в женскую одежду, украшали лентами, бусами. В некоторых местностях чучело возили на колесе, санях или лодке. Участники обряда с песнями носили чучело по деревне, затем выносили за село и там сжигали, разрывали на части или топили в реке, пруду. Ритуал сопровождался песнями и приговорами, посвящёнными изгнанию смерти, зимы, болезней и призыванию весны, тепла, урожая.

После уничтожения чучела молодёжь с песнями и плясками возвращалась в деревню, неся украшенное лентами деревце или ветки — символ расцветающей весенней природы. Этот обряд называли «похороны Масленицы»[5], «выносить Марену», «топить Марену».

В Украине обряд потопления Марены совершался чаще всего на четвёртой или пятой неделе Великого поста. В Белоруссии он был приурочен ко дню св. Георгия (Юрия, 6 мая). В России ритуал сжигания или потопления Масленицы включал элементы, генетически восходящие к обряду уничтожения Марены.

В обрядах западных славян

Культ Марены получил наибольшее развитие у западных славян, особенно у поляков. Здесь обряд изгнания Марены (пол. Marzanna, Śmiercicha) и встречи весны совершался чаще всего в четвёртое воскресенье Великого поста. Изготавливалось чучело женщины из соломы и тряпок, которое торжественно выносили за пределы села и топили в реке или пруду. При этом исполнялись ритуальные песни.

После потопления Марены участники обряда возвращались в деревню с пением весенних песен, неся украшенную ленточками и цветами ёлочку или ветки (gaik — «май»)[6]. Этот обычай символизировал победу весны над зимой, жизни над смертью. В Польше сохранились песни и приговоры, исполняемые при потоплении Мажаны. В них участники радуются тому, что вынесли Смерть из деревни и принесли Жизнь в образе зеленеющей ветки.

У чехов и словаков обряд потопления Марены (чеш. Morana, Mařena, Smrtka; словацк. Morena, Kyselica) приурочивался к четвёртому или пятому воскресенью Великого поста. Как и у поляков, чучело Марены обычно выносилось девушками за село и топилось в реке. После потопления Марены молодёжь возвращалась с пением в деревню, неся украшенную зелёную ветку (máj, létečko).

Религиозно-мифологические параллели

Чучело Марены, брошенное в реку. Катовице, Польша, 2012

Истоки культа Марены восходят к глубокой индоевропейской древности. В нём отразились представления об умирающем и воскресающем божестве, связанном с аграрными циклами и сменой времён года.

Наиболее близкие параллели обнаруживаются в балтийской мифологии, где известна богиня Море (лит. Morė), символизировавшая смерть и зиму. Обряды, связанные с её изгнанием, типологически сходны со славянскими ритуалами проводов Марены.

Марена сопоставима с греческими богинями Деметрой и Персефоной, воплощавшими умирание и воскресение природы. Сходные функции имеет скандинавская богиня Хель, германская Холда, кельтская Морригу. Все они связаны с загробным миром и сезонными обрядами.

В народной традиции славян, особенно западных, Марена сблизилась с христианским персонажем Смертью (пол. Śmierć, чеш. Smrtka, словацк. Smrtka). Неслучайно обряд изгнания Марены в Польше, Чехии, Словакии часто называется «выносить Смерть»[7]. Таким образом, языческие и христианские элементы в культе Марены тесно переплелись.

Символика

Марена выступает как богиня смерти, зимы, ночи, а также воскресения и обновления природы. Она воплощает небытие, из которого рождается новая жизнь. Отсюда характерная амбивалентность её культа.

Одним из атрибутов Марены является вода (потопление её чучела в реке, колодце). Вода здесь выступает как первоначальная стихия, поглощающая умершее божество и дающая жизнь новому.

Другие атрибуты Марены — солома, тряпки, дерево, из которых изготавливалось её чучело. Они символизируют старое, омертвевшее, подлежащее уничтожению. В то же время зелёная ветвь или деревце, приносимые после потопления Марены, знаменуют победу жизни, весны, плодородия.

В архаических ритуалах весенне-летнего цикла Марене могли соответствовать человеческие жертвоприношения, призванные обеспечить воскресение природы и будущий урожай. Пережитки этого сохранились в легендах и поверьях (ср. предания о призраках утопленниц в русском фольклоре).

В народных верованиях Марена сближается с другими женскими мифологическими персонажами (русалками, Бабой-Ягой, Кикиморой и др.), связанными с загробным миром. Характерны общие для них мотивы телесного уродства, вредоносности, связи с водной стихией[8].

Эволюция образа

С принятием христианства языческий культ Марены подвергся переосмыслению и трансформации. Негативные черты её образа усилились, она стала восприниматься как однозначно злое, вредоносное существо. В народных верованиях Марена выступает как ведьма, наводящая порчу, болезни, неурожай.

Борьба христианской церкви против культа Марены привела к тому, что её обряды осуждались как греховные и подвергались запретам. Так, в Польше в XV–XVII вв. католическая церковь безуспешно пыталась искоренить обычай потопления Мажаны[9].

Однако традиция оказалась устойчивее официальных запретов. В народной среде она продолжала бытовать вплоть до XX в. Постепенно этот обряд утратил своё сакральное значение и превратился в весеннюю забаву молодёжи.

В настоящее время традиция потопления или сжигания чучела Марены (Мажаны, Мораны) в марте или апреле бытует в Польше, Чехии, Словакии, отчасти в Белоруссии и в Украине. В ней принимают участие преимущественно дети и подростки. В современном фольклоре Марена предстаёт как персонификация зимы и смерти, противостоящая весне и жизни.

Возникнув в языческую эпоху, образ долгое время сохранялся после принятия христианства, постепенно утрачивая своё религиозно-мифологическое значение. При этом образ Марены как богини смерти и возрождения трансформировался в символ смерти/зимы, противостоящий жизни/весне. Обряды, связанные с Мареной, отразили архаические представления о круговороте бытия, умирании и воскресении природы.

Свойства

Марена обладала двойственными, амбивалентными чертами. Она повелевала как смертью, так и жизнью, воплощала переход от зимы к весне, от ночи к утру, от старого к новому.

Основные свойства Марены в славянской мифологии:

  1. Повелительница смерти, связанная с сезонным умиранием природы. Она воплощает зиму, холод, мрак, неподвижность, оцепенение.
  2. Покровительница загробного мира и царства мёртвых. В ряде источников упоминается, что души умерших уходят в царство Марены.
  3. Богиня судьбы, доли. Соотносится с представлениями о неумолимом роке, предопределённой смерти.
  4. Воплощение злых, губительных сил. Марена насылает стужу, неурожай, болезни, порчу. Отсюда её другие имена — Кощна[10], Кикимора, Злидня.
  5. Богиня ночи, зимы, холода. В зимний период Марена господствует в природе, сковывая всё живое безжизненным сном.
  6. Божество плодородия, жизненных сил природы. Умирая, Марена даёт начало новой жизни, высвобождает заложенные в земле соки, обеспечивает урожай.

Примечания

  1. Марена / Валенцова М. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 180–182..
  2. Мара; Марена / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 337, 338..
  3. Максимов С. В. Кикимора; Черти-дьяволы // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 61—67, 3—29..
  4. Kempiński, Andrzej M (2000). Энциклопедия мифологии народов индоевропейских (на польском языке)..
  5. Адоньева С. Б. Обрядовое чучело: проективный принцип ритуальных практик // Русский фольклор в современных записях. — 2008..
  6. Оскар Кольберг: Все произведения – Кельецкие ч. II. Польское общество этнографии, 1886, с. 183-190..
  7. Пётр Ковальский: Лексикон Знаки Мира — Омен, суеверие, значение. Варшава, Вроцлав: Научное издательство PWN, 1998, с. 609-615..
  8. «Мара (Марена)» на «Славянском языческом портале». Архивировано 18 августа 2012 года..
  9. Анджей Шиевский: Религия славян. Краков: Издательство WAM, 2003..
  10. Марины Очи — Славянская Традиция. slavtradition.com.