Лада (мифология)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Ла́да — в славянской мифологии богиня весны, красоты и любви, покровительница брака. Супруга Сварога, мать четверых детей: Леля, Полеля, Дидо (Деда) и его супруги Дидилии[1]. Является покровительницей женщин и девушек, воплощением семейного счастья и продолжения рода[2].

Образ

Происхождение

Происходит от общеславянского слова «ладъ» — мир, согласие. Имя Лада означает «вступившая в полюбовную сделку», а также — «супруга, возлюбленная»[3].

Первые упоминания богини Лады зафиксированы в польских церковных поучениях против язычества (XV век), которые были опубликованы Станиславом Урбанчиком[4].

«Поляки ещё и посейчас около зелёных святок чествуют своих божков: Alado, Gardzyna, lesse… Этим божкам плохие христиане оказывают большую честь, чем богу: девушки целый год не ходят в костёл молиться истинному богу, тогда как на чествование этих своих божков они привыкли приходить».

Польские учёные сопоставляли славянских богов с римскими. Так в конце XV века Ян Длугош высказал точку зрения, что под именем бога Лада (Lyada) скрывается римский бог войны Марс. Матвей Меховский упомянул, что в честь богов поют «старинные песни Lada — Lada, Ileli — Ileli, Poleli, сопровождая их танцами». По его мнению, Лада — это античная Леда, мать Кастора и Полидевка. В Mater Verborum Лада соотносится с Венерой[5].

Впервые Лада как славянская богиня упоминается в «Синопсисе» Иннокентия Гизеля, который называет Ладу четвёртым идолом наравне с Перуном, Велесом и Позвиздом[6].

«Четвёртый идол Ладо; сего имеяху бога веселия и всякого благополучия, жертвы ему приношаху готовящиеся к браку, помощию Лада мняще себе добровеселие и любезно житие стяжати[7]».

В конце XVIII — начале XIX века учёные не искали подтверждения словам Гизеля, приняв на веру существование богини Лады. Однако, часть учёных, начиная с Александра Афанасьевича Потебни, считают Ладу плодом «кабинетной мифологии», научной фикцией. В 1884 году Александр Сергеевич Фаминцын провёл анализ фольклорных песнопений и на их основе пришёл к выводу, что Лада — богиня брака и веселья, славянская Bona dea, связанная с весенними и свадебными обрядами[8]. По его мнению, также существовал бог Лад (или Ладо), которого он отождествлял, с одной стороны, со славянским Ярилой, а с другой — с Аполлоном Соранским[5].

«Молимся, Лада,

Молимся вышнему Богу,

Ой, Лада, ой,

Да подует Лада,

Да подует тихий ветер,

Ой, Лада, ой,

Да ударит Лада,

Да ударит урожайный дождь,

Ой, Лада, ой!»

Польский славист Александр Брюкнер высказывался против признания Лады древнеславянской богиней, считая повторы «Ой, Ладо» или «Лада, лель-люли» бессмысленным припевом. На существовании же Лады настаивал Борис Александрович Рыбаков в «Язычестве древних славян». Он выдвинул гипотезу, что культ Лады имеет индоевропейские корни, сопоставляя её с древнегреческой богиней Лето и древнеримской Латоной. В своей книге учёный приводит старинное письменное свидетельство о почитании Лады — в «Повести о построении бенедиктинского монастыря на Лысой Горе» (XVI век).

«На том же месте был храм трёх идолов, которых звали Лада, Бода, Леля. К ним простые люди сходились в первый день мая, молитвы им творить и жертвы им приносить»[5].

Олег Николаевич Трубачёв считает неприемлемыми обе крайности, порождённые неясностью слова — как возведение Лады в ранг божества, так и отнесение этого слова к бессмысленному песенному рефрену. Исследователь трактует слово в контексте славянских терминов родства.

Согласно мнению Трубачёва, праславянское *lada восходит к индоевропейскому корню *aldh — «выросший, зрелый», который дал в германском aldi — «человек». Таким образом, первичным значением славянского слова он считает «старший, муж, мужчина». Перенесение этого слова на женщину — вторично[5].

Символы и обереги

Молвинец

Богиня Лада — красивая, статная девушка, воплощение женственности и гармонии. Её символами считаются белый лебедь — воплощение чистоты и верности, а также берёза. Предметы подношения Ладе — мёд, яблоки, зерно, цветы и свечи[4].

Знаки-обреги Лады: молвинец, ладинец и Звезда Руси. Самый известный оберег Лады — молвинец. Он представляет из себя восьмилучевой, крутящийся противосолонь, наполнен женской силой. Защищает рожающих и беременных женщин, наполнен светом и любовью. Использовался в качестве оберега для ребёнка от злых взглядов и чужих мыслей.

Ладинец — восьмилучевая звезда с закручивающимися концами на лучах, восемь потоков, крутящихся против солнца, несущих женскую силу. Приносит счастье, крепкое здоровье и любовь. Звезда Руси — состоит из трёх фигур — квадрата и пересечённых удлиненных овалов. Обозначает охрану и защиту семейного очага[9].

Обряды

Лада не только покровительница брака, но и богиня весенней пахоты. Поэтому с её именем связано большое количество календарных обрядов.

По преданиям богиня Лада выводила весной солнце из-за туманных покровов зимы. В связи с этим песни, обращенные к богине, поются только во время весенне-летнего обрядового цикла (март, апрель, май, июнь). Закликание весны и пение веснянок происходило на высоких местах: на горках, на холмах, дети влезали на деревья, на крыши изб и оттуда приветствовали весну.

А мы чащобу чистили!
Диди Лада чистили!
А мы пашню пахали, пахали.
Диди Лада пахали!
А мы просу сеяли, сеяли.
Диди Лада сеяли!
А мы просу пололи, пололи.
Диди Лада пололи!»

Борис Александрович Рыбаков особенно выделял период с 25 мая по 25 июня, то есть «зелёные святки». Обряды связаны с молениями о дожде, праздниками первых всходов и первых колосьев. Обращения к Ладе прекращались после празднества летнего солнцестояния[5].

Примером обрядовой игры, в которой упоминается обращение к Ладе, является русская народная игра «Просо сеяли». Приурочена игра была к Троице. Две шеренги играющих попеременно то шли навстречу друг другу, то отступали назад. Одни пели о посеве проса, а другие о том, что его «вытопчут». Дело в том, что обмолот проса раньше происходил путём вытаптывания ногами. Но помимо аграрной сущности обряд, по мнению Надежды Неофитовны Тихоницкой, имел и второй магический смысл — сватовство и выдачу девушек замуж. Таким образом, Лада (Диди Лада) объединяет весеннюю календарную обрядность с брачной[10].

Имя богини Лады упоминается в песнях во время гаданий о замужестве или во время свадеб. От имени Лады существует много производных слов, связанных с брачными обрядами: ладовать — славить свадьбу, лады — помолвка, ладуванье — гадание на жениха и другие.

Примечания

  1. Лада. Древнерусский словарик. Дата обращения: 19 июля 2024.
  2. Богиня Лада. Славянская лавка. Дата обращения: 19 июля 2024.
  3. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный эти­мо­ло­ги­че­ский словарь рус­ского языка. — М.: Дрофа, 2004.
  4. 4,0 4,1 Артёмов В.В. Славянские боги и божки. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. — 64 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Академический Проект, 2013. — С. 409—414. — 640 с.
  6. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / под ред. К.К. Арсеньева. — СПб.: Семеновская Типолитография, 1896. — Т. 33. — С. 234. — 499 с.
  7. Гизель Иннокентий. Киевский синопсис или краткое собрание от различных летописцев о начале Славенороссийского Народа и первоначальных Князьях Богоспасаемого града Киева. — 1600—1683. — С. 46—47. — 406 с.
  8. Фаминцын А.С. Божества древних славян / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов, предисл. Е. А. Окладникова. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 736 с.
  9. Богиня Лада. Славяне. Дата обращения: 23 июля 2024.
  10. Тихоницкая Н.Н. Русская народная игра «Просо сеяли» // Советская этнография. — 1938. — № 1. — С. 145—166.