Ёлочные украшения

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Ёлочные украше́ния — важный атрибут новогоднего празднества, где основное место занимает украшенное красивыми игрушками новогоднее дерево. В Европе и России, как правило, это хвойные деревья — в основном ель.

История появления ёлочной игрушки в Европе

Традиция преображения вечно зелёного дерева за счёт новогодних игрушек зародилась достаточно давно — задолго до возникновения христианства. Начало существованию данной традиции было заложено на территории современной Европы.

У немецких языческих племён существовало такое поверье, как существование злых духов, которые обретали особенную силу холодными зимними вечерами. Чтобы вызвать благосклонность со стороны этих духов, представители немецких языческих племён ходили в лес с целью совершения таинства преображения ели, на которых предположительно обитали злые силы. Различно рода яства, которые выступали в качестве украшения вечно зелёного дерева, по сути своей, стали выступать в качестве прототипа современных ёлочных украшений.

В 1513 году немецкий богослов Мартином Лютером заложил традицию украшения новогодней ёлки. История зарождения данной традиции была такова: перед Рождеством Мартин Лютер возвращался домой по лесной тропинке и поднял глаза на ночное небо, которое было усыпано звёздами. Мартину Лютеру показалось, будто и кроны высоких сосен и елей искрятся звёздочками. После возвращения домой Мартин Лютер поставил на стол небольшую ёлочку в кадке, украсил её свечами, а верхушку увенчал звездой в память о Вифлеемской звезде, указавшей путь к месту, где родился Иисус.

В XIXXX веках традиция украшения ёлки была не только в Германии, но и в Англии, Австрии, Чехии, Нидерландах, Дании и Америке. Вначале в качестве украшения вечно-зелёного дерева выступали свечи, фрукты и сладости, а затем в качестве модного аксессуара украшения ёлки стали выступать игрушки из воска, ваты, картона и стекла. Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были съедобные изделия — фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а ещё золоченые орехи, яблочки.

Празднование Нового года на Руси

На Руси дата празднования Нового года была непостоянной. Работники земледельческого хозяйства начинали полевые работы с 1 марта, поэтому именно этот день они считали первым днём года. В иных случаях праздник наступления Нового года совмещался с днём весеннего равноденствия (22 марта).

Для представителей некоторых племён славян-язычников первым днём года считался так называемый «зимний солнцеворот» (22 декабря), обычно праздник всё же устраивали тогда, когда земля «просыпалась» и готовилась подарить очередной урожай.

В канун современной даты празднования наступления Нового года на Руси отмечали Васильев день. К Васильеву дню полагалось готовить разнообразные блюда из свинины — было принято считать, что таким образом святой Василий Кесарийский обязательно поспособствует увеличению поголовья скота в каждом хозяйстве и обеспечит безбедную жизнь. Для получения богатого урожая в Васильев день принято было совершить ещё и обряд «посевания». Рано утром дети должны были обойти дома и рассыпать там яровую пшеницу, которую затем тщательно собирали и хранили до весны — периода настоящего сева. За совершение обряда дети получали сладкие подарки и складывали их в самодельные разноцветные рукава.

После Крещения Руси пришел византийский календарь, в котором празднование Нового года приходится на 1 сентября. Этот день был выбран не случайно: к 1 сентября сельскохозяйственные работы завершались и урожай был собран, можно было начинать новую жизнь и готовиться к следующему сезону. Кроме того, было принято считать, что именно в первый сентябрьский день Бог сотворил мир. На протяжении нескольких столетий Новый год отмечали дважды: официально — осенью и по старым обычаям — весной. В XV веке, когда произошло освобождение Руси от ордынской зависимости, Московский государь Иван III издал приказ об установлении единой даты празднования наступления Нового года — празднование Нового года перенесли на сентябрь как для русской церкви, так и для мирян.

С 1495 года на 1 сентября в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Царь и митрополит возглавляли праздничное шествие, проходившее под звон колоколов. В XVII веке традицию проведения церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья» дополнили: монарх, его свита и бояре должны были выходить к народу в нарядных одеждах и поздравлять с праздником. После завершения торжественной церковной службы в домах Новый год отмечали песнями, плясками и угощениями, но называли его тогда иначе — «Первый день в году».

До XVIII века новый год в России праздновался 1 сентября. Однако, празднование наступления Нового года было перенесено на зимнее время, на 1 января, согласно указу царя Петра I от 20 декабря 1699 года. Пётр I также приказал, чтобы ель стала главным новогодним деревом.

История новогодней игрушки в России

История новогодней игрушки в России началась с 1700 года, когда Пётр I привёз в Россию из Европы обычай украшать ёлку. Будущий император ещё в младенческом возрасте гостил у своих немецких друзей, где увидел необычную ель с яблоками и конфетами. Юного царя это настолько впечатлило, что после восшествия на престол Пётр I издал указ о том, что отмечать отныне Новый год надо как в Европе — 1 января: В каждом доме или во дворе в зимний период теперь должно стоять хвойное дерево.

После смерти Петра I изданный им указ начали игнорировать, а непременный символ Нового года — украшенная вечно зелёное хвойное дерево — стала лишь веком позже, при Николае I. Его супруга, императрица Александра Фёдоровна, урождённая принцесса Шарлотта из Пруссии, привнесла в Россию обычай украшать жилище ёлочкой с горящими свечами. Александра Фёдоровна впервые нарядила рождественскую ёлку яркими украшениями, изготовленными специально для этой цели, как это делалось в Европе. Стеклянные игрушки были доступны в то время только состоятельным гражданам. Простые люди украшали ёлку подручными средствами — орехами, поделками из дерева. В дореволюционной России популярны были новогодние игрушки из плотной бумаги — так называемый дрезденский картонаж.

Новогодние игрушки из плотной бумаги представляли собой объёмные изделия, которые были склеены из двух половинок окрашенного картона. Для украшения использовались также игрушки из ваты: фигурки ангелов, детей, моряков — с металлическим каркасом внутри. Стеклянные и фарфоровые шары завозились в то время в Россию в основном из Германии. Эти игрушки были непохожи на современные — изготавливались из толстого стекла и весили гораздо больше современных украшений второй половины XX века.

Традиция одаривания на Рождество подарками, которые раскладывались под ёлкой или вешались прямо на ветки, быстро завоевала популярность сначала среди придворных, а затем и по всей России. Первые ёлки в России появились в XIX веке. Ёлки возвышались на крышах домов и заборах питейных заведений в качестве украшения. Наряжать же хвойные деревья начали лишь в 1860—1870 годы, повторяя европейскую моду. Ёлочных игрушек русского производства на тот момент ещё не было, их заказывали в Европе. Примерно в 1880 году в России стали появляться ёлочные игрушки, которые были изготовлены фабричным способом в Германии.

Во время Первой мировой войны устанавливать новогоднюю ёлку было запрещено: традиция связывалась с немецкой культурой; поэтому, учитывая политическую ситуацию в стране и в мире в целом, обычай устанавливать ёлку на время утратил свою актуальность. Любопытно, что с приходом советской власти, в период всеобщей реформации в России устанавливать дома новогоднюю елку и наряжать её игрушками было нежелательно; этот атрибут считался «религиозным пережитком», который никак не вписывался во всеобщую концепцию построения в стране коммунистического строя, свободного от христианских догматов.

На протяжении 50 лет ёлка и новогодние игрушки завоёвывают стойкую ассоциацию с Новым годом, их стали использовать и в российских глубинках. Однако история возникновения игрушек на ёлку в России является не менее увлекательной. В то время, когда в Европе вечно зелёное хвойное дерево было принято наряжать задолго до Рождества, в России хвойное дерево ставили непосредственно перед Новым годом — 31 декабря. На первоначальном этапе в качестве украшения выступали различные съедобные вкусности: конфеты, орехи, печенье из песочного теста, завернутые в блестящую золотую или серебряную фольгу. В течение волшебной праздничной ночи все угощения съедали, а лишённую украшения ёлку утром выкидывали. Новогодний праздник был очень коротким, поэтому люди стали задумываться о том, как продлить его. Все сладости и вкусности стали упаковывать в красивые коробочки и кулечки. Вкусные яства по-прежнему съедалось, но красивая упаковка оставалась висеть на елке. В данном случае, акцент надо сделать на упаковку из-под сладостей, так как она и является первым ёлочным украшением в российских домах. Спустя лишь 50 лет на зеленых ветках стали появляться настоящие игрушки.

Первый ёлочный декор на Руси демонстрировал изобилие, поэтому новогодние деревья украшали горящими свечами, яблоками и изделиями из теста, а также добавляли переливающиеся на свету украшения: мишуру, канитель, блестки. В сочетании с горящими свечами эффект игры света делал зелёную красавицу ещё более сияющей и торжественной.

История возникновения новогодней игрушки для детей неизменно связана со сказочными персонажами: герои пушкинских детских произведений воплотились в образы новогодних игрушек уже в начале 19 века. Но изначально каждая игрушка несла в себе образ, так или иначе связанный с христианством. Новогодние игрушки символизируют: свечи — духовный свет, Христову жертвенность; шары — адамово яблоко; Шары, которые ранее представляли собой яблоки, олицетворяют запретный плод, овощи и фрукты — плодородие в грядущем году; колокольчик — оберег, защищающий от темных сил и несчастий; фигурные пряники и печенье — пресные хлебцы, употребляемые при причастии; звезда на макушке елки — Вифлеемскую звезду, указавшую волхвам путь к новорожденному Иисусу.

С середины XIX века заработали специальные артели, которые занимались производством гирлянд, ёлочных игрушек, а также сделанных из тонкой фольги цепей, мишуры и дождика.

Литература

Ссылки