Политеизм

Материал из «Знание.Вики»
Jacopo Zucchi - The Assembly of the Gods - WGA26036.jpg

Политеи́зм (от греч. πολύς, «многочисленный, много», + греч. θεός, «Бог, божество», — «многобо́жие») — религиоведческий термин, мировоззрение, предполагающее, что в мире существует множество богов. Обычно боги собраны в пантеон. Термин «политеизм», как правило, используется в противопоставлении термину «монотеизм» (вера в одного бога) и термину «атеизм» (отрицание существования богов). В широком смысле под «политеизмом» понимаются все немонотеистические верования[1]

Политеизм в Библии

В Библии политеизм называют язычеством. Он представляется как грех и измена Единому Богу. В христианской традиции принято воспринимать язычество как нравственную деградацию. Во времена царя Соломона, а также других царей единого Израильского царства без препятствий властей существовали святилища, в которых совершалось поклонение языческим богам, культы которых были распространёнными в Средиземноморье и Передней Азии. Согласно Ветхому Завету, Бог наказал евреев за поклонение множествам богам тем, что еврейский народ завоевали языческие племена. Евреи были угнаны в плен[1].

Возникновение политеистических верований

Существуют теории, что религия возникла как попытка человека объяснить происходящее вокруг него. Как считал Фридрих Энгельс, человек с древнейших времен боялся природных явлений, из-за страха, вызванного незнанием, как работает природа, он начал поклоняться ей и наделять свойствами живого. О том, что религия начала зарождаться ещё с первобытных временем, свидетельствуют наскальные рисунки и захоронения, произведенные в соответствии с ритуалами. По многочисленным археологическим материалам можно сделать вывод, что культовая деятельность человека возникла в период верхнего палеолита (примерно 50 тысяч лет назад)[2]. По захоронениям неандертальцев и людей современного типа того времени видно, что уже в тот период развития человечества существовал культ мёртвых. Покойников снабжали необходимой в последующей жизни утварью, орудиями труда, оружием, статуэтками духов-покровителей, ценными предметами, которые могли быть обменяны в ином мире. Наскальные изображения дают сведенья о том, что люди в эпоху палеолита рассуждали о животных, людях, природе в целом. Уже тогда у древнего человека было развито абстрактное мышление[2].

Ритуальный характер носили так называемые «Венеры» — статуэтки обнаженных женщин. В их изображении подчеркивались женские черты — грудь, широкие бедра, а изображению конечностей и черт лица не уделялось много внимания. Статуэтки явно связаны с культом плодородия, но какой именно миф был связан с ними, неизвестно. «Венер» находят даже в Сибири. Статуэтки могли использоваться как талисманы и амулеты, приносящие удачу, богатство и защиту[2].

К ранним формам религии относят тотемизм, фетишизм, магию, анимизм, шаманизм, культ предков, табу. По мнению советский этнографа, историка этнографической науки, исследователя религиозных воззрений Сергея Александровича Токарева, к более поздним формам религии, которые отражают процессы разложения общинно-родового строя, можно отнести: инициации, промысловый культ, семейно-родовой культ святынь и покровителей, патриархальный семейно-родовой культ предков, шаманизм, нагуализм (культ личных духов-покровителей), культ тайных союзов, культ вождей, культ племенного бога, аграрные культы. Эти ранние формы религий по мере усложнения порождают такую картину, что мир населен богами, то есть не просто духами, особыми существами и предметами, а богами, и этих богов много. У каждого бога появляется своя сфера деятельности, свои обязанности, характер. Вокруг богов складываются мифы и системы ритуалов[3].

Политеистические верования различных народов древности

Религия Древней Греции

Бюст древнегреческого бога Зевса

Зарождение древнегреческой религии можно отнести ко времени появления на Крите и в Микенах «высокой культуры» в конце третьего — начале второго тысячелетия до нашей эры. Верования здесь представляли собой иерархический политеизм, боги были связаны с природными, бытовыми, жизненными явлениями и ситуациями[2]. Главным богом являлся Зевс — бог грома, сын Реи и Крона, повелитель людей и богов, сильнейший из богов-олимпийцев. Отец Зевса Крон не был уверен, что ему навсегда удастся сохранить власть. Он боялся, что его свергнут собственные дети. Тогда Крон приказал своей жене Рее приносить ему рожденных детей. Крон их проглатывал. Рея спрятала от мужа младшего сына Зевса, родив его в тайне на острове Крит. Будущего верховного бога воспитали нимфы, вскормила коза Амалфея. Когда Зевс стал взрослым, он свергнул Крона и остальных титанов в Тартар. Зевс освободил братьев и сестер и утвердился на Олимпе[4].

К другим богам-олимпийцам относятся[4]:

  • Гера — богиня, покровительствующая семье, браку, роженицам, она супруга и сестра Зевса. Её атрибуты — полотно ткани, диадема, колесница, кукушка, павлин.
  • Посейдон — бог морей, брат Зевса. Его атрибутами являлись трезубец, дельфин, колесница.
  • Аид — бог царства мёртвых, брат Зевса. Атрибуты — пёс Цербер, охраняющий подземное царство.
  • Деметра — богиня земледелия и плодородия, сестра Зевса.
  • Гестия — богиня домашнего очага, жертвенного огня, богиня-девственница, сестра Зевса. Атрибут — факел.
  • Аполлон — бог, покровительствующий искусству и владеющий даром прорицания.
  • Арес — бог войны, причем именно несправедливой, любовник или муж Афродиты. Атрибут — шлем.
  • Артемида — богиня охоты и дикой природы, а также Луны. Богиня-девственница. Атрибуты: колчан со стрелами, лань, колесница, полумесяц. Свита — охотницы и геспериды.
  • Афина — богиня мудрости, справедливой войны, покровительница города Афины, ремесел. Атрибуты: сова, змея. Дочь Зевса, рождённая из его головы.
  • Афродита — богиня наслаждения и красоты. Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза, колесница. Спутники-хариты/грации.
  • Гермес — покровитель пути, посланник Зевса, научил людей азбуке, счету и торговле, покровитель наук. Также считается покровителем воров. Атрибуты — крылатые сандалии, шлем-невидимка с крылышками, посох в виде двух переплетённых змей.
  • Гефест — бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и труда. Хромоногий. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового), колесница, молот.
  • Дионис — бог виноградарства и виноделия, веселья. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином, колесница. Из культа к нему впоследствии зародилась драматургия.

Помимо этих богов, древние греки верили в различных титанов, божеств водной стихии, духов смерти, муз, циклопов и прочих богов и существ[4].

Различные мифы посвящены подвигам полубогов. Например, Гераклу или Ахиллу[4].

Религия Древнего Рима

Начало римская религия берёт из почитания духов предков, покровителей различных родов деятельности, домов, полей, профессий и др[2]. В ходе истории римляне завоевали Грецию во втором веке до нашей эры и в религиозном плане многое переняли от завоеванного народа. В Древнем Риме легко принимали в пантеон других божеств, стараясь таким образом привлечь на свою сторону как самих богов, так и поклонявшиеся им народы. Но между греческой и римской мифологией была принципиальная разница. Греки использовали миф как объяснение реальности, римляне же стремились с помощью религии обосновать величие Рима, показывая его богоизбранным государством. Их мало интересовало то, что их не касалось (например, мифы о происхождении других народов)[5].

Римский пантеон был схож с греческим. Так римский Юпитер соответствовал греческому Зевсу, римская Юнона — Гере, Меркурий — Гермесу, Плутон — Аиду и тому прочее. Заимствовали римляне также и героев. Например, римский Геркулес соответствовал греческому Гераклу[5].

Религия шумеров

Шумеры — древнее население Южной Месопотамии. От шумеров остались разрозненные космогонические мифы. В них рассказывается, что сначала была богиня Намму («Море»), которая дала жизнь горе Ан-Ки («Небо-и-Земля»), затем бог Энлиль («Владыка-Ветер») разделил Небо и Землю — так возникло человеческое пространство[2].

Шумеры считали, что существует так называемый верхний мир — пространство небесных тел, которое делилось на семь сфер, возглавляемых Аном — богом, который существовал до отделения Неба от Земли. Пространство человеческого мира находилось под властью Энлиля; пространство нижнего мира находилось под властью бога Энки. Энлиль — источник законов, он дарит жизнь и отнимает её, в его власти старение и смерть. Именно Энлиль устраивает потоп, стремясь уничтожить человечество. Энки — людской покровитель, он спасает праведника Зиусудру от потопа и дарует ему вечную жизнь[2].

Шумерские божества были похожи на людей. Им были свойственны человеческие качества, они поступали и думали, как люди. Но вместе с тем боги, несмотря на антропоморфность, отличались от людей бессмертием и огромной творческой силой. Их могущество было в слове. Созидающая сила божественного слова, вероятно, также стала результатом аналогий со словом всемогущего правителя. Если правитель одним своим словом мог решать судьбы людей, то боги тем более обладали такой способностью[6].

Особенности шумерской религии: сла­бая раз­ра­бо­тан­ность пред­став­ле­ний о за­гроб­ной жизни, по­чи­та­ние не­бес­ных тел и рас­те­ний, ред­кие сви­де­тель­ст­ва почитаний животных, ран­нее очеловечивание бо­жеств, ци­ви­ли­зо­ван­ность ри­туа­лов (каннибализма и приношений в жертву людей не было, инцест не приветствовался)[7].

Религия Древнего Египта

Верховный бог Ра

Древнеегипетский пантеон удивляет огромным количеством божеств. Египтяне были уверены, что божественный дух был частью всех предметов и принимал бесконечное по своему разнообразию число человеческих и животных форм. Он одновременно и менял форму, и был единым и неделимым. Люди, птицы, животные, рептилии, насекомые и рыбы были в представлении жителей Древнего Египта всего лишь различными аспектами жизненной силы[8].

Мифы египтян не обладают, с точки зрения европейца, логикой. Поступки богов для носителей европейской цивилизации нелогичны и ничем не мотивированы, к тому же сложно даётся понимание сюжета. С учётом всего изложенного описать всех богов с их генеалогией, функциями и героической биографией не представляется возможным[6].

Божества древнеегипетской мифологии[8]:

  • Ра — верховный бог, покровитель солнца. Имел три облика: утром он был богом-скарабеем Хепри, днём — Ра, вечером становился Атумом.
  • Нут — богиня неба. Изображалась как женщина, тело которой простиралось по всему небосклону. Она касалась земли кончиками пальцев рук и ног и тем самым образовывала небо.
  • Геб — бог земли.
  • Анубис — бог погребальных ритуалов и мумификации.
  • Осирис — бог возрождения, царь загробного мира.
  • Сет — бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти.
  • Исида — идеал женственности и материнства.
  • Бастет — богиня радости, изображалась с головой кошки.
  • Тот — бог знаний, Луны, покровитель библиотек, учёных, чиновников, государственного и мирового порядка.
  • Гор — бог с головой сокола, покровитель неба и солнца.
  • Хатхор — богиня неба, радости, любви, материнства, плодородия, веселья, танцев.
  • Маат — богиня истины.
  • Сехмет — богиня войны с головой львицы. Олицетворяла солнечный зной и разрушительную силу солнца. Считалось, её дыхание создало пустыню.
  • Нефтида — богиня рождения и смерти.
  • Себек — бог воды и разлива Нила, изображался с головой крокодила.

В статье перечислены далеко не все боги, так как у египтян их было несколько сотен. Такое большое количество объясняется тем, что боги были не только общими для всего Египта, но и имевшими культ только в каком-то населённом пункте. Например, бог Анеджти имел собственный культ только в городе Бусирис. После культ этого бога вытеснил культ Осириса[8].

Религия древних славян

Древние славяне не выделяли себя из природы, наделяли её человеческими качествами и считали себя её частью. Они приписывали природным явлениям ум, силу, злость. Так образовывались представления о богах и прочих сверхъестественных существах. Возникали ритуалы, которые систематически повторялись и были привязаны к определенным природным явлениям и событиям в жизни людей. С течением истории мифологические существа всё сильнее очеловечивались[9].

Исследователи преимущество имеют представления о религии древних славян по вторичным источникам, то есть по трудам христианских священников, которые писались во время христианизации Руси. Боги в таких текстах зачастую описывались только с плохой стороны. Священники внушали людям мысль, что язычество — это грехопадение. Идолы уничтожались, любое поклонение им запрещалось. По этой причине славянская мифология известна лишь фрагментарно[10].

Бог грома Перун

Боги древних славян[9]:

  • Белобог — бог, живущий на небесах и ими же управляющий. Представлялся в облике старца с длинной бородой. Его атрибутом был посох. Олицетворял ту часть суток, когда светло.
  • Велес (Волос) — бог скотоводства и богатства, покровитель животного мира. По поверьям научил людей разводить животных.
  • Дажьбог (Даждьбог) — бог солнца, жатвы, положил начало летоисчислению по солнечному календарю.
  • Дана — богиня воды, девушка-река, занималась врачеванием.
  • Дидилия — богиня деторождения, роста, растительности, олицетворяла Луну. Ей молились, когда долго не удавалось зачать ребёнка.
  • Жива (Живана, Сива) — богиня жизни, воплощение жизненной энергии, противостоит смерти.
  • Зибог — очень могущественный бог земли. Благодаря ему появились горы и реки.
  • Зимцерла — богиня рассвета, утренней зари, начала дня.
  • Ипабог — покровитель охоты. Воплощение того, что охотиться нужно не ради забавы, а только по нужде.
  • Карна — богиня-плакальщица.
  • Купала — бог земных плодов. Ему приносили жертвы перед сбором хлеба. Молодые люди прыгали через огонь и воспевали этого бога.
  • Лада — богиня любви, покровительница брака. Представлялась красивой женщиной и была воплощением юности.
  • Лель — бог любви, сын Лады, беззаботный юноша.
  • Перун — бог грозы, войны, покровитель дружинников, был способен насылать дождь на поля.
  • Сварожич (Сварожичь, Сварожець) — бог огня.
  • Мокошь — богиня земли, вод и плодородия.
  • Ярило — бог солнечного света. Был ответственен за цветение, земледелие и плодородие.

Современные политеистические верования

Буддизм

Kamakura Budda Daibutsu front 1885.jpg

Отличительная черта буддизма — отсутствие в нём не только идеи Вечного и Неизменного Бога, но и даже бога как создателя мира. Данное обстоятельство стало, в частности, причиной появления в специальной литературе, посвящённой буддизму, его определения как «религии без бога»[6].

Вместе с тем сам факт существования божеств в буддизме не отрицается. Им, как и в других политеистических религиях, поклоняются. Однако в вероучительном плане поклонение богам нацелено не столько на обретение помощи от них, сколько на стимулирование правильных состояний сознания самого адепта, который это поклонение совершает[6].

Буддисты не стремятся слиться с богами и быть похожими на них по той причине, что считают, что человек находится в более лучшем положении. У людей есть шанс обрести нирвану, навсегда освободиться от страданий. В то время как для божеств это возможно только в контексте последующих жизней, и то лишь в случае рождения человеком. Показательно, что большинство буддийских божеств имеют небуддийское происхождение. Многие из них заимствованы из народных верований, интегрированных в буддийскую традицию, и впоследствии даже оказываются наделёнными иным смыслом. Это свидетельствует в первую очередь о гибкости традиции, её универсальности и способности усваивать, «абсорбировать» и «переваривать» элементы других учений, не отступаясь от собственных идей[6].

Исключение составляет такое значительное направление буддизма, как Махаяна, где сам Будда наделяется чертами, сближающими его с Абсолютом, и ставящее его на место Высшего Существа[6].

В буддистском учении есть такое понятие как «дэвы». Для простоты понимания при переводе их называют богами, хотя дэвы от них всё же во многом отличаются. Они обитают в мире богов — «дэвалока». Дэв великое множество, которые делятся на разные классы, у них присутствует иерархия. Те дэвы, что находятся внизу иерархического строя, по сущности своей близки к людям[11].


Даосизм

Центральное место в данной религии занимает учению о Дао, которое понимается как всеобщий закон. Дао является повсеместным, всеохватным, безграничным. Считается, что у дао нет начала, нет творца, так как дао и есть основа всего существующего. Лао-цзы говорил: «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождает все существа»[2].

Характерные для даосизма божества прежде всего персонифицируют космические силы. У богов есть иерархия, всех божеств подразделяют на «прежденебесных» и «посленебесных». Первые существовали ещё до создания материального мира, а вторые когда-то были людьми, но достигли бессмертия (к ним относятся также младшие божественные персонажи). Во главе пантеона поставлена «триада чистых». На следующей ступени находится управитель человеческих судеб — нефритовый император Юй-ди, которому соответствует по рангу хранительница врат жизни Си Ванму, обитающая на горе Куньлунь. В даосский пантеон включено многорукое божество Доу-му, покровительствующее алхимикам и врачам. Важным богом является Тай-и тяньцзунь, которому принадлежит управление загробным миром[2].

Далее идут шесть божеств звёзд Южного ковша, которые могут как давать процветание, так и лишать жизненных благ, и «три чиновника» — Неба, Земли и Воды. Они управляют природой и решают человеческие судьбы. Августейшие Владыки Пяти гор являются стражами сторон света, они управляют такими элементами как дерево, огонь, земля, металл и вода; они же охраняют врата в подземный мир мёртвых[12].

К «прежденебесным» (сянь тянь) относят также ряд других, прежде всего астральных, гениев. Они играют важную роль в медитативной «внутренней алхимии» (нэй дань) как символы различных аспектов мироздания, субстанций, сил, процессов, пространственных и временных координат и т. д[12].

«Посленебесных» (хоу тянь) божеств насчитывается тысячи. К наиболее почитаемым из числа тех, кто обрел вечную жизнь, относятся «восемь бессмертных»[12].

Синтоизм

Верховная богиня солнца Аматэрасу

Синтоизм является древней традиционной религией Японии. Формирование синтоизма продолжалось на протяжении столетий и в общих чертах завершилось к VIII в. Оно было тесно связано с развитием японской национальной идеологии и происходило в значительной степени под воздействием правителей и монархов[12].

Дали начало синтоизму древние примитивные верования Японии, в которых присутствовали элементы анимизма, тотемизма, магических обрядов и практик. Позднее, в процессе колонизации японских островов, архаичные формы религии населения приняли другие черты под влиянием китайских колонизаторов. На протяжении своего развития синтоизм испытывал влияние буддизма и конфуцианства, которые повлияли как на обрядовость, так и на сферу вероучения. Влияние со стороны религий континентальных народов облегчалось слабостью собственно синтоистской теологии, которая была неразработанной и бедной. Отсутствие оригинальной теологической системы и религиозной философии в синтоизме способствовало заимствованию синтоизмом элементов из иных религиозных традиций[13].

Приверженцы синтоизма поклоняются ками. Это слово можно перевести с японского языка на русский как «божество». Под этим понятием понимают как богов, имеющих личность, так и безымянных духов. Ками могут проявлять себя в землетрясениях, эпидемиях, засухе и тому прочее. Под ками могут пониматься души мёртвых. Синтоисты совершают множество обрядов в честь ками, так как верят, что они могут помогать людям или, наоборот, вредить[13].

Отличительной чертой синтоизма является то, что в представлении тех, кто ему придерживается, люди могут становиться божествами. Также важно то, что в синтоизме нет чётких границ между живым и неживым. Всё вокруг одухотворено в той или иной степени[13].

Центральную роль в пантеоне занимает богиня солнца Аматэрасу. Аматэрасу была рождена из капель воды, которыми омыл свой левый глаз демиург Идзанаги во время ритуального очищения после возвращения из мира мертвых. Аматэрасу стала первой из Трёх Благородных Детей Идзанаги, поэтому она получает священное ожерелье и пристанище небесных ками Такамагахара в управление. Этот миф утверждает Аматэрасу во главе пантеона[14].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Гайслер Норман Л. Энциклопедия христианской апологетики. — СПб., 2004. — 1184 с. — ISBN 5-7454-0875-8.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Е. В. Иванова, О. В. Кузнецова, Е. В. Мельникова, А. В. Осинцев, Т. С. Романюк, Г. С. Рыжкова, О. М. Фархитдинова, З. Е. Чернышкова, В. А. Шумкова. История и теория религии / под ред. Е. В. М е л ь н и к о в о й. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. — 225 с. — ISBN 978-5-7996-2742-3.
  3. Георгиевский Э. В. Зарождение религиозных верований в архаических обществах // Сибирский юридический вестник : журнал. — 2006. — № 3. — С. 40.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. — СПб.: Азбука-Аттикус, 2023. — 512 с. — ISBN 978-5-389-02395-6.
  5. 5,0 5,1 Циркин Ю. Б. Мифы Древнего Рима. — М.: АСТ, 2000. — С. 20. — 560 с. — ISBN 5-17-003989-1.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 О. В. Корытко. История нехристианский религий. — М.: Познание, 2017. — 416 с. — ISBN 978-5-906960-00-9.
  7. Емельянов В. В. Шумеро-аккадская религия и мифология. Большая российская энциклопедия 2004-2017. Дата обращения: 19 мая 2024.
  8. 8,0 8,1 8,2 Уайт Д. М. Боги и люди Древнего Египта / пер. с англ. Л.А. Калашниковой. — М.: Центрполиграф, 2004. — 189 с. — ISBN 5-9524-1030-8.
  9. 9,0 9,1 Кононенко А. А. Кононенко С. А. Персонажи славянской мифологии. — К.: Корсар, 1993. — 224 с. — ISBN 5-7707-2230-4.
  10. Васильев М. А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. — М.: Индрик, 1998. — С. 5. — 328 с. — ISBN 5-85759-087-6.
  11. Торчинов Е. А. Введение в буддизм. — М.: АСТ, 2023. — 400 с. — ISBN 978-5-17-158797-0.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 Духовная культура Китая / под ред. М. Л. Титаренко, Б. Л. Рифтина, А. И. Кобзева, А. Е. Лукьянова, Д. Г. Главевой, С. М. Аникеевой. — М.: Восточная литература, 2006. — ISBN 5-02-018429-2.
  13. 13,0 13,1 13,2 Лебедев В, Прилуцкий А, Викторов В. Религиоведение: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2013. — 629 с. — ISBN 978-5-9692-1399-9.
  14. Горенко И. В. Синтоизм (28 сентября 2022). Дата обращения: 21 мая 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!