Анчутка

Анчутка
Анчутка - from book by Погосский, Александр Фомич.png
Анчутка - из книги Погосского, Александра Хомича
Мифология славянская мифология
Занятие баловство, хулиганство, вредительство
Отождествления Чёрт, дьявол, бес, антихрист

Анчу́тка — в восточнославянской мифологии злой дух. Одно из русских названий чёрта. Возможно происходит от балтийского названия утки (лит. ančiūtė «маленькая утка»). Анчутка связан с водой, а также летает, иногда его называют водяным, болотным. Обычные эпитеты — «беспятый» («беспятая»), «роговой», «беспалый»[1][2]. Анчутка — табуистическая замена слова «антихрист»[3]. Иногда словом «анчутка» называли детей, которые хулиганили, шалили или были взъерошенными и грязными[4].

Значения

Владимир Николаевич Топоров в своей статье «Из истории балто-славянских языковых связей: анчутка» даёт несколько значений слова[5]:

  1. Чёрт, дьявол, бес; антихрист (Орёл, Симбирск, Тула, Рязань, Тверь, территория реки Дона, Терь, Пенза, Курск, Тамбов, Тобол).
  2. Чертёнок, бесёнок (Саратов, Пенза, Рязань).
  3. Водяной чёрт (Терь, Тамбов).
  4. Домовой (Орёл, Тамбов).
  5. Леший (Калуга).
  6. Неряха, грязнуля (Курск, Орёл, Рязань, Калуга, Оренбург).
  7. Бедный, несчастный человек (Курск)
  8. Баловень, баловник (Калуга)
  9. Ругательство (Рязань, Тула, Терь, Воронеж, Тифлисская губерния)

Описание

Анчутка — мифологическое существо маленького роста[5]. В славянской мифологии анчутку относят к младшим чертям: злобным, проказливым и «безбашенным» («без тормозов»). Их предназначение — вредить людям. Отличительной чертой анчутки является отсутствие пяток. Согласно поверьям, анчутка сильно развеселился и решил поиздеваться над оборотнем. Он подсыпал в лапти оборотню крапиву, подменил хвост на метлу. Оборотень не выдержал и сорвался. Он погнался за анчуткой, которому удалось убежать, но он лишился пяток. С тех пор все анчутки ходят без пяток[4][6].

Согласно легендам анчутка появляется мгновенно после произнесения его имени. Внешне они могут выглядеть по-разному. Одно обличие: блестящий лысый череп и лохматое тело. Второе обличие: гладкое тельце и парик из мха. В легендах упоминается, что у анчутки поросячий нос, но нет определённых черт лица[6].

Анчутки могут обитать в воде, поле и бане. Везде найдётся свой вид: полевые, банные, водяные. Полевые анчутки живут в растениях и немного портят вкус урожая. Есть опасность их случайно вдохнуть со скошенной травы. Банные анчутки живут в бане, могут шуметь, хохотать и даже присниться в образе соблазнительной девушки. Банные анчутки могут довести баню до поджога. Превращаются в голых барышень и бегают по двору, пока хозяевами не будет принято решение сжечь баню. Водяные самые «безбашенные». Они насылают судороги, тянут на дно и оплетают водорослями[4][6].

Анчутки не приходят туда, где обитают домовые. Также они не любят собак и кошек[6].

Защита от анчутки

По словам древних мудрецов не нужно звать то, что не умеешь прогонять. Анчутка боится соли[6].

Анчутки также боятся железа. Чтобы не повстречаться с водяным анчуткой, в воду лучше заходить с булавкой. Считается, что она и судорогу снимет, и анчутку уколет[4][6].

Анчутка в литературе

Анчутка упоминается в литературе. Например, в рассказе «Звериный царь» Алексея Толстого. «Взяла мужика тоска, пошёл в клеть; сидит, плачет. Вдруг видит — из норы в углу высунулась мордочка и повела поросячьим носом. „Анчутка беспятый“, — подумал мужичок и обмер. Вылез анчутка, ухо наставил и говорит: — Здравствуй, кум! „Какой я ему кум“, — подумал мужичок и на случай поклонился. — Окажи, кум, услугу, — говорит анчутка, — достань золы из-под печки; мне через порог перейти нельзя, а золы надо — тёщу лечить, — плоха, объелась мышами. Мужичок сбегал, принес золы, анчутка его благодарит: — За службу всыплю я тебе казны, сколько в шапку влезет. — На что мне казна, — отвечает мужичок, — вот бы силой поправиться! — Это дело пустое, попроси звериного царя…»[4].

Наталия Яковлева является автором книги «Анчутка». Книга относится к жанру сказки и русского фэнтези. Книга написана в 2021 году[7].

Примечания

  1. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х томах / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1991. — Т. 1. А—К. — С. 90. — 671 с. — ISBN 5-85270-016-9. — ISBN 5-86018-014-4.
  2. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 54. — 672 с. — ISBN 5-85270-032-0.
  3. Березович Е. Л., Сурикова О. Д. Наименования нечистой силы в русских проклятиях // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. — 2020. — № 67. — С. 9.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 В СССР этим словом бабушки называли растрёпанных хулиганов: сегодня бы никто не понял, что они имели ввиду. Сетевое издание Спорт24. Дата обращения: 9 ноября 2025.
  5. 5,0 5,1 Крегждис Р. Этимология русского диалектного слова анчутка // Acta Baltico-Slavica. — Варшава, 2015. — Июль.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Вербенко В. Анчутка: беспокойный дух без пяток и совести. Eva.ru (17 июля 2025). Дата обращения: 9 ноября 2025.
  7. Яковлева Н. Анчутка. MyBook. Дата обращения: 9 ноября 2025.