Песнь о вещем Олеге

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
«Песнь о вещем Олеге»
Песнь о вещем Олеге
Издание
Издание 1899 года с иллюстрациями В. М. Васнецова
Жанр историческая баллада, стихотворение
Автор Александр Пушкин
Язык оригинала русский
Дата написания 1822
Дата первой публикации 1825

«Песнь о ве́щем Оле́ге» — историческая баллада, написанная Александром Пушкиным в 1822 году. Впервые она опубликована в альманахе «Северные цветы, собранные бароном Дельвигом». Произведение считается одним из самых известных в русской литературе[1].

История создания

Произведение «Песнь о вещем Олеге» создано в 1822 году, когда Александр Сергеевич находился в южной ссылке. Поэт обратился к «Истории государства российского» Николая Михайловича Карамзина, где описывается загадочная смерть князя Олега. Легенда о встрече вещего Олега с волхвом, «практикующим любимца богов», также фигурирует в древней работе и выдающемся произведении русской литературы — «Повести временных лет»[1].

В основу произведения лёг рассказ из Львовской летописи, который художественно переработан Николаем Михайловичем Карамзиным[1]. Князь Олег является не просто фигурой баллады, а реальным историческим деятелем: он правил Новгородом с 879 года, с 882 года стал великим князем Киевским. Его имя ассоциируется с образованием государства, известного как Киевская Русь[2].

Композиция и сюжет

Основой сюжета произведения Александра Сергеевича Пушкина является легенда о Вещем Олеге, реальной исторической личности. Песнь открывается описанием военного похода князя Олега против хазар, что также подтверждается историческими данными. Пушкин пишет о человеке, который внёс значительный вклад в историю России[3].

Военные действия Олега нашли отражение в «Песне о Вещем Олеге», где поэт прославляет его достижения и стремление сохранить и расширить земли Древней Руси. При этом автор описывает орудия, которые использовала дружина, что добавляет историческую значимость[4].

Князь Олег собирается в поход, чтобы отомстить хазарам. В лесу ему навстречу выходит волхв. Олег подъезжает к нему и просит сделать предсказание. Старец предрекает ему славные победы, «щит на воротах Царьграда» и гибель от любимого коня. Олег принимает предсказание всерьёз и прощается с конём, велев хорошенько за ним ухаживать[4].

Когда князь возвращается из похода, он намерен навестить верного боевого друга, ему сообщают о смерти коня. Встревоженный, князь клянёт волхва и направляется к останкам животного. Прощаясь, он случайно наступает на череп коня, из которого выползает змея и жалит Олега. Пророчество сбывается — Вещий Олег уходит из жизни от яда[4].

Главные герои

Исторический фундамент «Песни о Вещем Олеге» проявляется в выбранном главном герое. Описание князя и его подвигов придаёт произведению характер достоверности. Упоминание о том, что Олег носил прозвище Вещий, дополнительно подчёркивает историческую правдоподобность[5].

Образ коня вызывает трогательные чувства. В воображении появляется преданный друг на поле битвы. В то же время это также пугающая фигура — именно от коня Олегу суждено погибнуть. Образы Олега и коня представлено как единое целое[5].

Основная тема произведения

Основная тема произведения «Песнь о вещем Олеге» — судьба. Александр Сергеевич исследует концепции судьбы и роковых гаданий. События, происходящие с персонажами, находятся вне их контроля и предопределены высшими силами. Судьба героев уже определена заранее. Олег, как и предсказал волхв, «встретит свой конец от своего коня». Он пытается обойти рок, отказываясь от своего скакуна и передавая его на попечение слуг, но неизбежность судьбы всё равно настигает князя[6].

Проблемы

Проблематика произведения «Песнь о вещем Олеге» Александра Сергеевича Пушкина[6]:

  1. Бунт против судьбы: главный герой, как это часто бывает в романтизме, борется с судьбой и стремится изменить свой путь. Однако его усилия оказываются тщетными и трагическими. Олег полагал, что ему удалось перехитрить судьбу, но на самом деле он был введён в заблуждение собственной гордыней.
  2. Гордыня: Олег слепо верит в своё земное величие. Ему кажется, что он способен менять судьбу, как перетасовывать карты. За свою гордыню он понёс наказание.
  3. Предназначение волхва: проблема связана с ролью колдуна. Чей служитель должен быть этот маг? Княжеской власти или истине? Для автора ответ очевиден: поэт не подчиняется земным законам, он — пророк, через него говорят высшие силы.

Жанр

Произведение «Песнь о вещем Олеге» является исторической балладой. Баллада является поэтической формой, основанной на определённых исторических или иных событиях. Чаще всего её сюжет включает элементы фантастики.

Драматичность описываемых событий и неожиданный развязка — ещё одна характерная черта баллады. Эти элементы нашли своё отражение в творчестве Пушкина. В «Песне о вещем Олеге» присутствует множество элементов фантастики, начиная с мудрого старца и его предсказаний и заканчивая трагической гибелью князя. Когда поэт узнал об этом событии, он сразу же увидел потенциал для нового творения. Об этом он упомянул в письме к Александру Бестужеву, подчёркивая «поэтическую глубину» в истории о смерти великого князя[7].

Средства выразительности

В произведении «Песнь о вещем Олеге» употребляется довольно много средств выразительности[6][2]. Языковые средства автор использует для изображения ярких и реалистичных картин действительности, стилизации:

  1. Эпитеты: «вещий Олег», «буйный набег», «верный конь», «тёмный лес», «вдохновенный кудесник», «мудрый старец», «могучий владыка», «роковая непогода», «гробовая змия», «жаркой кровью».
  2. Метафоры: «Не ведаешь ран», «годы таятся во мгле».
  3. Сравнения: «гробовая змия, … как чёрная лента», «И кудри их белы, как утренний снег»
  4. Олицетворения: «лукавый кинжал», «ковши круговые», «заленясь шипеть», «обманчивый вал».
  5. Архаизмы: «кудесник», «волхв», «секира», «почил непробудным сном», «позлащённое стремя», «сеча», «пращ», «врата».

Литература

Волков Р. М. Народные истоки творчества А. С. Пушкина//Учёные записи Черновицкого университета. — 1960. — Т. 44.

Илюшин А. А. Вещий Олег и гробовая змея. — М.: Русская речь, 1993.

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Влащенко, Вячеслав. Тайна пророчества в «Песне о Вещем Олеге» А. С. Пушкина. Критика и эссеистика. Нева (журнал) (июнь 2022). Дата обращения: 23 декабря 2024.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Амазов А. И. Легенда о Вещем Олеге // Филологические науки : журнал. — 2001. — № 4. — С. 11—23.
  3. Каларович В. Л. Вещий Олег в изложении А. С. Пушкина. — Л., 1976.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 Пушкин А. С. Песнь о вещем Олеге. ilibrary.ru. Дата обращения: 23 декабря 2024.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 Босенко, Ирина. О чём книга «Песнь о вещем Олеге» Пушкина и в чём её смысл? // Аргументы и факты : газета. — 2024. — 15 июля.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 Анализ произведения «Песнь о вещем Олеге» (А. С. Пушкин). Литрекон (14 августа 2022). Дата обращения: 23 декабря 2024.
  7. Васильев С. А. Стиль жанра «Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина. Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения. — М., 2001.