Поколение

Четыре поколения одной семьи: ребёнок, мать, бабушка и прабабушка

Поколе́ние — в демографии и социологии, группа людей, родившихся в один временной период и объединённых общими историческими и социальными условиями. Различают реальное поколение, представленное ровесниками, чьи ценности и установки формируются под влиянием ключевых событий их юности, а также условное (историческое) поколение — современников разных возрастов, объединённых общей эпохой, таких как «шестидесятники» или «глобальное поколение»[1].

Понятие длины поколения, определяемое как средний интервал между рождением родителей и их детей, позволяет оценивать масштаб социально-исторических изменений в рамках одного поколения. Кроме того, термин используется для обозначения степеней родства: дети считаются первым поколением относительно родителей, внуки — вторым и так далее. Изучение поколений помогает понять, как исторический контекст влияет на формирование ценностей, поведение и развитие общества[1].

Основные трактовки понятия

Понятие «поколение» является комплексным и используется в различных научных дисциплинах. На основе анализа теоретических источников можно выделить три основные трактовки этого термина. Они не исключают, а дополняют друг друга, создавая многомерное понимание поколения как социального феномена[2].

Родственное (генеалогическое) поколение

Понятие поколения в его первоначальном и наиболее традиционном понимании акцентирует биологические и семейные связи. Это узкое значение термина, уходящее корнями в демографию и генеалогию. В нём поколение рассматривается как звено в цепи происхождения от общего предка[2].

Данный подход фокусируется на преемственности внутри семьи и биологической смене поколений. В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова это значение указано первым: «родственники одной степени родства по отношению к общему предку (предкам)». Социолог Игорь Семёнович Кон также определяет поколение как[2][3]

генерацию, звено в цепи происхождения от общего предка («поколение отцов» в отличие от «поколения детей»).

Демографическое (когортное) поколение

В более широком смысле поколение понимается как возрастно-однородная группа людей. Сергей Иванович Ожегов определяет это как «одновременно живущие люди (особи) близкого возраста» и «группу людей, близких по возрасту, объединённых общей деятельностью». Игорь Семёнович Кон уточняет данное понятие, характеризуя его как «возрастно-однородную группу, когорту сверстников, родившихся в одно и то же время, но не связанных узами родства». Таким образом, демографический подход акцентирует внимание на общности возраста и социального опыта[2][3].

Исследователь Александра Ивановна Афанасьева предлагает более развёрнутое научное определение поколения. Она описывает его как «объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей». Важным дополнением является указание на то, что эта совокупность характеризуется специфическими демографическими чертами. Данный подход позволяет изучать поколения как статистические когорты в структуре населения. Он широко применяется для анализа социально-возрастной динамики общества[4].

Историко-культурное поколение

Комплексный подход рассматривает поколение как социокультурный феномен, сформированный общим историческим опытом. Кон Игорь Семёнович определяет это как[3]

общность современников, сформировавшуюся в определённых исторических условиях, под влиянием каких-то значимых исторических событий, независимо от их хронологического возраста («поколение романтизма» или «послевоенное поколение» в отличие от «военного» и «довоенного»).

Этот подход лёг в основу Теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хау, которые доказали, что ценности формируются у человека до 12—14 лет под влиянием общественных событий и затем сохраняются на протяжении всей жизни. Ключевым критерием здесь является общность исторического опыта и социальных условий формирования личности. Таким образом, как подчёркивает Игорь Семёнович Кон, разные авторы акцентируют различные аспекты поколения: одни видят суть проблемы в отношениях родителей и детей, другие — в отношениях старших и младших, третьи — в исторических сдвигах и различии жизненного опыта[5].

Хронология поколений

Поколение Победителей (GI) (1900—1923)

Данное поколение, известное в американской традиции как «Поколение GI» (англ. Government Issue), сформировалось под влиянием Первой мировой войны и последующего экономического бума в США. Американские солдаты вернулись домой с чувством триумфа, а «ревущие двадцатые» годы с их бурным ростом промышленности, автомобилизацией и распространением пригородных домов закрепили за когортой образ «величайшего поколения» и «победителей». Однако прямое заимствование этого термина для российского контекста является методологической ошибкой[6].

В России на долю этого поколения выпали тяжелейшие испытания: революции 1905 и 1917 годов, Гражданская война, эпидемии «испанки» и тифа, унёсшие миллионы жизней. В отличие от американского опыта, этот исторический отрезок в России был временем величайших народных страданий и кризиса, что более точно отражает термин Юрия Александровича Левады — «поколение революционного перелома»[6].

Молчаливое поколение (1923—1943)

В Соединённых Штатах формирование данного поколения детерминировано двумя ключевыми историческими событиями. Период Великой депрессии наложил глубокий отпечаток на коллективное сознание, вызвав массовую безработицу и обострив проблемы нищеты. Эти обстоятельства способствовали становлению так называемого «молчаливого» поколения, для которого ценность безопасности и стабильности стала доминирующей в жизненных установках[6].

В Советском Союзе же молодые люди этого периода взрослели в условиях коллективизации, индустриализации, массовых репрессий 19371938 годов и необратимых демографических изменений, вызванных Великой Отечественной войной. Сравнивать драматизм событий для молодёжи двух стран некорректно: если для США война принесла статус триумфаторов, то для СССР — «радость со слезами на глазах» и гибель миллионов, что сформировало совершенно иной менталитет и систему ценностей[6].

Поколение Бэби-бумеров (1943—1963)

В США послевоенный период ознаменовался демографическим взрывом — «беби-бумом», что было следствием возвращения миллионов солдат и накопленных за время войны сбережений. Это поколение взрослело в эпоху беспрецедентного экономического роста, потребительского бума, расцвета пригородов и формирования новой массовой культуры, включая рок-н-ролл и движение хиппи.

В Советском Союзе, напротив, не было никакого «беби-бума» из-за колоссальных человеческих потерь в войне, послевоенного голода 19461947 годов и разрушенной экономики. Ключевыми событиями социализации для этого поколения в СССР стали смерть Иосифа Сталина, XX съезд Коммунистической партии Советского Союза, разоблачение «культа личности» и наступление «оттепели», что делает для него более уместными названия «поколение Оттепели» или «поколение XX съезда».

Поколение X (1963—1984)

В Америке на формирование «Поколения X» повлияли такие события, как убийство Джона Кеннеди, война во Вьетнаме и массовые протесты против неё, Уотергейтский скандал, сексуальная революция и разрядка международной напряжённости. Это было «бунтарское поколение», выросшее в тени социальных потрясений и разочарования в институтах власти[6].

В СССР это поколение застало конец «оттепели», переход к эпохе «застоя», ввод войск в Афганистан и подавление «Пражской весны». Молодые люди этого периода в СССР окончательно разуверились в социалистических идеалах и обещанном построении коммунизма, что предопределило начало движения к распаду советской идеологии и самого государства[6].

Поколение Y — Миллениалы (1984—2000)

В США миллениалы стали свидетелями правления Рональда Рейгана окончания Холодной войны, терактов 11 сентября, экономического подъёма 1990-х годов и бурного развития цифровых технологий. Их характеризуют как «сетевое поколение», оптимистичное, настроенное на коллективную работу и обладающее развитым чувством гражданского долга[6].

В России на социализацию миллениалов пришлись перестройка, распад СССР, шоковая терапия, приватизация, чеченские войны и становление новой политической системы. Несмотря на различный исторический бэкграунд, благодаря глобализации и повсеместному распространению интернета, у миллениалов России и США впервые появилось значительное сходство в психологических чертах, интересах и ценностях[6].

Поколение Z (2000—2020+)

Поколение Z считается первым по-настоящему цифровым поколением, для которого интернет, социальные сети и мобильные устройства являются естественной средой обитания. Его формирование на глобальном уровне происходило под влиянием таких ключевых событий, как мировой финансовый кризис 2008 года и нестабильная геополитическая обстановка. Эти факторы способствовали развитию у представителей данной когорты ярко выраженного прагматизма и ориентации на личный успех[6].

Исследователи также отмечают характерные для поколения Z установки на непрерывное обучение и стремление к балансу между профессиональной и личной жизнью. Однако, несмотря на активное изучение этих черт, комплексное социологическое осмысление данной генерации, её ценностей и долгосрочного воздействия на общество остаётся задачей будущего[6].

Поколение Альфа (рождённые после 2010-х)

Поколение Альфа представляет собой когорту, чьими родителями являются миллениалы и старшие представители поколения Z. С самого рождения эти дети формируются в условиях глубоко технологизированной среды, где цифровые устройства и сервисы интегрированы в повседневность. Ключевыми факторами их социализации выступают повсеместное распространение искусственного интеллекта, голосовых помощников и алгоритмически персонализированного контента[6].

На процесс становления данного поколения также оказывают влияние глобальные вызовы, такие как пандемия COVID-19, изменившая подходы к образованию и коммуникации. В настоящее время ценностные ориентации и базовые поведенческие модели поколения Альфа находятся в стадии активного формирования. В связи с этим их комплексное изучение представляет значительный научный и практический интерес для прогнозирования и долгосрочных социальных трансформаций[6].

Характеристики поколений XX—XXI веков в России

Формирование ценностных ориентаций каждого поколения происходит в возрасте до 11— 12 лет под влиянием ключевых исторических событий и социальных условий этого периода. Именно эти ранние впечатления определяют модель поведения человека на протяжении всей жизни — его отношение к работе, взгляды на мир и потребительские привычки. Важной особенностью поколенческой цикличности является закономерность, согласно которой каждое пятое поколение демонстрирует схожие ценностные ориентиры. Например, поколение Альфа наследует черты Молчаливого поколения, а Миллениумы повторяют характеристики поколения GI[7].

Следует учитывать существование «пограничников» — людей, родившихся в переходный период (±3 года от установленных границ поколений). Эти личности обладают повышенной адаптивностью, поскольку сочетают в себе ценностные установки двух соседних поколений, что обеспечивает им большую гибкость в изменяющихся социальных условиях[7].

Поколение Период рождения Ключевые события формирования Основные ценности
GI (Поколение победителей) 19001923 Первая мировая война, Октябрьская революция Вера в себя, поиск своего «Я» и предназначения
Молчаливое поколение 19231943 Сталинские репрессии, Великая Отечественная война, восстановление страны Преданность, соблюдение правил, уважение к статусу, честь, терпение
Беби-бумеры 19431963 Покорение космоса, достижения СССР Оптимизм, личностный рост, коллективизм, культ молодости
Поколение X 19631982 Холодная война, перестройка, глобализация Готовность к изменениям, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов
Поколение Y (Миллениумы) 19832000 Распад СССР, развитие цифровых технологий Гражданский долг, ответственность, немедленное вознаграждение, мобильность
Поколение Z (Альфа) 20002020 Цифровизация, глобальные кризисы Ценности находятся в стадии формирования (технологическая ориентация)

Практическая ценность теории поколений

Теория поколений представляет собой не просто социологическую конструкцию для возрастной классификации, а практический инструмент с широкой областью применения в бизнесе, управлении, образовании и маркетинге. Её фундаментальная ценность заключается в трансформации абстрактных дискуссий о «конфликте поколений» в конкретные управленческие и коммуникационные решения[8].

Теория поколений выполняет три практические функции[8]:

  • Объяснительная функция позволяет понять и принять различия в поведенческих моделях и ценностных установках представителей разных поколений, избегая оценочных суждений.
  • Прогностическая функция даёт возможность предвидеть основные социальные тренды и грядущие изменения в потребительских запросах общества.
  • Адаптационная функция помогает настраивать продукты, услуги и коммуникационные стратегии под специфические потребности целевых аудиторий, представляющих разные поколения.

Следует учитывать, что теория поколений является обобщающей моделью. Как отмечают исследователи, внутри каждого поколения сохраняется значительное разнообразие индивидуальностей, на которые влияют множественные факторы: культурная среда, особенности воспитания, личный опыт и социальный контекст[8].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Поколение. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия». Дата обращения: 2 ноября 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — Москва: Азбуковник, 1999. — С. 58. — ISBN 5-89285-003-X.
  3. 3,0 3,1 3,2 Кон И. С. Ребёнок и общество. — Москва: Академия, 2003. — С. 66. — ISBN 5-7695-1420-5.
  4. Афанасьева А. И. Исторический процесс и смена поколений // Преемственность поколений как социологическая проблема : сборник статей // Мысль. — 2003. — С. 20—24.
  5. Воронцова Ю. А. Теоретическая основа теории поколений // Учёные записки Орловского государственного университета. — 2016. — № 3 (72). — С. 268—273.
  6. 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 Попов Н. П. Российские и американские поколения XX века: откуда пришли миллениалы? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2018. — № 4. — С. 309—323. — ISSN 2219-5467.
  7. 7,0 7,1 Зайцева Н. А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Гуманитарные науки. — 2015. — № 3 (31). — С. 78—85.
  8. 8,0 8,1 8,2 Жаворонкова А. А. Теории поколений в России: миф или реальность? // Гуманитарные научные исследования. — 2016. — № 12. — С. 109—113.

Ссылки