Потребности

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Картина «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)» Карла Брюллова иллюстрирует специфическую потребность в пище человека, который хочет не только есть, а есть вкусно.

Потре́бности, потре́бность (англ. needs) — форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности)[1]; форма непосредственного жизненного отношения индивида с миром[2]; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности[3][4][5]; состояние организма, личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития[6] и выступающее источником различных форм их активности[7][8].

Понятие «потребность» в психологию пришло в середине XX века на смену таким терминам, как «инстинкт» и «влечение», с помощью которых в биологии и психологии объясняли мотивационные источники любой целесообразной активности живых существ[9]. Изучением потребностей занимались такие психологи, как Абрахам Маслоу, Алексей Николаевич Леонтьев, Генри Мюррей, социолог Андрей Григорьевич Здравомыслов, физиолог Павел Васильевич Симонов, и теоретик театра Пётр Михайлович Ершов[10].

Сущность потребностей животных и человека и механизм их формирования

Потребности — это исходная форма активности живых существ, которая является необходимой предпосылкой существования любого организма[8]. Так как в основе любого действия лежит инициирующая его потребность, то понимание сущности поведения живого существа лежит через анализ сферы его потребностей[11].

Потребности животных

Нужда как некая напряжённость вызывается нехваткой определённых веществ, необходимых для продолжения жизнедеятельности организма, как открытой неравновесной системы. Объективная нужда имеет диффузный характер и выражается в хаотической, ненаправленной активности организма. Нужда превращается в потребность тогда, когда организм развивает позитивную ориентировочно-исследовательскую деятельность и находит предмет, удовлетворяющий недостаток чего-либо. Фиксация потребности на предмете индивидуальна и зависит от скорости обмена веществ и свойств нервной системы организма, причём у животных она определяется наследственными механизмами[12][13][14]. Элементарной формой опредмечивания потребности («узнавания» предмета потребности) у животных является «импринтинг» (запечатление)[15][16]. При невозможности удовлетворения потребности, организм подавляет или замещает данную потребность, наиболее близкой к ней потребностью. Но этот механизм не относится к реализации витальных потребностей (потребности в пище, воде, кислороде), неудовлетворение которых ведёт к физической смерти особи[8].

Биологическим потребностям присущ гомеостатический характер: побуждаемая ими активность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов, она возобновляется при отклонении от этого уровня и прекращается при его достижении[1]. Вместе с этим животное никогда не делает ничего, что не обслуживало бы ту или иную биологическую потребность, что выходило бы за рамки определённого биологического смысла. Всякая активность животного в конечном счёте либо мотивирована сохранением индивида, либо продолжением рода[1][13]. Большинство потребностей животных имеет форму инстинктов, в которых от рождения «записаны» не только свойства соответствующих потребностям предметов, но и основная последовательность поведенческих актов, необходимых для овладения ими[1].

Ритуальная борьба за самок у оленей как форма выражения потребности в продолжении рода.

В жизнедеятельности животных круг возможных потребностей строго ограничен наличными природными объектами, отвечающими их биологическим потребностям, а всякий шаг в развитии самих потребностей обусловлен изменением их физической организации[17]. Как отмечал психолог Василий Васильевич Давыдов, биологический способ существования, присущий только животным имеет важнейшую характеристику: единство органических нужд с врождёнными механизмами их удовлетворения. То есть «врождённость» здесь выступает как предопределённость способов удовлетворения нужды особенностями морфофизиологической организации животных данного вида[18].

Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек.Адемар Гельб (немецкий психолог)

Человеческие потребности

Биологическая, а точнее — органическая нужда, как нужда организма в чём-либо, и потребность человека, как детерминанта поведения — это отнюдь не синонимы[1][19]. Органическая нужда является общей для животных и человека, но необходимо различать «нужду» и «потребность». Например, у человека, как и у животного, есть нужда в кислороде, которая удовлетворяется при непосредственном наличии кислорода врождёнными нервно-мышечными механизмами дыхания. Потребность же в кислороде, точнее — в свежем, чистом воздухе, появляется у человека, как своеобразное отражение нужды в его сознании тогда, когда в окружающей среде кислорода мало, что возникает при нахождении в комнате с курящими или при длительном нахождении в аудитории большого количества людей[18].

Голод есть голод, однако голод, который утоляется варёным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов. Поэтому не только предмет потребления, но также и способ потребления создаётся производством, не только объективно, но и субъективно. Производство, таким образом, создаёт потребителя.Карл Маркс, Капитал

Потребности человека выражают зависимость человека от условий его существования, а поскольку эти условия социальны, таковы и сами потребности человека[20]. Специфика человеческих потребностей определяется тем, что человек противостоит миру не как изолированный индивид, а как единица социальной системы, общности[1]. Потребности человека представляют собой функцию совместно-разделённой деятельности людей и являются следствием развития производительных сил общества[4]. Трансформация органических нужд в человеческие потребности посредством предметной деятельности вместе с тем оказывается освоением и формированием человеческого способа удовлетворения этих органических нужд[21]. Поэтому потребности человека отражают его связи с социальными общностями разных уровней, а также условия существования и развития самих этих социальных систем, хотя вопрос о врождённости / прижизненности формирования человеческих потребностей остаётся дискуссионным[1].

Механизм формирования потребностей

Потребность человека сама по себе, как внутреннее условие деятельности субъекта, представляет собой лишь негативное состояние, состояние нужды, недостатка, которое обретает свою позитивную характеристику в результате встречи с предметом[22]. Потребность как объективная необходимость активизирует человека на поиски объекта, отвечающего ей. В процессе поиска потребность конкретизируется в предмете, то есть опредмечивается, трансформируется в мотив деятельности[23].

В процессе усложнения и деятельного преобразования внешней среды расширяется и частью изменяется круг предметов, способных служить удовлетворению потребностей человека, что влечет за собой также изменение и самих потребностей. Поэтому при появлении в среде новых предметов и исчезновении прежних объектов, потребности продолжают удовлетворяться, приобретая новое конкретно-предметное содержание. Значит, развитие потребностей происходит через создание и развитие предметов, удовлетворяющих потребности. Например, удовлетворять жажду можно как водой, так и газированными напитками, чаем, квасом или кокосовым молоком, за каждым из которых стоит соответствующее производство[22].

Картина Эдварда Хоппера «Полуночники» иллюстрирует специфику человеческих потребностей, формирующихся на базе промышленного (производство алкогольных напитков) и духовного производства (свободное время, эмансипация женщин и возможность посещения ими публичных мест).
Примером сугубо человеческой потребности является табакокурение

Вопрос происхождения потребностей человека

Некоторые исследователи, например, Уильям Мак-Дугалл, Зигмунд Фрейд или Абрахам Маслоу, считают потребности человека врождёнными, и всё многообразие человеческих потребностей выводится ими из одной или нескольких базовых потребностей. Другие учёные полагают, что потребности человека, условно говоря, «отвязаны» от предмета и даже от организма человека[1][7]. То есть потребности человека определяются не его физиологической организацией или природными объектами, а уровнем культурно-исторического развития общества и специфическими социальными условиями его деятельности. Источник развития этих потребностей — взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ[8]. И чем выше уровень предметного богатства социума, тем большим количеством предметов индивид может удовлетворять свои потребности[17][22].

Метаморфоз потребностей у человека заключается в формировании у него потребностей, «отвязанных» от потребностных состояний организма и не имеющих никаких аналогов с потребностями животных, но которые тем не менее могут обладать высокой степенью напряженности[22]. При этом в рамках материального и духовного производства формируются специфически-человеческие потребности: потребности в труде, игре, творчестве, просмотре кинофильмов и даже в табакокурении. Само же культурно-историческое развитие можно рассматривать как развёртывающийся процесс опредмечивания и распредмечивания формирующихся потребностей людей. Развитие потребностей здесь вызывается производством в процессе деятельности новых предметов, которые, являясь продуктами производства, становятся объектами формирующихся потребностей (потребность в новом iPhone). Вместе с этим неконтролируемое стремление к употреблению наркотических веществ или потребность в употреблении большого количества кофе или чая или сигарет представляют собой формы аддиктивного поведения, в основе которых также лежат те или иные человеческие потребности[17][22].

Потребности как детерминанта активности человека

Картина Фирса Сергеевича Журавлёва «Купеческие поминки» иллюстрирует специфику человеческой потребности в пище, когда человек ест не только ради насыщения.

В целом, поведение человека по своему содержанию отличается от поведения животного тем, что оно определяется мотивами и потребностями, выходящими за пределы биологического, биологической целесообразности и носящими духовный характер[13]. Потребности человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, то есть приобщения к миру человеческой культуры[3][7]. Потребность человека выступает как такое состояние общественного индивида, благодаря которому осуществляется не только регулирование поведения, но и определяется направленность мышления, чувств и воли человека[3][7]. Потребности человека[23]:

  • предметны и социальны по своей природе;
  • обусловлены законами общественно-исторического развития;
  • порождаются производством и удовлетворяются его средствами;
  • развиваются в результате расширения круга предметов потребностей и связаны друг с другом.

Потребности человека представляют собой динамическую иерархию, ведущее положение в которой занимает то одна, то другая потребность, что отражает изменчивость бытия человека. При всём при этом сами потребности могут не осознаваться или осознаваться не полностью[1]. Будучи выражением взаимосвязи субъекта и условий его деятельности, потребности обнаруживают себя в неосознанных влечениях, желаниях, стремлениях и осознанных мотивах поведения, успешность же реализации потребностей выражается в эмоциях[7][8].

Разновидности потребностей и их классификации

Базовые потребности

В психологии принято к базовым потребностям, являющихся необходимыми условиями развития человека как индивида и личности, относить биологические (органические) и социальные потребности. Органические потребности (в кислороде, воде, пище, активности) являются характеристикой индивида и обеспечивают его видовое и индивидуальное существование. В процессе развития они трансформируются и индивидуализируются под влиянием культуры: общественно-исторических условий, социальных институтов и традиций[23]. Биологические и психологические исследования второй половины XX века свидетельствует о том, что даже самые базовые потребности человека не имеют врождённого характера и в процессе прижизненного их формирования способны трансформироваться, подчиняясь высшим, специфически человеческим формам жизнедеятельности[9].

Мать является для ребёнка источником удовлетворения слитых, неразделённых потребностей в контактах с другими (в общении) и внешних (новых) впечатлениях.

Социальные потребности, возникшие на основе универсальной потребности в контактах с себе подобными, обеспечивают взаимодействие и общение людей[23]. Социальными называют потребности, связанные с общественным образом жизни и с положением человека среди людей, к которым относят потребность во внимании со стороны окружающих людей, в признании, в уважении, в авторитете, в обладании властью и тому подобное[24]. Помимо базовой потребности в контактах с себе подобными (в общении), остающейся на протяжении всей жизни человека одной из ведущих потребностей, особо выделяют потребность во внешних (новых) впечатлениях или познавательную потребность. При этом потребность в контактах и познавательная потребность в начале жизни тесно переплетены друг с другом. Ведь значимый взрослый не только удовлетворяет потребность ребёнка в контактах; он является главным источником разнообразных впечатлений, которые получает ребёнок[12].

Развитие системы потребностей и их классификации

Сфера потребностей развивается и расширяется на протяжении всей жизни человека и на отдельных возрастных этапах доминирует та или иная потребность. Украинские психологи Владимир Фёдорович Моргун и Наталья Юрьевна Ткачёва, предложившие периодизацию зрелой личности отмечали, что «„потребность в физиологическом комфорте“ характеризует младенчество; „потребность в овладении предметными действиями“ — раннее детство; „потребность быть таким же, как взрослый“ — дошкольное детство; „потребность в самоутверждении среди мира взрослых“ — младшее школьное детство; „потребность быть значимым для других“ — младшее подростничество и, наконец, „потребность приносить счастье наибольшему количеству людей“ характеризует общественную направленность старшего подростка»[25].

Составление классификации потребностей вызывало и вызывает немалые трудности, так как человеческие потребности разнообразны и исторически изменчивы. При этом сложность обнаруживается в выявлении основания классификации, что связано с нерешёнными вопросами о сущности человека (основной вопрос философии, психофизическая проблема)[26]. Одна из первых научных классификаций потребностей принадлежит англо-американскому психологу Уильяму Мак-Дугаллу, который полагал, что любой организм от рождения обладает двенадцатью склонностями или инстинктами. Этим первичным влечениям соответствуют определённые эмоции и потребности, например, инстинкту любознательности — удивление и потребность узнавать новое[27].

Классификация потребностей Генри Мюррея

Другой известной классификацией потребностей является система потребностей американского психолога Генри Мюррея. Исходно потребности подразделяются на первичные — висцерогенные — органические потребности и вторичные — психогенные, к которым он относил сперва тридцать шесть потребностей, соотносимых с соответствующих им ситуациям[28]. Впоследствии Генри Мюррей свёл количество потребностей в ряду до двадцати: в достижении, в аффилиации, в агрессии, в автономии, в противодействии, в почтении, в защите, в доминировании, в эксгибиционизме, в унижении, в избегании унижений, в ненасильственности, в оказании помощи, в порядке, в игре, в отвержении / в уединении, в чувствовании, в сексе, в получении помощи / в превосходстве, в понимании[29]. Исследование этих потребностей побудило Генри Мюррея к созданию и разработке тематического апперцептивного теста[29]. Наиболее изученными потребностями из этого ряда являются потребности в аффилиации и достижении. Если первая потребность выражается в стремлении к установлению, поддержанию и / или сохранению положительных эмоциональных отношений с другим человеком, то вторая — в стремлении преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле. Исследователями была многократно обнаружена отрицательная корреляция между этими потребностями, ведь они мотивируют взаимно несовместимые формы поведения[30][31].

«Пирамида потребностей»

Пирамида потребностей Маслоу

Широко известна пирамида потребностей Абрахама Маслоу, согласно которой потребности человека подчиняются определённому иерархическому порядку, то есть их удовлетворение зависит от их побудительной силы. Наиболее побудительными и, следовательно, первоочередными являются физиологические потребности (в пище, воде, безопасности), далее идут потребности в любви, одобрении, уважении, познании и красоте, самоактуализации, то есть в осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенций. Высшие потребности, как первоначально считал Абрахам Маслоу, не могут проявлять себя, пока не будут удовлетворены низшие[32].

Впоследствии лидер гуманистической психологии пришёл к пониманию того, что в удовлетворении потребности лежит принцип их относительного приоритета. Иерархия потребностей стала подразделяться им на потребности «нужды» (физиологические, в безопасности, в принадлежности, в любви) и потребности «роста», то есть потребность в уважении, в познании, эстетическая потребность и потребность в самоактуализации. При всём при этом неудовлетворение потребностей «нужды» не всегда является преградой для развития потребностей «роста». Даже если потребности «нужды» частично блокированы, это не закрывает путь к саморазвитию. Данный тезис Абрахам Маслоу подтверждал случаями, когда человек, отстаивая ценности справедливости, истины, свободы, жертвовал своим благополучием, безопасностью и даже жизнью. Иллюстрацией здесь могут послужить судьбы Жанны д`Арк, декабристов и Эдварда Сноудена[23][33].

Многообразие классификаций потребностей

Театр — это «производство» не только духовной продукции, но и формирование потребителей духовной культуры (изображена сцена из балета «Дон Кихот»).

Представляет интерес концепция потребностей польского психолога Казимежа Обуховского, который выделял всеобщие человеческие потребности: физиологические, сексуальные, в психической дистанции и в ориентации, которые в свою очередь подразделяются на потребности в познании, в эмоциональном контакте и в смысле жизни[34]. Вместе с этим сам Казимеж Обуховский отмечал, что можно насчитать около 120 классификаций потребностей, многие из которых произвольно составлены авторами и не всегда имеют логическое основание для деления[35].

В советской психологии выделялись материальные (в пище, одежде, жилище и прочем) и духовные (в музыке, книге, в дружбе, труде), естественные и культурные потребности[36]. Но неоднократно подчёркивалось, что попытка перечислить, каталогизировать все потребности человека заранее обречены на неудачу, так как возрастание предметного богатства человечества порождает всё большее и большее количество потребностей. Поэтому советскими и российскими психологами и физиологами чаще всего выделялись предельно общие группы потребностей[35].

Широко известно подразделение потребностей физиолога Павла Васильевича Симонова на три группы, критерием для выделения которых является их происхождение: витальные, социальные и идеальные. К первой группе потребностей относятся потребности в пище, кислороде и воде, ко второй — потребности, обеспечивающие принадлежность человека к определённой социальной группе, к третьей — потребности, связанные с познанием мира и места человека в этом мире и его отношений с другими людьми[23]. Павел Васильевич Симонов выделял также три группы потребностей у животных (витальные, зоосоциальные и ориентировочно-исследовательские), которые в какой-то мере аналогичны, внешне схожи человеческим потребностям, но качественно отличаются от последних. Качественные различия человеческих и животных потребностей объяснялись им ссылкой на культурно-историческое развитие человека под влиянием членораздельной речи и общественного труда[11].

Непременно стоит также познакомиться с классификацией потребностей Станислава Борисовича Каверина, который выделял потребности человека как субъекта труда, общения, познания и рекреации (отдыха), различающихся на первом — биогенном — уровне, на втором — психофизиологическом — уровне, на третьем — социогенном — уровне и наивысшем уровне, который венчается потребностью в творчестве[23].

Классификация потребностей по С. Б. Каверину
Степень социализации потребностей Труд Общение Познание Рекреация
Высший уровень 17. Потребность в творчестве, в творческом труде
13. Потребность быть личностью 14. Нравственная и эстетическая потребность 15. Потребность смысла жизни 16. Потребность в подготовленности и потребность преодоления
Социогенный уровень 9. Потребность в самоутверждении 10. Потребность в общении 11. Потребность в познании 12. Потребность в самовыражении
Психофизиологический уровень 5. Гедонистические потребности 6. Потребность в эмоциональном насыщении 7. Потребность в свободе 8. Потребность в восстановлении энергии
Биогенный уровень 1. Потребность в безопасности и самосохранении 2. Потребность эмоционального контакта 3. Ориентировочная потребность 4. Потребность в двигательной активности, потребность в игре

Литература

  • Беляева Л. А. Человек и его потребности. — Екатеринбург: Издательство Уральского государственного педагогического университета, 2009. — 165 с.
  • Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. — Москва: Наука, 1976. — 191 с.
  • Дубынин В. А. Мозг и его потребности. От питания до признания. 2.0. — Москва: Эксмо ; Бомбора, 2024. — 446 с. — ISBN 978-5-04-187992-1.
  • Ершов П. М. Потребности человека / Научный редактор Г. В. Таратынова. — Москва: Мысль, 1990. — 364 с.
  • Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. — Москва: Политиздат, 1986. — 221 с.
  • Какабадзе В. Л. Психология потребности. — Тбилиси: Мецниереба, 1988. — 148 с. — ISBN 5-520-00223-1.
  • Кикнадзе Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание / Под редакцией и при участии профессора В. Г. Афанасьева. — Москва: Мысль, 1968. — 148 с.
  • Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции : Конспект лекций. — Москва: Издательство Московского университета, 1971. — 38 с.
  • Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. — Санкт-Петербург: Речь, 2003. — 295 с. — ISBN 5-9268-0226-1.

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Леонтьев Д. А. Потребности // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  2. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — Москва: Смысл, 2003. — 487 с. — ISBN 5-89357-082-0.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 Петровский А. В. Потребность (в психологии) // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 Потребность (в психологии) // Психология. Словарь / Составитель Л. А. Карпенко; под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Москва: Политиздат, 1990. — С. 287—288. — 494 с. — ISBN 5-250-00364-8.
  5. Платонов К. К. Потребность // Краткий словарь системы психологических понятий. — Москва: Высшая школа, 1984. — С. 98. — 174 с.
  6. Needs // The Oxford companion to philosophy / Ed. T. Honderich. — Oxford: Oxford University Press, 2005. — 1056 с. — ISBN 0-19-866132-0.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Юдин Э. Г. Потребность // Новая философская энциклопедия / Под редакцией В. С. Стёпина. — Москва: Мысль, 2001.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Ядов В. А. Потребности // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и другие. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  9. Перейти обратно: 9,0 9,1 Леонтьев Д. А. Потребность. БРЭ. Дата обращения: 23 февраля 2025.
  10. Потребности. Мотивы. Влечения // История психологии в лицах: персоналии / Редактор-составитель Л. А. Карпенко. — Москва: Per Se, 2005. — С. 624. — 783 с. — ISBN 5-9292-0136-6..
  11. Перейти обратно: 11,0 11,1 Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности : познание и альтруизм : эволюция высших потребностей / Ответственный редактор М. Г. Айрапетянц. — Москва: URSS, 2021. — 324 с. — ISBN 978-5-9710-9040-3.
  12. Перейти обратно: 12,0 12,1 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. — М.: АСТ, 2008. — 351 с. — ISBN 978-5-17-049383-8.
  13. Перейти обратно: 13,0 13,1 13,2 Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию: материалы к курсу лекций по общей психологии. — Тарту: Б. и., 1976.
  14. Науменко Л. К. «Наше» и «моё» : диалектика гуманистического материализма. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — С. 319—320. — 464 с. — ISBN 978-5-397-02388-7.
  15. Мещеряков Б. Г. Запечатление (у животных) // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  16. Потребность: опредмечение // Словарь практического психолога / Составитель С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
  17. Перейти обратно: 17,0 17,1 17,2 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — Москва: Мысль, 1965. — 572 с.
  18. Перейти обратно: 18,0 18,1 Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — Москва: ИНТОР, 1996. — С. 31—33. — 544 с.
  19. Бибрих Б. Р., Орлов А. Б. Монолог… или диалог. — Москва: Знание, 1986. — С. 11. — 80 с.
  20. Каримский А. М. Философия американского натурализма. — Москва: Издательство Московского университета, 1972. — С. 108. — 173 с.
  21. Кемеров В. Е. Проблема личности : методология исследования и жизненный смысл. — Москва: Политиздат, 1977. — 256 с.
  22. Перейти обратно: 22,0 22,1 22,2 22,3 22,4 Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции : Конспект лекций. — Москва: Издательство Московского университета, 1971. — С. 38.
  23. Перейти обратно: 23,0 23,1 23,2 23,3 23,4 23,5 23,6 Диянова З. В., Щёголева Т. М. Общее представление о потребностях и мотивах // Общая психология. Познавательные процессы. — Москва: Юрайт, 2023. — С. 75—81. — 149 с. — ISBN 978-5-534-08989-9.
  24. Немов Р. С. Потребности (виды и иерархия потребностей человека) // Психологический словарь. — Москва: ВЛАДОС, 2007. — С. 303—304. — 559 с. — ISBN 978-5-691-01515-1.
  25. Моргун В. Ф., Ткачёва Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. — Москва: Издательство Московского университета, 1981. — 84 с.
  26. Беляева Л. А. Человек и его потребности. — Екатеринбург: Издательство Уральского государственного педагогического университета, 2009. — 165 с.
  27. Кондаков И. М. Мак-Даугалл Вильям // История психологии в лицах: персоналии / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — М.: Per Se, 2005. — С. 288—290. — 783 с. — ISBN 5-9292-0136-6.
  28. Кондаков И. М. Мюррей Генри // История психологии в лицах: персоналии / Редактор-составитель Л. А. Карпенко. — Москва: Per Se, 2005. — С. 318—319. — 783 с. — ISBN 5-9292-0136-6.
  29. Перейти обратно: 29,0 29,1 Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. — Москва: Смысл, 2004. — 245 с. — ISBN 5-89357-160-6.
  30. Линдгрен К. Потребность в аффилиации (affiliation need) // Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 1095 с. — ISBN 5-272-00018-8.
  31. Линдгрен К. Потребность в достижении (achievement need) // Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 1095 с. — ISBN 5-272-00018-8.
  32. Рощин С. К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. — М.: Наука, 1980. — 304 с.
  33. Леонтьев Д. А. Маслоу Абрахам Харольд // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  34. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. — Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2003. — 296 с.
  35. Перейти обратно: 35,0 35,1 Ершов П. М. Потребности человека / Научный редактор Г. В. Таратынова. — Москва: Мысль, 1990. — 364 с.
  36. Потребность // Военно-психологический словарь-справочник / Под общей редакцией Ю. П. Зинченко. — Москва: ИД Куприянова / Общество психологов силовых структур, 2010. — С. 191. — 592 с. — ISBN 978-5-904581-04-6.