Эмансипация (социология)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Луиза Вайс вместе с парижскими суфражистками призывают предоставить женщинам право голоса во Франции в 1935 году

Эмансипа́ция (от лат. emancipatio) — прекращение социальной зависимости и уравнение в правах[1]. В политической философии и социологии этим термином обозначают освобождение или избавление социальной группы от принятых в обществе для этой группы ограничений. Из видов эмансипации чаще остальных встречаются: эмансипация женщин, эмансипация пролетариата, эмансипация евреев.

Этимология

Слово «эмансипация» происходит от латинского глагола emancipatio/emancipare, что означает освобождать ребёнка от отцовской власти (patria potestas) — подразумевается процесс предоставления человеку прав и свободы, которые до этого были кем-то ограничены. В более широком смысле эмансипация — отказ от каких-либо полномочий или прав собственности, причём формально эти полномочия и права не уничтожались, а передавались другому лицу, и эмансипированный таким образом человек обретал не свободу, а нового властителя.

Подобное действие — отказ от своих полномочий и передача их другому лицу — было юридическим актом, зафиксированным ещё в «Законах двенадцати таблиц», и называлось emancipatio (от лат. emancipatio/emancipare — избавить (сына) от родительской власти), что подразумевало предоставления человеку прав и свободы, которые до этого были кем-то ограничены.

Позднее об эмансипации стали говорить не только применительно к римскому праву, так стали называться аналогичные действия в других правовых системах, например в германском праве. В конце XIX — начале XX веков под детской эмансипацией стали понимать освобождение детей бедноты от непосильного (наравне со взрослыми) труда.

Эмансипация несовершеннолетних

Эмансипация несовершеннолетнего — объявление его юридической независимости от родителей, то есть становление его дееспособности способами, признанными законодательством страны. В России полная дееспособность, иначе — совершеннолетие, наступает со следующего дня за днём исполнения 18 лет. В некоторых случаях, указанных в Гражданском Кодексе РФ, дееспособным могут признать подростка при достижении им возраста 16 лет[2].

Признание полной дееспособности при вступлении в брак

Признание полной дееспособности за подростком до наступления его совершеннолетия возможна в двух случаях. В первом случае подросток вступает в брак, и сразу после получения свидетельства о регистрации брака он считается полностью дееспособным. При этом, даже после расторжения брака за ним сохраняется статус дееспособного в полном объёме, хотя и оговаривается, что суд оставляет за собой право принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом при признании брака недействительным. Юридические сложности в этом случае заключаются в том, что для вступления в брак несовершеннолетнему необходимо получить разрешение органов местного самоуправления, которое выдаётся только при наличии уважительной причины, к который относят беременность и рождение ребёнка у несовершеннолетнего.

ГК РФ Статья 21. Дееспособность гражданина[3]:

2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.

При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

СК РФ Статья 13. Брачный возраст[4]

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Эмансипация

Во втором случае, речь идёт об эмансипации подростка, а именно: обретение им полной финансовой самообеспеченности, через заключенный с работодателем трудовой договор или посредством осуществление предпринимательской деятельности, причём доходы от акций, ренты и другие не учитываются. Вступление в брак не является основанием для того, чтобы считать лицо эмансипированным, так как эмансипация и досрочное приобретение дееспособности путём вступления в брак не равнозначны. Если при вступлении в брак подросток считается полностью дееспособным без фиксирующих этого документов, то эмансипация должна быть объявлена. Объявить эмансипацию могут либо территориальные органы опеки, в случае согласия обоих родителей, либо, в спорных ситуациях, суд общей юрисдикции. После выписки разрешения несовершеннолетний гражданин может считаться дееспособным[5].

И в случае эмансипации, и в случае получения дееспособности по вступлению в брак, подростки получают одинаковые права и обязанности, а именно:

  • право заниматься предпринимательской деятельностью без согласия родителей;
  • право самостоятельно защищать свои права и законные интересы в суде;
  • право самостоятельно распоряжаться недвижимостью;
  • ответственность по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом;
  • родители или опекуны больше не несут ответственности по обязательствам подростка, в частности возникшим вследствие причинения им вреда.

Эмансипация женщин

Митинг в Петрограде с требованиями предоставить женщинам право быть избранными, февраль 1917

Эмансипация женщин наиболее распространённый вид эмансипации, который связан процессом занятия женщинами позиций наравне с мужчинами в общественной и трудовой деятельности. Этот термин охватывает и предоставление женщинам равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни, и стремление к равным правам мужчин и женщин.

Эмансипация женщин представляет собой предоставление женщинам равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни. Равноправие предполагает право женщин на образование, право избирать и быть избранной в государственные органы власти, право на труд и равную с мужчинами зарплату.

С началом промышленной революции фабричный труд женщин стал экономически выгодным и в некоторых отраслях, в первую очередь в текстильной, швейной, чулочной и табачной, появился спрос на женскую рабочую силу. Во второй половине XIX века и первой половине XX векав в трудовые отношения вовлекались, в первую очередь, незамужние женщины, которые занимали малоквалифицированные должности[6].

В России массовый выход женщин на рынок труда произошёл после прихода к власти большевиков, а на Западе после Второй мировой войны. В 1948 году в США официально было трудоустроено 32 % женщин среди экономически активного населения. В 1999 году этот показатель достиг уже 75,4 % среди женщин в возрасте от 15 до 54 лет и 60 % среди женщин в целом[7]. К 1950-м годам в Советском Союзе более 50 % трудоспособных женщин были заняты общественно-организованным трудом, к концу 1980-х годов этот показатель с учётом учащихся составил почти 90 %[8].

Западная женская эмансипация несёт черты социокультурного характера, что связано с повсеместным распространением гуманизма и социального феминизма. Борьбе за свои права женщин на Востоке свойственны свои специфические история, формы проявления и цели.

В литературе: Эмансипированные женщины.

История

Парад суфражисток по Пятой авеню, 1917 год

Эмансипация женщин зародилась на христианском западе, как теория и практика борьбы женщин за равноправие в странах Европы и в США, хотя первые представления о различении полов возникли в эпоху Античности. Древнегреческий мыслитель Платон в своём труде «Государство» допустил возможность существования общности жен и детей в идеальном обществе, эта концепция мизогинии была подхвачена и другими античными философами.

В эпоху Средневековья теоцентричность легла в основу философских начал общества, и началось постепенное изменение отношения человечества к женщине и её правам. Кристина де Пизан в «Книге о граде женском» пересмотрела коллективный опыт прошлых столетий феминности в социокультурном аспекте, и выделила теоретические вопросы в борьбе прав женщин на образование, надолго оказавшиеся в центре процесса эмансипации.

В эпоху Просвещения, XVIII век, произошёл переломный момент в области развития идей эмансипации. Развитие идеи гуманизма и социального равенства повлияли на женщин революционно, что ознаменовано, в первую очередь, «Декларацией прав женщины и гражданки» 1789 года Олимпии де Гуж. В этот период появляются на свет и другие значимые работы, оставившие след на всем идейном развитии будущего феминизма: «В защиту прав женщин» Мэри Уолстонкрафт, «Об улучшении гражданских прав женщин» Теодора фон Гиппеля, «О даровании женщинам гражданских прав» Мари Жана Антуана Кондорсе. Однако практического применения идеи, высказанные в книгах, не нашли. Тем не менее, благодаря таким работам появилось одно из первых направлений феминизма как идеологии — социальный феминизм, который, благодаря французским теоретикам Эрнесту Легуве и Лижье Ришье, предопределил развитие эмансипации с поддержкой не только общественности, но и законодательства[9].

В конце XIX — начале XX века борьба, развернувшаяся за женское равноправие, стала активнейшей за всю историю процесса; в этот период эмансипация проявляет себя не только в теоретических доктринах, но и на практике, став огромной политической силой на западе. Общественные движения, пропагандирующие реформы по демократизации и либерализации, стали популярны не только в социальных сферах, но и в культуре. Женщины вступают в активную борьбу за отмену двойного стандарта морали, а также за право распоряжения собственным телом и возможностью деторождения. Особенностью этого этапа является осознание факта, что приобретя равные избирательные права, женщины не получили равного отношения мужчин к ним, процесс доминирования-подчинения, начиная с Античности, продолжается до сих пор[9].

Главными идейными представительницами третьей волны феминизма стали Симона де Бовуар с работой «Второй пол», и Бетти Фридан с работой «Загадка женственности». Симона Де Бовуар причиной неравного отношения мужчин к женщинам считает социальные нормы, которые приобретаются, хранятся, транслируются через социальные институты, при этом маскулинное считается культурной нормой, в отличие от феминного, что предполагает отклонение от нормы. Работы этого периода осветили проблему становления женщины в качестве субъекта, то есть ее личностное развитие, формирование в женском мировоззрении понятий «свобода воли» и «свобода выбора», а также самореализацию, как доминирующий компонент сознательности индивида, вне зависимости от его пола. Женщина, рожденная в эпоху укоренённых гендерных стереотипов, начиная с периода своей социальной реализации принуждается быть инертной, пассивной, согласной отказаться не только от борьбы за свои права, но и от самой возможности воспользоваться ими. Бетти Фридан в своей книге сделала попытку вырвать своих читательниц из рамок семейного уклада, названные ею «уютным концлагерем». В качестве способа решения этой проблемы Фридан предложила реализовать ряд экономических и юридических реформ. Впервые зашла речь о легализации абортов и использования контрацептивов, что в принципе, изменило социальный и правовой статус женщин[9].

Эмансипация женщин в арабском мире

Женщины Египта на митинге

Процессу эмансипации женщин востока свойственны свои особая история, цели и формы проявления, отличные от западного пути, в том числе и само понятие эмансипации женщин иное. В исламском мире реконструкция системы гендерных отношений на культурном уровне предполагает и модификацию религиозных воззрений на место женщины в обществе и семье. Для восточного типа культуры это предполагает нарушение идеологии ислама, как регулятора социальных отношений между полами. На Арабском Востоке XIX век стал временем интеллектуального подъёма в решении социальных проблем, где одной из главных тем стала проблема эмансипации мусульманских женщин.

Египет стал центром женской эмансипации на Арабском Востоке. Радикальные перемены в образе египетских женщин, составляющих среднее и высшее сословия, способствовали развитию женского самосознания. Уже в 1899 году в Египте набирало силу движение женщин-феминисток.

Помимо процесса эмансипации, на востоке протекает вестернизация образа жизни и мышления, с освоением системы ценностей западной культуры. Однако, для исламских народов арабского Востока, где ислам проник во все сферы социокультурной жизни, такие процессы могут нести угрозу потери культурной самобытности, делая необратимыми процессы архаизации культуры. В ответ на западное вторжение культура начинает защищаться и капсулироваться, в силу чего в исламском мире всё чаще вспыхивают очаги исламского фундаментализма для защиты от натиска западной культуры. Относительно прав женщин виной всему в СМИ объявляются именно традиции, которые выступают основной причиной угнетённого и подчинённого положения женщины. Однако, ислам не может в полной мере обеспечить восстановление образа жизни и социальных норм, при которых оба пола обрели бы равенство и пришли к согласию. Как результат, религиозные ограничения постепенно теряют своё значение как единственные факторы, ограничивающие общественную деятельность женщин.[9]

Эмансипация евреев

Резня евреев, гравюра на дереве, 1493 год

Эмансипация евреев — процесс освобождения представителей еврейского этноса и иудейского вероисповедания от многовекового ограничений в правах .

Процесс эмансипации характеризуется предоставлением евреям равных с другими народами прав. В Средние века евреи, проживающие в Европе, представляли собой отдельную диаспору, их сферой занятий в основном были торгово-предпринимательская деятельность и ростовщичество. С возникновение в XVIII веке абсолютистской монархии началось социальное переустройство европейского общества, что создало предпосылки возникновению еврейского вопроса Нового времени[10]. Эффект эмансипации зависел от численности еврейского населения и от совпадения по времени с процессами, определявшими ритм модернизации страны проживания — это в первую очередь становление капитализма. Наиболее драматично эмансипация отразилась на судьбе еврейских общин Центральной и Восточной Европы.

Пострадавшие евреи из города Ходорков (Украина, Российская империя) после погрома

Тюменев Александр Ильич, «Евреи в древности и в Средние века»

«В первую более суровую эпоху средних веков с евреями обращались гораздо лучше, чем во вторую половину, в общем результате более цивилизованную»

Рост враждебных чувств по отношению к евреям сязан, прежде всего, с экономическими причинами. Являясь доминирующей группой в области экономической жизни, евреи, накопив огромные капиталы, добились господства, что стало началом борьбы против них и причиной враждебного отношения к ним. Преследования евреев в последние эпохи средних веков суть, большею частью, продукт коммерческой зависти. Наиболее сильно враждебное отношение к евреям проявилось в Италии и в южной Франции. На германском Востоке, который нуждался в услугах еврейских торговцев, продолжительное время к евреям относились лояльно и не стесняли их. Самым комфортным положение евреев было в Польше.

Вернер Зомбарт, «Евреи и хозяйственная жизнь»:

«Точно солнце шествует Израиль по Европе; куда он приходит, там пробуждается новая капиталистическая жизнь, откуда он уходит, там увядает всё, что до тех пор цвело».

Еврейский погром в Киеве, 1881

Вопрос эмансипации евреев будет поднят мыслителями эпохи Просвещения. В 1781 году был написан трактат «Об улучшении гражданского статуса евреев» Вильгельма фон Дома, прусского чиновника и специалиста по конституционному праву. Этот труд во многом определил подход властей в европейских странах к данной проблеме. По мнению Вильгельма фон Дома, улучшение гражданского статуса евреев закономерно должно привести к улучшению их нравственности по отношению к другим народам. Первые реформы в процессе эмансипации евреев были проведены в 17821789 годах, примерно в то же время, что и выход книги, их инициатором стал австрийский император Иосиф II. Это совпадение политической теории и практики приобрело кумулятивный эффект, и вскоре проблема эмансипации евреев стала подниматься и в других странах Европы. В сентябре 1792 года евреи Франции, после продолжительных дебатов в Учредительном собрании, добились равноправия с другими гражданами страны. Однако локальная победа стала лишь началом долго пути борьбы евреев за свою эмансипацию, этот процесс в Европе растянулся практически на столетие[11].

Эмансипация рабов

Эмансипация рабов — объявление их свободными людьми. См. Прокламацию об освобождении рабов.

Примечания

  1. Эмансипация. Толковый словарь Ушакова. Дата обращения: 5 октября 2023.
  2. Тамара Скокова. Когда подросток может досрочно стать совершеннолетним. Как устроена процедура эмансипации. Дети (07.06.23). Дата обращения: 5 октября 2023.
  3. ГК РФ. Ч 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Статья 21. Дееспособность гражданина. Дата обращения: 5 октября 2023.
  4. СК РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ. Статья 13. Брачный возраст. Дата обращения: 5 октября 2023.
  5. Гражданский кодекс РФ, Часть I, ст. 27.
  6. Козлова О. А. Женская занятость: проблемы, тенденции и перспективы развития // Экономика региона. — 2005. — № 2. — С. 162—172.
  7. Александр Зотин. Экономика под каблуком // Коммерсантъ Деньги : журнал. — 2013. — 4 марта (№ 8). — С. 20.
  8. Анна Семенова, Владимир Ващенко Эта женщина занята. Как менялась занятость женщин в России на протяжении века. Газета.Ру. АО «Газета.Ру» (08 марта 2017). Дата обращения: 3 октября 2023.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Гузенина С. В. О женской эмансипации в социокультурном контексте // Caucasian Science Bridge : журнал. — 2020. — Т. 3, № 3(9). — С. 43—52.
  10. Синельников А. З. Средневековая империя евреев. — М.: Эксмо, 2009. — 365 с. с. — ISBN 978-5-699-31595-6.
  11. Максим Гаммал. Процесс эмансипации евреев. Историк Максим Гаммал о социальном эффекте научной революции XX века, истории европейского еврейства в Новое время и ассимиляции как плате за успех (11 июля 2018). Дата обращения: 5 октября 2023.

Литература

Ссылки