Террористические акты 11 сентября 2001 года

Террористи́ческие а́кты 11 сентября́ 2001 го́да (также именуемые 9/11)[1] — серия из четырёх спланированных и координированных террористических актов[2], совершённых во вторник 11 сентября 2001 года в Соединённых Штатах Америки террористами-самоубийцами, входившими в организацию «Аль-Каида»[3]. Теракты были осуществлены с использованием захваченных пассажирских авиалайнеров[4].

В этот день два самолёта врезались в башни-близнецы Всемирного торгового центра, расположенные на южной оконечности Манхэттена в Нью-Йорке, а ещё один — в здание Пентагона, недалеко от Вашингтона. Четвёртый самолёт разбился недалеко от Шэнксвилла (штат Пенсильвания). Все четыре пассажирских самолёта выполняли свои регулярные рейсы. По два самолёта принадлежали авиакомпаниям American Airlines и United Airlines[4].

Согласно официальной версии, ответственность за эти атаки несут саудовский мультимиллионер Усама бен Ладен и его террористическая организация «Аль-Каида». Согласно официальным сообщениям, атаки были совершены 19 членами «Аль-Каиды» с Ближнего Востока (в основном из Саудовской Аравии)[5].

Эти теракты считаются крупнейшими в истории США по числу жертв. В результате терактов погибло 2977 человек из 87 стран. Ещё 24 человека по сей день считаются пропавшими без вести[6][7].

Ход атак

Карта-схема, показывающая атаки на здания Всемирного торгового центра.

Утром во вторник, 11 сентября 2001 года, в 08:46 по местному времени (16:46 по московскому времени) захваченный пассажирский самолёт American Airlines, выполнявший рейс 11, врезался в Северную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке на довольно большой высоте. В результате столкновения произошёл сильный взрыв, после чего в башне начался пожар. В топливных баках самолёта было ещё очень много авиационного топлива; самолёт недавно вылетел из международного аэропорта Логан в Бостоне, направляясь на Западное побережье США[8].

Почти 20 минут спустя, в 09:03, рейс 175 авиакомпании United Airlines врезался в Южную башню Всемирного торгового центра, вызвав пожар. Поначалу обе башни продолжали стоять, давая тем, кто находился на этажах ниже зоны удара, некоторые шансы на спасение. Первой полностью рухнула Южная башня — это случилось в 09:59, спустя 56 минут после начала пожара, а Северная башня последовала за ней в 10:28 — после 102 минут пожара. Почти все, кто в то время находился внутри башен, погибли. Несколько человек позже умерли от заболевания лёгких, вызванного огромным количеством выброшенной пыли. Около 17:20 рухнуло третье здание Всемирного торгового центра — WTC-7. Это было связано с пожарами внутри седьмого здания ВТЦ и ущербом, полученным в результате обрушения Башен-близнецов. Здания ВТЦ с 3-го по 6-е также получили серьёзные повреждения, большинство из них позже пришлось снести[9].

По оценкам специалистов, в Северной башне в момент её обрушения находилось чуть менее 1,4 тыс. человек. Среди пострадавших были 348 пожарных и 62 полицейских, которые прибыли на место сразу после удара. Из-за очень густого дыма спасать людей с крыш башен с помощью спасательных вертолётов не представлялось возможным. Чтобы избежать ожогов, по меньшей мере, 200 человек выбросились с башен[9].

Ущерб, нанесённый зданию Пентагона.

Чуть более чем через полчаса после того, как рейс 175 врезался в Южную башню, в 09:37 утра, третий самолёт, рейс 77 American Airlines, врезался в здание штаб-квартиры Министерства обороны США Пентагон, которое находится в округе Арлингтоне — пригороде столицы США Вашингтона[4].

Четвёртый самолёт также принадлежал United Airlines, он осуществлял рейс 93. Угнанный террористами самолёт разбился тем же утром в поле недалеко от Питтсбурга. По данным ФБР, расшифровки записей из кабины экипажа указывают на то, что пассажиры пытались отбить самолёт у угонщиков — благодаря мобильным телефонам они уже знали о случившемся в Нью-Йорке и, следовательно, понимали, что им нечего терять. Сообщается, что один из угонщиков посоветовал пилоту-самоубийце Зиаду Джарре разбить самолёт. Считается, что это помешало достичь намеченной цели — ей, вероятно, были здания Капитолия (местопребывание Конгресса США) или Белого дома (резиденция президента)[10].

Жертвы, ущерб и последствия

Момент взрыва в башнях-близнецах.

Жертвы и установление личностей погибших

Никто из пассажиров четырёх угнанных самолётов, включая самих террористов, не пережил нападения. Из 2977 человек, погибших в результате террористических атак, только 1585 были первоначально опознаны на основе найденных человеческих останков[11]. Из общего числа 19 916 останков удалось опознать 10 190. Благодаря использованию новых технологий периодически все ещё проводятся новые опознания[12]. Например, в сентябре 2014 года был опознан единственный погибший бельгиец Патрис Браут (1970—2001), став, таким образом 1639-й жертвой, чьи останки были опознаны. В августе 2017 года, почти через 16 лет после теракта, была опознана ещё одна жертва. В сентябре 2021 года были установлены личности ещё двух жертв. Последняя на данный момент идентификация состоялась в сентябре 2023 года, когда ещё две жертвы были опознаны с помощью ДНК. Таким образом, спустя 22 года после атак было опознано 1649 жертв, но более 1,1 тыс. погибших остаются неопознанными[13].

Ущерб

Башни-близнецы и корпус Всемирного торгового центра 7 в комплексе ВТЦ были полностью разрушены. Согласно официальной версии, обрушение произошло из-за пожара. Несколько других зданий впоследствии были снесены из-за значительных повреждений. Серьёзные повреждения также получили небольшие участки Пентагона[14].

Последствия

В Соединённых Штатах Америки долгое время после терактов царило чувство национального траура. Теракты оказали огромное влияние на весь мир. Средства массовой информации сыграли в этом важную роль. Атака, в ходе которой самолёт врезался в Южную башню, даже транслировалась в прямом эфире по телевидению. Позже выяснилось, что две камеры также сняли момент первоначального столкновения. Более того, вскоре после крушения была найдена веб-камера, которая зафиксировала сближение первого самолёта с Северной башней.

Ответственность

Заказчики

Один из лидеров террористов Усама бен Ладен даёт интервью касательно терактов 11 сентября.

Правительство США и другие западные страны признали ответственными за эти теракты Усаму бен Ладена, одного из лидеров «Аль-Каиды», а также доктора Аймана аз-Завахири. Главным соорганизатором был Халид Шейх Мохаммед, который уже находился в розыске за атаку на Всемирный торговый центр в 1993 году[15].

Доказательства различных расследований быстро указали на то, что за нападениями стоит «Аль-Каида». Личности угонщиков были раскрыты в течение нескольких дней; они не предприняли никаких усилий, чтобы скрыть их. Например, они приобрели билеты с помощью своих собственных кредитных карт и зарегистрировались по своим собственным паспортам. Оказалось, что несколько угонщиков были связаны с «Аль-Каидой»[16]. Например, предполагаемый глава угонщиков, Мухаммед Атта, в течение двух лет был соседом по квартире в Гамбурге с Рамзи Буналшибхом, высокопоставленным агентом «Аль-Каиды». Кроме того, была найдена видеозапись бен Ладена с двумя угонщиками. В другом видео, записанном после атак, он хвастался, что атаки прошли «лучше», чем он надеялся. 22 апреля 2005 года гражданин Марокко и Франции Закариас Муссауи заявил в суде, что Усама бен Ладен лично выбрал его для полёта на Белый дом. 3 мая 2006 года Муссауи был приговорён к пожизненному заключению за участие в терактах. Однако 23 мая 2006 года Усама бен Ладен в аудиообращении отрицал причастность Муссауи[17]. Немецкая разведка пришла к выводу, что гамбургская ячейка, состоящая из пяти угонщиков самолётов, финансировалась и возглавлялась «Аль-Каидой». Сам Усама бен Ладен первоначально отрицал причастность к терактам, но в видеообращении, переданном катарским телеканалом «Аль-Джазира» 29 октября 2004 года, взял на себя ответственность[18].

США потребовали экстрадиции бен Ладена из Афганистана (где он проживал с 1996 года). В 1999 году Организация Объединённых Наций уже принимала резолюцию с требованием его экстрадиции после нападений на посольства США, в результате которых погибло 200 человек, и аналогичная резолюция была принята ООН после 11 сентября. После ультиматума США сотни учёных Талибана собрались для обсуждения. Они потребовали от бен Ладена покинуть Афганистан и выразили желание вести переговоры с США. Однако на этот раз от данной инициативы отказались сами США. Усама бен Ладен заявил, что хочет, чтобы его судили только в исламской стране. Позже он опубликовал видео, призывающее всех мусульман к джихаду против «сионизма и крестовых походов», а также против Соединённых Штатов Америки. Он завуалированно признал ответственность за нападения 11 сентября[18].

Было проведено множество расследований для установления ответственности за эту масштабную террористическую атаку, в частности, американскими и другими разведывательными службами. Кроме того, было опубликовано множество докладов по смежным вопросам, таким как безопасность аэропортов и огнестойкость небоскрёбов. Наиболее важным докладом стал доклад Комиссии по расследованию терактов 11 сентября Конгресса США. Также был опубликован документ британского правительства под названием «Ответственность за террористические акты в Соединённых Штатах 11 сентября 2001 года». Этот документ основан преимущественно на разведывательной информации и, следовательно, не предназначен для использования в каком бы то ни было потенциальном судебном процессе. Немецкая спецслужба расследовала деятельность вышеупомянутой «гамбургской ячейки» и установила её связи с «Аль-Каидой». На основании этих расследований правительство США пришло к выводу, что ответственность за теракты несут Усама бен Ладен и его террористическая сеть[4][19].

Исполнители

Несколько десятков пассажиров и бортпроводников во время полётов общались с людьми на земле, используя мобильные телефоны и бортовой телефон. Кроме того, был обнаружен речевой самописец кабины самолёта рейса UA93. Эта информация помогла пролить свет на то, что произошло на борту. В каждом из четырёх угнанных самолётов находилось четыре или пять угонщиков, вооружённых только ножами; всего угонщиков было девятнадцать. Неизвестное количество членов экипажа получили ножевые ранения или им заткнули рты. Угонщики использовали канцелярские ножи, которые в то время ещё не были запрещены в США для проноса на борты самолётов. Это позволило им пройти через контрольно-пропускные пункты.

В руководстве операцией подозревается угонщик Мохаммед Атта. 14 сентября 2001 года ФБР опубликовало список лиц, идентифицированных как угонщики[20]:

Рейс 011 American Airlines (Северная башня Всемирного торгового центра), катастрофа в 08:46 утра по местному времени: Мухаммед Атта (Египет), Валид аш-Шехри (Саудовская Аравия), Ваиль аш-Шехри (Саудовская Аравия), Абдулазиз аль-Омари (Саудовская Аравия), Сатам ас-Суками (Саудовская Аравия).

Рейс 175 United Airlines (Южная башня Всемирного торгового центра), катастрофа в 09:03 утра по местному времени: Марван аш-Шеххи (Объединённые Арабские Эмираты), Файез Банихаммад (ОАЭ), Хамза аль-Гамди (Саудовская Аравия), Ахмед аль-Гамди (Саудовская Аравия), Моханд аш-Шехри (Саудовская Аравия).

Рейс 077 American Airlines (Пентагон), катастрофа в 09:37 утра по местному времени: Хени Хенджор, Наваф аль-Хазми, Салим аль-Хазми, Халид аль-Михдар, Маджед Мокид (все — Саудовская Аравия).

Рейс 093 United Airlines (Шэнксвилл), катастрофа в 10:03 по местному времени: Зияд Джаррах (Ливан), Ахмед аль-Нами (Саудовская Аравия), Ахмед аль-Хазнави (Саудовская Аравия), Саид аль-Гамди (Саудовская Аравия).

Угоны самолётов происходили уже несколько десятилетий, и обычно угонщики заставляют пилота лететь в определённый пункт назначения. Такой подход был невозможен 11 сентября; добросовестный пилот предпочёл бы разбить самолёт в безлюдном месте, вместо того, чтобы направлять его, например, в небоскрёб. Во время атаки 11 сентября пилотов нейтрализовывали, а один из угонщиков брал управление на себя, в то время как другие террористы удерживали пассажиров. В каждом самолёте находился угонщик с определённым лётным опытом, некоторые из которых брали уроки пилотирования с осени 2000 года, причём на территории США. Предполагается, что некоторые рядовые угонщики даже не знали, что совершают теракт в качестве смертников[21][22].

Последствия

Прямые последствия

В течение часа после начала террористической атаки по приказу Федерального управления гражданской авиации США всё воздушное движение над страной было остановлено. В Канаде воздушное движение также было остановлено, поскольку была объявлена операция «Жёлтая лента»; в результате почти 250 рейсов, направлявшихся в США, были вынуждены приземлиться в канадских аэропортах. Это серьёзно нарушило воздушное движение по всему миру. Во многих аэропортах (например, в амстердамском Схипхоле), пришлось искать временные убежища для тысяч застрявших пассажиров. Остановка рейсов продолжалась три дня. Многие самолёты, летевшие в воздушном пространстве США, пришлось изменить маршрут и отправится в Канаду и даже Европу из-за нехватки парковочных мест в аэропортах США. Спустя три дня иностранным пассажирским самолётам снова разрешили приземляться на территории США.

ФБР начало масштабное расследование в отношении виновников атак, задействовав в общей сложности семь тысяч сотрудников. Вооружённые силы США были приведены в состояние повышенной готовности. После теракта в посольствах США в разных странах мира были приняты крайне строгие меры безопасности[23].

Борьба с терроризмом

Соединённые Штаты Америки сочли эти террористические атаки прямым объявлением войны США. Впоследствии США, через заявления президента Джорджа Буша-младшего, госсекретаря Колина Пауэлла и министра обороны Дональда Рамсфелда, объявили войну терроризму, ссылаясь на договор НАТО[24].

Экономические последствия

Общий ущерб от 11 сентября сложно подсчитать. Прямой материальный ущерб оценивается почти в 40 млрд долларов. В 2011 году газета New York Times оценила общий ущерб, нанесённый Соединённым Штатам Америки, включая все косвенные расходы, в 3,3 трлн долларов. В Нью-Йорке за три месяца после терактов было потеряно более 400 тыс. рабочих мест, 70 % из которых были в финансовом секторе, от которого город стал сильно зависеть с 1970-х годов.

Сразу после атаки цены на акции разных американских компаний резко упали. В частности, огромные убытки понесли авиакомпании и туристический бизнес. Это затруднило восстановление экономики после уже итак начавшейся небольшой рецессии.

Открытие Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) было отложено после первой авиакатастрофы и отменено после второй, возобновившись только 17 сентября 2001 года. Потребовалось несколько месяцев, чтобы рынки достигли почти прежнего уровня, что было замедлено масштабными скандалами в сфере бухгалтерского учёта в Enron (конец 2001 года) и WorldCom (июнь 2002 года)[25].

Финансовые приоритеты правительства США изменились. Через месяц после атаки 200 тыс. американцев потеряли работу, 100 тыс. из них работали в авиационной промышленности. Администрация Буша представила ежегодное снижение налогов на 1,35 трлн долларов, в то время как Федеральная резервная система под руководством Алана Гринспена объявила о снижении процентной ставки для поддержания денежной массы. Эти меры дали экономике США кратковременный импульс, но вызвали пузырь на рынке жилья, который лопнул в 2007 году, ознаменовав начало кредитного кризиса[26].

Около 7,5 тонн стали из разрушенного Всемирного торгового центра было использовано при строительстве десантно-вертолётный корабля-дока типа «Сан-Антонио» USS New York (LPD 21). Девизом корабля стало «Никогда не забывать»[27].

Примечания

  1. Теракт в США 11 сентября 2001 года и его расследование. РИА Новости (11 сентября 2013). Дата обращения: 4 августа 2025. Архивировано 13 сентября 2013 года.
  2. Андрей Шитов. Белый дом призывает американцев готовиться к еще одному нападению. «Российская газета» (8 сентября 2011). Дата обращения: 4 августа 2025. Архивировано 31 декабря 2013 года.
  3. Организация признана террористической и запрещена в Российской Федерации.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Bin Laden claims responsibility for 9/11 (англ.). CBC News (29 октября 2004). Дата обращения: 4 августа 2025. Архивировано 24 января 2009 года.
  5. National Construction Safety Team. Executive Summary // Final Report on the Collapse of the World Trade Center Towers (англ.). — NIST, 2005.
  6. Теракт 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Архивные кадры. РИА Новости (11 сентября 2013). Дата обращения: 4 августа 2025. Архивировано 14 сентября 2013 года.
  7. Самый крупный теракт в истории. Нью-Йорк, сентябрь 2001 года. РИА Новости (11 сентября 2014). Дата обращения: 4 августа 2025. Архивировано 11 февраля 2017 года.
  8. Ершов, Ю. Как это было. «Российская газета» (11 сентября 2006). Дата обращения: 4 августа 2025. Архивировано 9 ноября 2011 года.
  9. 9,0 9,1 Final Report on the Collapse of the World Trade Center Towers (англ.). NIST (сентябрь 2005). Дата обращения: 4 августа 2025. Архивировано 26 августа 2011 года.
  10. N-Number Inquiry Results, N591UA (англ.). Federal Aviation Administration. Дата обращения: 4 августа 2025. Архивировано 26 августа 2011 года.
  11. Андрей Белов. Российская частица американской трагедии. russkie.org (13 сентября 2002). Дата обращения: 4 августа 2025. Архивировано 25 августа 2017 года.
  12. Beveridge, Andrew. 9/11/01-02: A Demographic Portrait Of The Victims In 10048 (англ.). Gotham Gazette. Дата обращения: 4 августа 2025. Архивировано 26 августа 2011 года.
  13. Максим Макарычев. В США спустя 22 года опознаны две жертвы терактов 11 сентября. «Российская газета» (9 сентября 2023). Дата обращения: 4 августа 2025.
  14. The Pentagon Building Performance Report (англ.). American Society of Civil Engineers (ASCE) (январь 2003). Дата обращения: 4 августа 2025. Архивировано 24 августа 2011 года.
  15. Человек, который был «Аль-Каидой». «Коммерсантъ» (19 марта 2007). Дата обращения: 4 августа 2025.
  16. Mark Clayton. Reading into the mind of a terrorist (англ.). Christian Science Monitor (30 октября 2003). Дата обращения: 4 августа 2025. Архивировано 26 августа 2011 года.
  17. Террорист номер 20. «Коммерсантъ» (13 марта 2006). Дата обращения: 4 августа 2025.
  18. 18,0 18,1 Усама бен Ладен вновь в эфире. Новости. Первый канал. «Первый канал» (30 октября 2004). Дата обращения: 4 августа 2025.
  19. Дарья Денисова. 11 сентября 2001 года в США произошла серия террористических актов - Российское историческое общество. historyrussia.org (11 сентября 2022). Дата обращения: 4 августа 2025.
  20. Janice Kephart. The Complete Immigration Story of 9/11 Hijacker Satam al Suqami (англ.). Center for Immigration Studies (10 сентября 2010). Дата обращения: 4 августа 2025.
  21. Mark Clayton. Reading into the mind of a terrorist (англ.). Christian Science Monitor (30 октября 2003). Дата обращения: 4 августа 2025. Архивировано 26 августа 2011 года.
  22. Full transcript of bin Ladin's speech (англ.). «Аль-Джазира» (2 ноября 2004). Дата обращения: 4 августа 2025. Архивировано 13 июня 2007 года.
  23. Jim VandeHei; Dan Eggen. Cheney Cites Justifications For Domestic Eavesdropping. Washington Post (5 января 2006). Дата обращения: 4 августа 2025. Архивировано 26 августа 2011 года.
  24. Statement by the North Atlantic Council (англ.). НАТО (15 сентября 2001). Дата обращения: 4 августа 2025. Архивировано 26 августа 2011 года.
  25. Ю. П. Воронов. Терроризм и экономика. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН (2002). Дата обращения: 4 августа 2025.
  26. Dipasis Bhadra; Pamela Texter. Airline Networks: An Econometric Framework to Analyze Domestic U.S. Air Travel (англ.). U.S. Department of Transportation (2004). Дата обращения: 4 августа 2025. Архивировано 26 августа 2011 года.
  27. USS New York is a living memorial to 9/11 (англ.). Stars and Stripes (11 сентября 2024). Дата обращения: 4 августа 2025.

Ссылки