Трикстер

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Схема, изображающая особенности характера трикстера.

Три́кстер (англ. trickster — обманщик, ловкач) — персонаж ранней мифологии почти всех народов. Термин введён в научный обиход американским антропологом Полом Радином[1], который первым провёл исследование архетипа трикстера в мифологии индейцев виннебаго. К концу XX века в философии и культурологии трикстер был признан одним из основополагающих персонажей человеческой культуры.

В настоящее время трикстер изучается и исследуется с точки зрения этноэтической критики. Этот персонаж изучается учёными индейского происхождения, чтобы выявить специфические черты восприятия трикстера в индейской культуре[2].

Основные черты

Ключевыми чертами трикстера, по мнению Е. М. Мелетинского, считаются лукавство, хитроумие, коварство, жестокость, способность к трансформациям или перевоплощению[3]. Трикстер всегда творец и разрушитель, обманщик и жертва обмана, а его поведение определяется инстинктами и собственной импульсивностью.

Основополагающим свойством личности трикстера является амбивалентность[4]. Действия трикстера нельзя однозначно оценивать, особенно с этической точки зрения, пользуясь критериями «положительного» или «отрицательного». Для трикстера не существует моральных и социальных ценностей; в своих действиях он руководствуется собственными страстями и аппетитами. При этом благодаря действиям трикстера любые ценности обретают свое истинное значение.

По мнению А. Г. Дугина, трикстер вовлекает людей в такие ситуации, логика и результат которых оказываются непредсказуемыми и переворачивают естественные ожидания и надежды[5].

Трикстер в психологии

Австрийский психоаналитик К. Г. Юнг считал, что трикстер — это вариант архетипа «тени» человека. По Юнгу, трикстер представляет собой взгляд «Я», брошенный в далёкое прошлое коллективного сознания, как отражение недифференцированного, едва оторвавшегося от животного мира человеческого сознания. Характерными чертами этого архетипа психоаналитик считает нарушение социальных установок. Своими необдуманными действиями трикстер способен сломать все существующие обычаи. При этом те проблемы, которые трикстер создаёт, ведут его к «постепенному превращению в спасителя»[6].

Трикстеры в мифологии

Имя Народ Характеристика
Азебан абенаки (коренные народы Америки) Енот-трикстер, главный герой сказок. Он часто ведёт себя глупо или причиняет неприятности другим, но безопасен для людей.
Алеу кхмеры Плут и шутник, любит приключения ради самих приключений.
Кролик США Кролик-трикстер. Отстаивает позицию «живи и дай жить другим», но обиженный кролик будет действовать всеми способами, какие только можно вообразить. Основное занятие этого трикстера — делать то, чего не делают остальные[7].
Будамшу буряты Подросток, хитрец и весельчак, защитник бедняков.
Джамул ачумави (индейское племя) Божество-койот, в большинстве случаев играет роль плута и бабника.
Ким Сон Даль корейцы Защитник обездоленных, весельчак, мастер на хитрые проделки, острый на язык.
Нихасо арапахо Паук-трикстер.
Уэуэкойотль ацтеки «Почтенный старый койот», представлен в виде танцующего койота с человеческими руками и ногами, сопровождаемого человеком-барабанщиком[8].
Хикоити[9] японцы Весёлый и хитрый герой японского фольклора.

Трикстеры в литературе

Петрушка. Уличный театр

В фольклоре многих народов существуют герои-трикстеры, которые хитростью, сообразительностью и ловкостью способны одержать победу. Так, в итальянских сказках такую роль играет крестьянин Камприано, который обманом заставляет своих односельчан поверить в то, что его осёл способен производить золото. Каждый раз, когда его обман раскрывается, Камприано придумывает новый, и так пока не останется победителем[9].

В фольклорной традиции народов Востока известен Ходжа Насреддин — персонаж-трикстер, сочетающий в себе мудрость и простоту одновременно. Основная черта Насреддина — побеждать своего соперника с помощью слова, поэтому он активно использует мнимое невежество и абсурдную логику[10]. В русскоязычной среде персонаж известен благодаря советскому писателю Леониду Соловьёву, который создал дилогию «Повесть о Ходже Насреддине»: «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц».

В фольклоре киргизов, татар, узбеков и казахов встречается Алдар Косе — персонаж-трикстер. Его имя в переводе означает «безбородый обманщик». Алдара Косе роднит с Ходжой Насреддином его умение выйти из сложных ситуаций с помощью слова и ума. Алдар Косе — сын бедняка, а потому часто выступает защитником обездоленных. Своей хитростью он наказывает богатых, глупых, жадных и даже бесов (шайтанов)[11].

Иван-дурак (Иванушка-дурачок) — герой русских и белорусских сказок. Черты трикстера проявляются у этого персонажа в том, что он мыслит, опираясь на собственную логику, а не руководствуясь практическими соображениями. Эта логика часто противоречит здравому смыслу, однако приводит персонажа к цели[12].

Петрушка, Панч, Пульчинелла, Гансвурст, Видушака, Карагёз, Палван-Качал — традиционные персонажи народного кукольного театра разных стран[13], появившиеся в фольклоре благодаря трикстеру. Все эти персонажи амбивалентны, у них отсутствуют нравственные идеалы, они склонны к плутовству и коварству. Трикстеры также часто попадают в сложные ситуации, из которых, на первый взгляд, нельзя выйти без потерь, но, невзирая на обстоятельства, они выходят победителями.

В истории литературы черты трикстера обнаруживаются в таких героях, как Гаргантюа и Пантагрюэль Ф. Рабле, Тиль Уленшпигель Ш. Костера[9], барон Мюнхгаузен Г. А. Бюргера и Р. Э. Распе, солдат Швейк Я. Гашека, Питер Пэн Дж. Барри, Том Сойер М. Твена, Гарри Поттер Дж. Роулинг, Коровьев и Кот-Бегемот М. Булгакова, Пеппи Длинный Чулок А. Линдгрен, Остап Бендер Ильфа и Петрова[14] и другие.

Трикстеры в кино

Примечания

  1. Радин Пол. Трикстер. — СПб., 1999.
  2. Платицына Т.В. Архетип трикстера в зарубежных исследованиях // Вестник Бурятского государственного университета : журнал. — 2013. — Октябрь. — С. 152—154.
  3. Мелетинский Е. М. Мифы древнего мира в сравнительном освещении // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. — М.: Наука, 1971. — 126 с.
  4. Дмитриева Н. В., Богачек И. С. В плену у архетипов. Теория и практика глубинной психотерапии. — М.: ООО «Издательство ВВМ», 2020. — 328 с.
  5. Дугин А. Г. Философия политики. — Арктогея-Центр, 2004. — 424 с. — (Новый Университет). — ISBN 5-8186-0020-3.
  6. Jung С.G. The Archetypes and the Collective Unconscious. — Princeton University Press, 1968. — С. 256—270.
  7. Платицына Т. В. Животные-трикстеры в мифологии североамериканских индейцев // Вестник Бурятского государственного университета : журнал. — 2016. — № 2. — С. 201—207.
  8. Трикстеры в мифологии и фольклоре народов мира. Дата обращения: 23 августа 2023.
  9. 9,0 9,1 9,2 Королев И. Е. Социальная роль трикстера в мировом фольклоре // Юный ученый : журнал. — 2022. — № 8 (60). — С. 11—16.
  10. Харитонов М. С. Двадцать четыре Насреддина. — М.: Наука, 1986. — С. 5—32. — 620 с.
  11. История казахской литературы: в 3 томах. Том I / АН Казахской ССР. Институт литературы и искусства им. М. О. Ауэзова ; под ред. Н. С. Смирновой. — Алма-Ата: Наука, 1968. — 446 с.
  12. Францева Е. Ю. Так ли прост Иванушка-дурачок на самом деле? // Вестник магистратуры : журнал. — 2016. — № 6 (57). — С. 42—44.
  13. Некрылова А. Ф. Русский народный кукольный театр «Петрушка» в записях XIX — XX вв.: Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. — Л., 1973. — 28 с.
  14. Борзенина А. Н. Психология образа трикстера // Слово в науке : журнал. — 2022. — № 6. — С. 6—8.
  15. Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии. — М.: Астрель: АСТ, 2005. — 463 с.
  16. Платицына Т. В. Образ трикстера в кинотрилогии «Пираты Карибского моря» // Вестник Бурятского государственного университета : журнал. — 2016. — № 3. — С. 74—77.
  17. Горелов П. А., Зражевский С. А. Архетип трикстера в современном кинематографе // Бюллетень медицинских Интернет-конференций : сборник. — 2016. — Т. 6, № 5. — С. 973—974.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!