Линдгрен, Астрид

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Астрид Линдгрен
швед. Astrid Lindgren
Астрид Линдгрен в 1960 году
Астрид Линдгрен в 1960 году
Имя при рождении Астрид Анна Эмилия Эрикссон
Дата рождения 14 ноября 1907(1907-11-14)
Место рождения Виммербю, Швеция
Дата смерти 28 января 2002(2002-01-28) (94 года)
Род деятельности писательница
Жанр детская литература, сказка
Язык произведений шведский
Награды медаль Литературы и искусств (1973), Немецкая премия в области детской литературы (1956), премия Нильса Хольгерсона (1950), премия «За правильный образ жизни» (1994), премия Х. К. Андерсена (1958)
Автограф Автограф

А́стрид А́нна Эми́лия Ли́ндгрен, урождённая Э́рикссон (14 ноября 1907 года, Виммербю, Швеция — 28 января 2002 года, Стокгольм, Швеция) — шведская писательница, автор ряда всемирно известных книг для детей, в том числе трилогии о Малыше и Карлсоне и трилогии про Пеппи Длинныйчулок.

Биография

Детство

Астрид (третья слева) с родителями, братом и сёстрами
Астрид Эрикссон, 1923 год

Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, на хуторе Нес близ Виммербю в лене Кальмар, в крестьянской семье. Её родители, отец Самуэль Август Эрикссон (1881—1969) и мать Ханна Йонссон (1887—1961) поженились только после 17 лет знакомства и поселились в пасторской усадьбе на окраине Виммербю. Девочка неоднократно слышала романтичную историю своих родителей: они дружили с детства и только через много лет осознали свои чувства друг к другу. Астрид стала их вторым ребёнком. У неё был старший брат Гуннар (27 июля 1906 — 27 мая 1974) и две младшие сестры — Ханна Ингрид Стина (1 марта 1911 — 27 декабря 2002) и Ингегерд Бритта Саломе (15 марта 1916 — 21 сентября 1997).[1]

Её родители воспитывали детей в лютеранских традициях, но при этом им давали полную свободу. Детство в повлияло на многие книги Линдгрен: Эмиль из «Приключе­ний Эмиля из Лённеберги» — это старший брат Астрид Гуннар, Мадикен из Юни­баккена из одноимённой книги — её лучшая подруга, с которой они лазили по деревьям и крышам. Игры и приключения детской компании из Бюллербю («Мы все из Бюллербю») целиком основаны на событиях из детства писатель­ницы.

Своё детство она называла счастливым и указывала на то, что именно оно служит источником вдохновения для её творчества. Об особых отношениях в семье писательница с большой симпатией и нежностью рассказала в единственной своей книге, не обращённой к детям, — «Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта» (1973).[2]

Начало творчества.

В 1944 году Астрид предлагает свою первую рукопись под названием «Пеппи Длинныйчулок» в издательство «Бонниер», которое отвечает ей отка­зом. В том же году небольшая повесть Линдгрен «Бритт Мари изливает душу» получает вторую премию в 1200 крон на конкурсе книг для де­во­чек, объявленном издательством «Рабен и Шёгрен». Владелец издательства Ханс Рабен был страшно разочарован тем, что конкурс выиграла обычная домохозяйка, но спустя год он согла­­сился опубликовать «Пеппи»: книга пользуется невероятным успехом. В 1946 году Астрид приглашают на должность редактора в то же издатель­ство. Там она проработает до выхода на пенсию в 1970 году.

В 1950–60-е годы Астрид Линдгрен пишет самые известные книги: «Мио, мой Мио» (1954), трилогию о Карлсоне (1955–1968), «Расмус-бродяга» (1956), «Мадикен» (1960), «Эмиль из Лённеберги» (1963), «На острове Сальткрока» (1964). В 1958 году получает самую престижную в мире детской литературы премию имени Ханса Кристиана Андерсена.[2]

История создания «Пеппи Длинныйчулок»

В 1934 году у Стуре и Астрид родилась дочка Карин. Когда ей было семь лет, она заболела воспалением легких и попросила маму что-нибудь рассказать. «Что именно?» — спросила та. «Расскажи о Пеппи Длинныйчулок!» — предло­жила Карин, на ходу сочинившая необычное имя. Несколько лет подряд Астрид продолжала придумывать истории о Пеппи, но записала их, только когда, поскользнувшись, вывихнула ногу и на некоторое время оказалась в постели. 

Когда Карин исполнилось десять, Астрид подарила ей законченную рукопись, а второй экземпляр отправила в крупнейшее шведское издательство «Бонниер». Астрид переработала рукопись, убрав самые резкие моменты и поправив стилистику. Первый вариант был опубликован в 2007 году.[3]

«Мио, мой Мио»

В начале 1950-х, возвращаясь вечером с работы через парк Тегнера, Астрид увидела одинокого мальчика, сидевшего на скамейке. Она незаметно просле­дила за ним до подъезда в доме 13В на улице Упландсгатан: так возник образ Буссе — нелюбимого ребенка в прием­ной семье, ставшего главным героем «Мио, мой Мио» (1954). Герой книги также живет на Упландсгатан , терпит ругань и придирки приемных родителей и мечтает о настоящем отце.

Тема одиночества и сиротства прослежи­вается почти во всех книгах Астрид — усыновленный Мио, осиротевшая Пеппи, Расмус из книги «Расмус-бродяга» (1956). Возможно, таким образом Астрид пережи­вала одиночество своего сына, который первые три года жизни провёл в приёмной семье.[2][3]

Цикл о Карлсоне

Цикл о Карлсоне состоит из трех книг: «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (1955), «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» (1962) и «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять» (1968).

История появления Карлсона с каждым годом обрастает все новыми мифами. Шведские критики не раз отмечали, что Астрид списала своего персонажа с Мистера О’Мэлли из популярных в 1940-е годы комиксов американца Кро­кетта Джонсона. В них к мальчику по имени Барнаби Бакстер перед сном через окно неожиданно прилетает существо с розовыми стрекозьими крыльями, похо­жими на пропеллер. Мистер О’Мэлли был примерно 90 сантиметров ростом, состоял в Обществе эльфов, лепреконов, гномов и маленьких человеч­ков. Волшебной палочкой ему служила наполовину выкуренная гаванская сигара. В России своей популярностью «Карлсон» обязан блестящему переводу Лилианны Лунгиной.[2][3]

Награды

В 1958 году Астрид Линдгрен наградили медалью Ханса Кристиана Андерсена, и ряд премий для «взрослых» авторов, в частности, учреждённую Датской академией Карен Бликсен, российскую медаль имени Льва Толстого, чилийскую премию Габриелы Мистраль и шведскую премию Сельмы Лагерлёф. В 1969 году писательница получила Шведскую государственную премию по литературе. Её достижения в области благотворительности были отмечены Премией мира немецкой книготорговли за 1978 год (22 октября 1978 г.) и медалью Альберта Швейцера за 1989 год (присуждается американской организацией (Animal Welfare Institute).[4]

Личная жизнь

Первая любовь Астрид Линдгрен оказалась несчастливой. Её возлюбленный — редактор журнала «Виммербю» Аксель Блумберг — был женат. 17-летняя журналистка забеременела от старшего на 30 лет мужчины, когда он разводился. Она родила мальчика Ларса в Копенгагене. До 5 лет ребёнок воспитывался в семье приемных родителей Стивенсонов. В Стокгольме Астрид познакомилась с Нильсом Стуре Линдгреном. После свадьбы в 1931 году Линдгрен забрала сына, а через 3 года родила дочь Карин. Нильс усыновил Ларса и дал ему свою фамилию. Супруги прожили в счастливом браке 21 год. В 1952 году скончался муж писательницы. В 1961 году не стало мамы, а через 8 лет и отца. Трагическим оказался для Астрид 1974 год: навсегда ушли брат и друзья детства. И настоящее горе обрушилось на неё в 1986 году, когда умер её сын.[1]

В конце жизни Линдгрен осталась одна в стокгольмской квартире, где была написана «Пеппи Длинныйчулок». Дочь Карин вышла замуж, была близка с матерью до конца жизни.[2]

Память

В 2002 году шведским правительством в целях содействия развитию детской и юношеской литературы была учреждена Международная литературная премия памяти Астрид Линдгрен – одна из самых крупных в области литературы для детей и подростков.[4]

Примечания

Литература

  • Брауде Л. Ю. Скандинавская литературная сказка. М., 1979;
  • Брауде Л. Ю. Не хочу писать для взрослых!: Документальный очерк о жизни и творчестве А. Линдгрен. Л., 1987
  • Линдгрен, Астрид : [арх. 4 января 2023] / Мацевич А. А. // Лас-Тунас — Ломонос [Электронный ресурс]. — 2010. — С. 495. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 17). — ISBN 978-5-85270-350-7.
  • Меткаф Э.-М. Астрид Линдгрен. // Пер. с англ. Т. Доброницкой. — Мальмё: Шведский институт, 2004. — (Шведские портреты) — 41 с. — ISBN 91-520-0724-3
  • Новицкая И. Я. Становление художественного мира Астрид Линдгрен: монография / Моск. государственный университет им. М. В. Ломоносова, Фак. журналистики, Каф. зарубеж. печати и лит. — М.: ВК, 2004. — 466 с. ISBN 5-98405-010-2 1000
  • Стремстедт М. Великая сказочница: Жизнь А. Линдгрен. М.: Аграф 2002. 304 с
  • Edström V. A. Lindgren och sagans makt. Stockh., 1997;

Ссылки