Свастика

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»


Вариации свастики по всему миру

Свастика — крестообразный знак с загнутыми концами. Сва́стика (ярга[1], символ «卐» или «卍», санскр. स्वस्स्िक от स्वस्स्ि, свасти — приветствие, пожелание удачи, благоденствие, от सु, су — «добро, благо» и अस्स्ि, асти — «есть, быть») — крест с загнутыми под прямым углом концами («вращающийся»)[2]. Символ, который имеет различные культурные и религиозные значения в разных частях мира. В западной культуре свастика ассоциируется с символикой преступлений нацистского режима во время Второй мировой войны. В других культурах свастика воспринимается как символ счастья, удачи, равновесия и благополучия. В индуистской, буддийской и других азиатских традициях свастика часто ассоциируется с духовными понятиями и используется в качестве религиозного символа[3].

Альтернативные названия

Альтернативными историческими английскими вариантами написания санскритского слова «свастика» являются: «суастика», «свастика», а также «свастика». Кроме того, ей присваиваются и другие названия:

Индуистская свастика
  • «кривой крест»;
  • «крест скрещенный» или «nnee» (в геральдике), так как каждая рука похожа на кошку или угольник;
  • «угунскрусы» (огненный крест), также известный как «pērkonkrusts» (грозовой крест), «kāškrusts» (крюк-крест), «Laimas krusts» (крест Лаймы);
  • «филфот», возможно означающий «четыре фута», часто используемый в геральдике и архитектуре;
  • «гаммадион» или «тетрагаммадион», так как каждая рука напоминает греческую букву Г;
  • «крючок крест»;
  • «солнечное колесо», также используется как синоним солнечного креста;
  • «тетраскелион», что означает «четвероногий», особенно если он состоит из четырёх соединенных ног;
  • «Мундильфари», древнескандинавский термин, ассоциируемый со свастикой;
  • «Молот Тора», из-за связи с богом погоды Тором, но такая ассоциация может быть незаконным присвоением имени, которое должно принадлежать другому символу;
  • «Тибетская свастика», также известная как «ни бу бжи-хыил» или «четырехкратный символ тела» в тибетской традиции;

В русском языке существует более 140 названий для различных вариантов свастики, что свидетельствует о её значимости в культуре России. Некоторые из этих названий включают Коловрат, Посолонь, Свята Дар, Солнцеврат, Агни, Солнечный Крест, Солард, Светолет, Цветок Папоротника, Перунов Цвет, Боговник, Сварожич, Святоч, Яроврат, Одолень-Трава, Родимич, Чароврат и другие.

У простых крестьян были свои собственные названия для свастики в разных регионах России. Например, в деревнях Рязанской губернии её называли «ковылем», воспринимая символ как воплощение ветра. На Печоре его называли «зайцем», видя в графическом символе солнечного света, лучика или солнечного зайчика. В некоторых местах крест именовали «конём» или «конской головой», так как считалось, что конь является символом солнца и ветра. Свастики также были известны как «огнивцы» в честь солнца[1].

История возникновения

Башня Пагодо Пен, Вьетнам.
Кантарос, свастика, россетес, антическая поздне геометрическая керамика, 760 год до нашей эры, Прага Кински, NM-H10 1849, 140731

Считается, что символ встречается с 8 тысячилетия до нашей эры, предположительно выкристаллизовавшись из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившейся во время в позднего палеолита в ареале мезинской культуры, но это не совсем ясно доказано[5]. Более часто употребляется начиная с бронзового века 3 тысячи лет до н. э. в Синташтской культуре[6].

Она известна в древней доарийской культуре Мохенджо-Даро в бассейне реки Инд, около 2000 года до н. э. Свастика встречается на погребальной стеле царства Мероз, которое существовало в Северо-Восточной Африке во II—III веках до н. э. Символом свастики были также украшены золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ашанти (Гана), а также был использован в ганиянской утвари древних индейцев и на коврах персов[7].

Повсеместное распространение символа свастики может быть объяснено его простой формой, которая может возникнуть независимо в любом обществе, где практикуется плетение корзин. Свастика представляет собой повторяющийся узор, созданный краями камыша в квадратном переплетении корзин.

Открытка: Свастика, почтовый штемпель 1910 года Описание: «Открытка с древним символом свастики отправлена 1 июня 1910 года из Рочестера, Нью-Йорк, Дж. Б. Мерроу, Фэр-Хейвен, Коннектикут».
Кинтанилья-де-ла-Куэса Римская вилла Техада Комната 17 Мозаика Свастики

Одна из таких теорий связывает её происхождение с символами креста и «солнечного колеса» религии бронзового века. Другие теории предлагают объяснение через культурное распространение или коллективное бессознательное Карла Юнга[8].

В исторических записях находятся артефакты с мотивом свастики, включая образцы из палеолита и бронзового века. Однако самые ранние продолжительные использования мотива свастики относятся к неолитической эпохе. Мотив был обнаружены в разных культурах от Ирана до России. Термин «свастика» используется только на санскрите и в родственных языках, хотя этот символ встречается во многих культурах[4].

В китайском и японском языках свастика представляется в виде иероглифа и имеет несколько значений. Одно из таких значений в этих культурах — число 10000, которое символизирует великое количество или безграничность. Кроме того, в Китае и Японии свастику традиционно толкуют как символ вечности и используют для выражения пожелания долгой жизни на 10000 лет (по-японски — «Банзай»).

Свастика является священным символом в буддизме и джайнизме. В этих религиях свастика часто ассоциируется с добром, удачей, радостью и благополучием. Она используется в обрядах и ритуалах, а также в качестве декоративного элемента в храмах, статуях и других священных предметах[3].

Свастика в России

Свастичный орнамент в Петербурге на улице Правды 17

В вышивках народов Поволжья применялись и право- и левосторонние свастики, каждая из которых символизировала определённые значения. Правосторонняя свастика, которая вращается по часовой стрелке (вправо), олицетворяет день и выражает стремление ко всему, что связано с жизнью, положительными качествами и активным мужским началом. Символически она представляет новое рождение и естественный порядок вещей во вселенной. Наоборот, левосторонняя свастика, которая вращается против часовой стрелки, означает ночь и указывает на умирание, отрицание положительного и пассивность поведения. Вместе эти два символа выражают противоположные аспекты жизни.

Эти свастики были часто использованы в вышивках на воротах, оплечьях, груди, рукавах и подоле рубашек в качестве оберега. Символический смысл свастики как амулета заключался в защите от негативных сил и обеспечении благополучия. Они напоминали о непрерывности жизненного цикла, где смена дня и ночи, смерти и нового рождения являются естественным порядком вещей[7].

В сельской местности до сих пор на древние праздники женщины носят нарядные сарафаны и рубашки, вышитые свастиками различной формы. Мужчины пекут пышные караваи и сладкое печенье, украшенные коловратом. Русский танец «хоровод» содержит ту же глубокую символику, что и графическое изображение свастики. Иное название «хоровода» — «коловрат». В русской культуре свастика имела большое значение, выражая символические аспекты связанные с солнцем, ветром и счастьем. Её формы и названия различались в разных регионах, что отражает многообразие культурного наследия в России.

Крест и свастика являются символами огня и молнии. Они имели символическое значение и использовались в народном творчестве как обереги и символы солнца. В русской традиции, местные жители использовали свастику и крест в вышивке для молодоженов. Эти символы вышивались на одежде, которые считались символом вечности, счастья и зари. Такие вышивки символизировали желание счастливой и долгой жизни для молодых супругов[1].

Крест и свастика имеют важное значение в народном творчестве разных культур и используются в различных контекстах. Они символизируют различные аспекты, от солнца и счастья до защиты и спасения. Эти символы демонстрируют богатство и многообразие культурного наследия, которое передается через поколения.

Павел Иванович Кутенков изучал распространения свастики в Новгородской земле, Вологодской, Тверской, Архангельской, Вятской, Костромской, Пермской, Забайкалье и Алтае и описал его в книге «Ярга-свастика — знак русской народной культуры». В ней он приводит таблицы с характерными начертаниями свастик, использовавшихся на территории России в период с I по XX века нашей эры[1].

До сороковых годов XX века свастика была широко использована в русской этнографии и представлена на различных предметах народной культуры, таких как вышивки, резьба по дереву, роспись и других ремеслах. Однако с началом Великой Отечественной войны на знак свастики было наложено негласное «табу». Это связано с использованием свастики нацистским режимом в качестве символа нацистской идеологии и германских вооруженных сил.

В отдаленных районах Севера России, таких как Вологодская и Архангельская области, знак свастики используется до сих пор. Это связано с особенностями и сохранением традиций в этих местах. Знак свастики в этнографии Севера может иметь свои собственные местные значения и символическую интерпретацию, отличные от периода нацистской оккупации[7].

Свастика как символ национал-социализма в Германии

Испанские и немецкие офицеры в Берлине во время визита делегации франкистской Испании в штаб дивизии Лейбштандарт-СС «Адольф Гитлер».

В конце XIX века Гвидо фон Лист опубликовал книгу под названием «Мистериальный язык индо-германцев». В ней он утверждал, что обнаружил в германской традиции следы предков, обитавших в древности на континенте Арктогея[9]. Столица этой древней земли называлась Туле. После 1908 года, фон Лист продолжал публиковать работы, посвященные рунам и другим символам. Одной из ключевых концепций Фона Листа была связь свастики с огненной метлой и созданием мира[10]. Он называл свастику «дважды высокой священной тайной постоянного рождения». Он придал свастике символическое значение, связанное с пробуждением и творением. Во время Первой мировой войнычлены антисемитских социалистических группировок в Германии и Австрии присваивали ей значение «арийской» расовой чистоты и использовали её как часть своей идеологии[11].

Политическое использование свастики приобрело более широкую популярность после прихода Адольфа Гитлера к власти. Гитлер обладал способностью манипулировать массовым сознанием. Он видел в свастике возможность для создания мощного и узнаваемого символа своей нацистской партии. В августе 1920 года Гитлер впервые поместил свастику на нацистских знаменах, чтобы придать своей партии символическую силу и привлекательность. Свастика стала неразрывно связана с нацистским режимом и ассоциировалась с его идеологией и пропагандой. Согласно свидетельствам Конрада Хайдена, биографа Гитлера, символ свастики появился рядом с Гитлером на его первом публичном выступлении в 1921 году. Гитлер сам описал эффект, который создало развертывание нового красного знамени с чёрной свастикой в белом диске, как «эффект разорвавшейся бомбы». Использование свастики Гитлером и нацистской партией было сознательной стратегией для создания символа, который стал визуальным представлением их идеологии и власти[12].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Кутенков П.И. Ярга-Свастика - Знак Русской народной культуры. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — С. 231. — 449 с.
  2. Москвин А. Ю. История свастики с древнейших времен до наших дней. — Нижний Новгород: Книги, 2008. — С. 15. — 527 с.
  3. 3,0 3,1 Символ и философия свастики у разных народов. Конт. Дата обращения: 2 ноября 2023.
  4. 4,0 4,1 Laura McKinney. Laura McKinney // Большая энциклопедия 2023 : сайт. — 2023. — 3 ноября.
  5. Голан А. Свастика . Миф и символ. Иерусалим. — М.: Русслит, 1991. — С. 121. — 123 с.
  6. Соловьёв С.Ю. Свастика, левая и правая. Истинное значение этих знаков // Синергия наук : журнал. — 2017. — № 18. — С. 1799—1806.
  7. 7,0 7,1 7,2 Ковалева В.В. Символ солнца, вращающий мир // Финно-угорский мир : журнал. — 2010. — № 1. — С. 70—71.
  8. Юнг К.Г. Символы и метаморфозы либидо. — СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа, 1994. — С. 38. — 416 с. — ISBN 5-85084-003-7.
  9. Матвейчев О.А. Гиперборейский вопрос в ХIХ-ХХ веках // Науч. ежегодник Ин-та философии и пра- ва Урал. отд-ния Рос. акад. наук : Сборник. — 2018. — Т. 18, № 5. — С. 67—85..
  10. Лист, Гвидо фон. Тайна рун / Перевод Л. Колотушкиной, общая редакция А. Платонов. — М.: София, Гелиос, 2001. — ISBN 5-34400095-2.
  11. Исаев Р.О. Семиотическая организация массового сознания (на примере Германии накануне Второй мировой войны) // Основы экономики, управления и права : Журнал. — № 4. — С. 84—87.
  12. Маковский Ю.В. Символика нацистского движения в Германии в 1920 - 1940 - е гг. // Вестник Омского государственного педагогического университета. : Журнал. — 2013. — № 1. — С. 104—106.