Сычков, Федот Васильевич
Сычков, Федот Васильевич | |
---|---|
Дата рождения | 1 марта (14 марта) 1870 |
Место рождения | Кочелаево, Наровчатовский уезд, Пензенская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 3 августа 1958 (88 лет) |
Место смерти | Саранск, РСФСР, СССР |
Гражданство | Российская империя → СССР |
Род деятельности | Художник |
Награды и премии |
Заслуженный деятель искусств Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики (МАССР). Заслуженный деятель искусств РСФСР. Народный художник Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики |
Медиафайлы на Викискладе |
Федо́т Васи́льевич Сычко́в (1 марта (14 марта) 1870, село Кочелаево Наровчатовского уезда Пензенской губернии (ныне Ковылкинский район Республики Мордовия) — 3 августа 1958, город Саранск) — российский, советский художник -живописец. Был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики (МАССР) в 1937 году, Заслуженного деятеля искусств Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) в 1950 году и носил звание Народного художника Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики (МАССР) с 1955 года[1].
Биография
Федот Васильевич Сычков родился в селе Кочелаево в бедной крестьянской семье. Уже в раннем детстве он потерял отца, который работал бурлаком и изнурительной тяжёлой работой надорвался. Мать Федота вынуждена была пойти с сыном просить милостыню по селу. Этот факт из жизни художника всегда вызывал у него горечь.
Учился в трёхклассной земской школе села Кочелаева и уже с раннего детства проявил способности к рисованию. Он занимался рисованием у своего учителя в школе, Пётра Евдокимовича Дюмаева. Позднее Федот работал в иконописной мастерской, писал фрески в церквах и создавал портреты по фотографиям. С 1885 года по 1887 год он работал в городе Сердобске, Пензенская губерния, у подрядчика иконописцев Д. А. Решетникова. С 1892 года Федот Сычков жил и работал в городе Санкт-Петербурге. Там он обрёл счастье в личной жизни благодаря браку с Лидией Анкудиновой.
Федот написал портрет своей будущей жены и влюбился в неё с первого взгляда. В 1903 году они поженились и отправились в путешествие по Европе. В 1917 году вернулись и поселились на родине художника в селе Кочелаево. Лидия Васильевна была его преданной помощницей и музой, а также натурщицей для многих известных работ Федота. Она также отвечала за шитьё нарядов для натурщиков.
Последние два года своей жизни Федот Сычков провёл в городе Саранске и скончался там 3 августа 1958 года[2].
Творческий путь
Встреча Федота Сычкова с генералом Иваном Араповым
История успеха Федота Сычкова началась, когда владелец поместья Воскресенская Лашма генерал Иван Андреевич Арапов увидел у уездного исправника портрет. Генерал не поверил: что за самоучка объявился в селе, расположенном всего в 14 вёрстах от его имения. Деревенского художника немедленно доставили к генералу, который велел Федоту Сычкову написать его портрет. Тот справился всего за несколько сеансов. Генерал был удивлён скоростью и качеством работы. Незадолго до встречи с Сычковым Арапов принимал участие в закладке станции железной дороги, которая должна была пройти по его землям. И генерал решился на эксперимент. Он предложил самоучке сделку: если Федот возьмётся по рассказам и фотографиям написать многофигурную картину на сюжет закладки станции и справится с работой, то генерал выхлопочет ему обучение в городе Санкт-Петербурге. Федоту Сычкову, родившемуся в 1870 году, тогда было 22 года. Семья его состояла из двух сестёр и больной матери. Учился он ремеслу в иконописных артелях, затем писал на заказ иконы и портреты в родном селе. Надо было изобразить около 400 персонажей, присутствовавших на закладке станции. Федот согласился. Через два с половиной месяца Арапов отвёз готовую картину в город Петербург и показал её директору Рисовальной школы художников Евгению Сабанееву. Тот согласился зачислить «кочелаевского Рафаэля», как его прозвал Арапов, в число учеников[3].
Годы жизни в Петербурге
В 1892 году состоялся отъезд в город Санкт-Петербург. В товарном вагоне с 8 лошадьми Сычков прибыл в город Санкт-Петербург и вместе с конюхами и кучерами поселился в подвале дома своего благодетеля на Караванной улице. В 1895 году будущий народный художник Сычков Федот Васильевич заканчивает за три года шесть курсов Рисовальной школы и становится вольным слушателем в Высшем художественном училище, находящимся при Академии художеств. В годы обучения формируется основной стиль и тематика его картин. Жизнь крестьянских семей, отражение крестьянского быта, праздников — всё это становится главным направлением во всех произведениях.
В 1898 году старший сын Пушкина, Александр Александрович, приехал из Москвы в Санкт-Петербург и остановился у генерала Шипова. Тогда его сводной сестре, дочери Натальи Николаевны Ланской (в девичестве — Гончарова, в первом замужестве — Пушкина), Александре Петровне Араповой, пришла мысль заказать портрет родственника. Сын Пушкина пробыл в городе Петербурге всего три дня, но всё-таки нашёл время для позирования. Взяться за срочную работу Арапова попросила малоизвестного тогда живописца, вольного слушателя Академии художеств Федота Сычкова.
Примерно в то же время Сычков по просьбе Араповых снял копии с портретов Натальи Николаевны Ланской. Один — с акварели Владимира Гау, второй — с акварели архитектора Александра Брюллова, брата знаменитого живописца. Причём в последней копии в портрет была внесена поправка: Наталья Николаевна была написана не с русыми волосами, как на оригинале, а брюнеткой. Об этом живописца попросили дети Натальи Николаевны, такой они её помнили. Эта история, рассказанная самим Сычковым, была опубликована в газете «Красная Мордовия» в 1937 году. Художник добавил, что отказаться от этого срочного заказа Араповых он не мог. Ведь именно этой семье он был обязан тем, что из далекого села Кочелаево Наровчатовского уезда Пензенской губернии приехал учиться в город Санкт-Петербург[4].
Встреча с Репиным
В петербургском доме Арапова Федот познакомился со своим кумиром — Ильёй Репиным. Вновь он встретился с ним на испытаниях при поступлении в академию. Репин узнал Сычкова и поинтересовался, много ли тот читает. Тот ответил, что времени не хватает. Репин посоветовал всё же находить время на книги. Этюд Сычкова мастер одобрил и дал совет, который художник помнил до конца жизни и привёл в своей автобиографии[5]:
«Картине невозможно существовать, если в ней не отражён внутренний мир человека, его духовное лицо».
В годы учёбы в Академии художеств Сычков много раз бывал в квартире Репина. Только скромность помешала ему напроситься в мастерскую великого художника. Илья Ефимович посоветовал Федоту записаться в мастерскую батальной живописи Николая Дмитриевича Кузнецова. После Кузнецова мастерскую батальной живописи возглавил Павел Осипович Ковалевский, у которого Сычков окончил обучение. Для своей выпускной работы воспитанник мастерской батальной живописи вполне предсказуемо выбрал сюжет, связанный с военной темой: на завалинке избы сидит деревенский подросток с письмом в руках, а вокруг него собралась толпа народа. Это картина «Вести с войны». 2 ноября 1900 года совет Императорской Академии художеств присудил Сычкову звание художника живописи, правда, без выдачи диплома: сказалось отсутствие образовательного ценза, ведь Федот окончил только три класса земской школы. Однако это не мешало художнику выставляться на ежегодных выставках академии и даже шесть лет подряд получать премии за работы в бытовом жанре. Работы Сычкова высоко оценивал Илья Репин, написавший в записке молодому коллеге:
Сычков — хороший живописец. | ||||
Илья Репин
|
Записку эту Федот Васильевич берёг как самый ценный и не подлежащий сомнению документ, подтверждающий его творческую зрелость и право называться художником[5].
Возвращение Федота Сычкова на родину
Художник Федот Васильевич Сычков никому не говорил, но и не скрывал, что портреты, которые он делал на заказ в городе Санкт-Петербурге, приносили ему неплохой доход. Однако после революционных событий, произошедших в 1917 году, всё его нажитое благополучие, заработанное многолетним и тяжёлым трудом, было уничтожено. В письмах к друзьям Сычков говорил о том, что его мастерскую и квартиру на острове Васильевского проспекта в городе Петербурге буквально разграбили и разрушили. Многие его картины пропали бесследно и остались только в виде репродукций на открытках, газетах и журналах, выпущенных до революции. Оставшись без средств к существованию и заказчиков, Сычков и его жена спешно уехали из голодного Петербурга в родное село Кочелаево. Хотя у них не было крыши над головой в деревне, имелись только больная мать и младшая сестра по имени Екатерина. Художник и его жена уместились в одной комнате и только позже устроили мастерскую[6].
Питерский друг Сычкова и ещё один излюбленный ученик Репина, Константин Вещилов, последовал за Федотом и покинул революционную столицу. Быстро осознав, что в провинциальной глубинке Кочелаево художники не смогут заработать, Вещилов уговорил Сычкова переехать в соседний город Наровчат. Там уже существовал театр, и художники занимались оформлением спектаклей, за что им выдавали гонорары деньгами, продуктами или вещами. Предприимчивый Вещилов, который вскоре женился на родственнице Лидии Сычковой, умел находить заказы даже в глубинке. Вместе с Федотом они оформляли улицы и железнодорожную станцию Арапово (ныне город Ковылкино) агитационными плакатами. 20 июня 1919 года газета Наровчатского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов «Плуг и молот» сообщила о первой выставке картин. В информации упоминается восторженный отзыв о картинах «местного художника Сычкова»: «Выставка вызывает живой интерес у публики, особенно благодаря тому, что художник Вещилов знает толкование картин Сычкова… и рассказывает краткую биографию художника Сычкова…»[6].
Важные вехи в творчестве Федота Сычкова
- В 1900 году Сычков награждён званием «художник» за свою работу «Вести с войны».
- В 1905 году он получил премию имени Архипа Ивановича Куинджи на Весенней выставке в Академии художеств за картину «Мяльщицы льна». Он также был избран членом Комитета Общества взаимного вспомоществования русских художников.
- В период с апреля 1908 года по октябрь 1908 года Сычков совершил путешествие по Западной Европе со своей женой. Побывав в Италии, Франции и Германии, он привёз множество пейзажей Рима, Венеции, Ментона и морского побережья.
- В период с 1909 года по 1917 год работы Сычкова неоднократно были отмечены на российских и международных художественных выставках.
- С 1918 года по 1920 год он принимал участие в оформлении революционных праздников в городе Наровчате, на станции Арапово и в своем родном селе Кочелаеве. После представления революционной тематики, включая работу «Владимир Ильич Ленин освобождает из тюрьмы угнетённых пролетариев всего мира», Федот Сычков вскоре вернулся к своим любимым темам, таким как портреты крестьянских детей и девушек, а также пейзажи.
- В 1937 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Мордовской АССР»[7].
- В 1950 году присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
- В 1955 году Федоту Васильевичу Сычкову присвоено звание Народного художника Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики (МАССР).
Особенности творчества
Творчество Федота Сычкова отличается исключительной цельностью. Он навсегда положил свои симпатии на одну тему — жизнь своего родного села Кочелаева, где он прожил большую часть своей жизни. В своих произведениях он отображает труд, праздники односельчан и природу родной земли. Он видел и ценил особые черты в народе, из которого он вышел и среди которого жил — оптимизм и любовь к жизни. На своих картинах Федот Васильевич Сычков изображал самых разных людей, но несмотря на конкретность изображений, каждый образ был общим. Все портреты обычно отражали самые светлые и яркие эмоции людей. Люди изображены настроенными позитивно, их глаза наполнены светом, их позы динамичны. Яркость красок, сияние солнечного света и снега создают неповторимый образ простой деревенской жизни. Федот Сычков смог отразить особую красоту в своём творчестве, и его стиль стал легко узнаваемым среди множества других художников. В его портретах нет места классической красоте. Герои его картин — это здоровые, сильные люди. Его произведения отражают радость бытия, обаяние молодости, источник жизненных сил. Картины наполнены сильными, крепкими фигурами с румянцем, полными щеками и широкими улыбками. Ещё одной любимой темой художника было изображение детей. В них можно заметить, насколько точно художник передаёт трудовую закалку, присущую деревенской детворе. Это придаёт его образам особую прелесть[8].
Известные картины Федота Сычкова
Наиболее известные картины художника.
- «Портрет Анны Ивановны Сычковой, матери художника» 1898 год.
- «Вести с войны» 1900 год.
- «Женский портрет» 1903 год.
- «Портрет в чёрном» 1904 год.
- «Мяльщицы льна» 1905 год, премия имени Архипа Ивановича Куинджи на Весенней выставке в Академии художеств — 1905 год.
- «Подружки» 1909 год.
- «С гор» 1910 год.
- «Пляска» 1911 год.
- «Возвращение с сенокоса» 1911 год.
- «Катание на масленице» 1914 год.
- «Возвращение с ярмарки» (первая премия на закрытом Всероссийском конкурсе Общества поощрения художеств — 1910 год)
- «Деревенская свадьба» 1911 год.
- «Водосвятие» 1916 год.
- «Христославы» 1935 год.
- «Трудный переход» за неё получил поощрительную премию на Международной выставке в Риме — 1911 год, премию на Весенней выставке в Академии художеств — 1913 года.
- «Праздничный день» 1927 год.
- «Праздничный день. Подруги. Зима» 1929 год.
- «Выходной день в колхозе» 1936 год.
- «Колхозный базар» 1936 год.
- «Учительница-мордовка» 1937 год.
- «Портрет художника Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова» 1937 год.
- «Трактористки-мордовки» 1938 год.
- «Праздник урожая» 1938 год.
- «Вручение акта на вечное бесплатное пользование землёй» 1938 год.
- «Возвращение из школы» 1945 год.
- «Встреча героя» 1952 год.
Галерея
Федот Васильевич Сычков создал около 600 произведений и написал более 1000 этюдов. Великое наследие художника распространилось по всей стране. Его работы хранятся во многих музеях и частных коллекциях. Основная часть художественных произведений находится в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи.
Увековечение памяти Федота Сычкова
- С 1960 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени Степана Дмитриевича Эрьзи размещена постоянная экспозиция произведений Федота Сычкова (в фондах этого музея находится самая большая коллекции живописных и графических работ Сычкова — около 600 произведений, включая этюды и эскизы).
- В 1970 году к 100-летию со дня рождения выдающегося живописца, был издан приказ Министерства культуры Мордовской АССР об открытии на родине художника мемориального музея. Дом-музей Ф. В. Сычкова был открыт 11 марта 1970 года в селе Кочелаево после некоторой реконструкции помещений[9].
- Саранское художественное училище имени Федота Васильевича Сычкова.
- В 1970 году была выпущена почтовая марка «Художник Ф. В. Сычков». На марке изображён портрет Ф. В. Сычкова на фоне его картины «Катание с гор» в 1910 году.
- Саранское художественное училище имени Федота Васильевича Сычкова в 1977 году.
- Памятник Федоту васильевичу Сычкову в селе Кочелаево в 2017 году.
Примечания
- ↑ Сычков Федот Васильевич . biographe.ru. Дата обращения: 30 января 2024.
- ↑ Федот Васильевич Сычков . biographe.ru. Дата обращения: 29 января 2024.
- ↑ Русский Мир.ru . m.rusmir.media. Дата обращения: 29 января 2024.
- ↑ Художник из Кочелаева . m.rusmir.media. Дата обращения: 29 января 2024.
- ↑ 5,0 5,1 Художник из Кочелаева . m.rusmir.media. Дата обращения: 29 января 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Почему Федот Сычков бежал из столичного Петербурга в Кочелаево . Известия Мордовии. Дата обращения: 29 января 2024.
- ↑ Художник Сычков Федот Васильевич: биография, особенности творчества и интересные факты. Сычков федот васильевич картины Какое село мордовии является родиной художника сычкова . status-lady.ru. Дата обращения: 30 января 2024.
- ↑ Федот Васильевич Сычков . biographe.ru. Дата обращения: 30 января 2024.
- ↑ Художник из Кочелаева . m.rusmir.media. Дата обращения: 30 января 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |