Портрет (повесть)

Материал из «Знание.Вики»
Портрет
Портрет
Издание
Жанр повесть
Автор Николай Гоголь
Язык оригинала русский
Дата написания 18331834 год
Дата первой публикации 1835 год в сборнике «Арабески»
Издательство «Вдова Плюшар с сыном».

«Портрет» — повесть Николая Васильевича Гоголя написанный им в 18331834 годы. Впервые опубликована в 1835 году в сборнике «Арабески» вышедшей в типографии «Вдова Плюшар с сыном». В 1842 году напечатана в сборнике «Петербургские повести» журнала «Современник».

Предистория

Повесть Николая Васильевича Гоголя, написанная им в 18331834 годы. Первые наброски повести относятся к 1833 году; повесть состоит из двух частей, вторая часть — приквел первой. Впервые опубликована в январе 1835 года в сборнике «Арабески», вышедшем в типографии «Вдова Плюшар с сыном». В 1841—1842 годах Гоголь существенно перерабатывает повесть: на смену романтическому беспокойству приходит живой разговор, на смену заворожённости приходит ирония, хотя общие черты остаются такими же. Литературный критик Павел Анненков вспоминал об обстоятельствах создания второй редакции повести: «она писалась в перерывах между работой над поэмой, одновременно с пьесой из жизни запорожских казаков...». В 1842 году напечатана в сборнике «Петербургские повести» журнала «Современник». По воспоминаниям того же Анненкова, Гоголь видел в журнале, основанном Александром Сергеевичем Пушкиным, святыню и своей повестью отдавал дань памяти великому поэту[1][2][3]. В 1873 году повесть вошла в сборник «Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах» типографии А. И. Мамонтова; в 1893 году вошла в том первый сборника «Сочинения Николая Гоголя в пяти томах» издательства А. Ф. Маркса; в 1899 году вошла в «Полное собрание сочинений в одном томе» «издательства Вольфа». В последующем эта повесть была переведена на английский, французский, итальянский, болгарский и эстонский языки[4].

Основные персонажи

  • Чартков Андрей Петрович — талантливый художник, который после приобретения портрета ростовщика загубил свой талант, начав рисовать портреты на заказ; постепенно сходит с ума и умирает
  • Отец художника Б. — коломенский художник-самоучка, писавший картины для церкви, нарисовал портрет ростовщика, ушел в монастырь
  • Художник Б. — сын художника, который написал портрет ростовщика, рассказчик во второй части
  • Ростовщик — высокий смуглый мужчина с большими «необыкновенного огня глазами». По национальности он был индеец, грек или персиянин, всегда ходил в азиатской одежде[1][2][5].

Сюжет

В картинной лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков за последний двугривенный покупает портрет «работы высокого художника» на котором изображён старик в азиатских одеждах с лицом бронзового цвета, скулистым и чахлым, который привлёк его внимание тем, что глаза изображённого выглядят совершенно как живые. Придя домой, он не может отделаться от впечатления, что старик с картины пристально смотрит на него. Ночью во время сна старик на портрете ожил и вышел из рамы с мешком, набитым деньгами. Сев возле Чарткова, он вытащил из складок одежды мешок и высыпал из него свертки с червонцами. Пока старик пересчитывал деньги, художник незаметно забрал себе один из откатившихся свертков. Пересчитав своё богатство, старик вернулся в картину. Утром к художнику пришли хозяин жилья с квартальным надзирателем, чтобы узнать, когда он отдаст деньги за жилье. Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и на пол упал один из приснившихся художнику свертков. На полученные чудесным образом деньги Чартков покупает новую одежду, снимает прекрасную квартиру на Невском проспекте и дает объявление в газету о том, что готов писать картины на заказ. Первыми к нему приходят богатая дама с дочерью Лизой. Женщина просит убрать «дефекты» лица дочери и в итоге довольная покупает недоработанный эскиз лица Психеи, приняв его за портрет Лизы. Чартков становится модным художником, его любят в высшем свете. Он становится скрягой и мизантропом. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а заказные маски. О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко, утверждая что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства. Однажды увидев на выставке Императорской академии художеств картину одного из своих прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства. Только теперь Чартков понял, насколько бездарные картины он рисовал. Он пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не выходит. Художник приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло. Чартков запирается в своей мастерской и пытается создать что-то подобное, однако у него ничего не получается; тогда он завидуя настоящим художникам начинает скупать живописные шедевры и уничтожать их при этом смеясь. Постепенно Чартков впадает в безумие, ему везде мерещились глаза старика с портрета и он не выдержав этого умерает.

Вскоре на одном из аукционов выставляется среди прочих предметов искусства портрет «какого-то азиатца» с «необыкновенной живостью глаз», когда-то купленный Чартковым. Когда цена в ходе торгов значительно возрастает, появляется художник Б. и заявляет, что обладает особыми правами на эту картину. В подтверждение своих слов он рассказывает свою историю. Когда-то в Коломне жил ростовщик, который всегда мог снабдить нужной сумой денег любого человека в городе. Казалось, что он предлагал выгодные условия, но в итоге людям приходилось платить «непомерные проценты». Сделка с ростовщиком неизменно приносила его клиентам несчастья: молодой вельможа сошел с ума, а благородный князь чуть не убил собственную жену и покончил жизнь самоубийством. Как-то отцу художника Б. заказали изобразить портрет «духа тьмы». Мужчина считал, что идеальным прототипом стал бы ростовщик, и вскоре тот сам пришел к художнику с просьбой нарисовать его портрет. Однако чем дольше мужчина рисовал, тем большее отвращение у него вызывала работа. Когда художник сказал о своем намерении отказаться от заказа, ростовщик бросился к нему в ноги и начал умолять закончить портрет, так как только от этого зависит, останется ли он в мире. В испуге художник бросает работу и убегает из дома заказчика. Утром служанка ростовщика принесла художнику недописанный портрет, а вечером он узнал, что ростовщик скончался. С тех пор характер мужчины изменился, он начал завидовать молодым художникам. Как-то, соревнуясь с собственным учеником, художник нарисовал картину, на которой «всем почти фигурам придал глаза ростовщика». В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его у него забрал приятель. Сразу после этого жизнь художника наладилась. Вскоре он узнал, что и приятелю портрет не принёс счастья и тот отдал его племяннику, который, в свою очередь продал полотно какому-то собирателю картин. Художник понял, какую страшную вещь совершил, когда у него умерли жена, дочь и сын. Отдав старшего сына в Академию Художеств, мужчина уходит в монастырь. Много лет он не писал картин, отмаливая свой грех, но в итоге его уговаривают написать Рождество Иисуса. Увидев готовую картину, монахи были поражены мастерством художника и решили, что его кистью водила «святая высшая сила». После окончания Академии художеств художник Б. навещает своего отца. Тот благословляет и наставляет сына, говоря, что художник-создатель должен во всем уметь находить внутреннюю «мысль». Прощаясь, отец просит найти портрет ростовщика и уничтожить его. Когда художник Б. заканчивает свой рассказ оказывается, что картина пропала со стены аукциона[5][1][2]

Оценка и критика

Литературный критик Осип Сенковский в своей рецензии на выход повести в сборнике «Арабески» укоряя Гоголя за публикацию как будто бы посмертных черновиков в самом начале писательского пути, порицает напыщенные выражения вроде «ужасным смехом адского наслаждения» или сложные обороты вроде «часть исполненного звуков и священных тайн его же внутреннего мира»[6]

Литературный критик Виссарион Белинский в «Отечественных записках» довольно сильно бранил первую, а потом и вторую редакцию повести, увидев в ней интеллектуальную выдумку, «в которой нет ни капли юмора или живого участия»: «Первая часть повести, за немногими исключениями, стала несравненно лучше... но вся остальная половина повести невыносимо дурна и со стороны главной мысли и со стороны подробностей»[7]

Прозаик Владимир Короленко в своём эссе «Трагедия великого юмориста» за 1909 год считая, что вторая редакция гораздо хуже первой в художественном смысле, но важна как объяснение перехода Гоголя на реакционные политические позиции: «Гоголь испугался собственного мрачного реализма «Мёртвых душ» и решил превознести примиренческое и идеализирующее искусство (хотя на самом деле этот сюжет возник уже в редакции 1835 года, когда работа над «Мёртвыми душами» только начиналась)»[6]

На экране

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Гл. ред. Н. Л. Мещеряков; Ред.: В. В. Гиппиус (зам. гл. ред.), В. А. Десницкий, В. Я. Кирпотин, Н. Л. Мещеряков, Н. К. Пиксанов, Б. М. Эйхенбаум. — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952
  2. 2,0 2,1 2,2 Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. С. И. Машинского [и др.]. — Москва : Гослитиздат, 1959
  3. Петербургские повести / Н. В. Гоголь; [Вступит. статья С. Г. Бочарова. — Москва : Правда, 1981. — 206 с
  4. Николай Гоголь: Портрет. «Лаборатория Фантастики». Дата обращения: 15 августа 2023.
  5. 5,0 5,1 Портрет: повесть / Н. В. Гоголь ; гравюры на дереве А. И. Кравченко ; вступительные статьи П. С. Когана и А. В. Бакушинского. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1928. — 93 с.
  6. 6,0 6,1 Николай Гоголь: Портрет. «Полка». Дата обращения: 15 августа 2023.
  7. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. VI. М.; Л., 1955. С. 661.

Литература

  • Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Гл. ред. Н. Л. Мещеряков; Ред.: В. В. Гиппиус (зам. гл. ред.), В. А. Десницкий, В. Я. Кирпотин, Н. Л. Мещеряков, Н. К. Пиксанов, Б. М. Эйхенбаум. — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952
  • Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. С. И. Машинского [и др.]. — Москва : Гослитиздат, 1959.
  • Петербургские повести / Н. В. Гоголь; [Вступит. статья С. Г. Бочарова. — Москва : Правда, 1981. — 206 с
  • Портрет: повесть / Н. В. Гоголь ; гравюры на дереве А. И. Кравченко ; вступительные статьи П. С. Когана и А. В. Бакушинского. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1928. — 93 с.
  • Портрет : повесть / Н. В. Гоголь ; худож. С. Г. Гонков. — Москва : Рус. слово, 2008. — 109 с. — ISBN 978-5-9932-0045-3