Роксолана
Хюррем-султан | |
---|---|
Супруг(а) | Сулейман I |
Дети |
сыновья: Мехмед, Абдулла, Селим, Баязид, Джихангир дочь: Михримах-Султан |
Хюрре́м Хасеки́-султа́н (خرم حسکي سلطان}, тур. Hürrem Haseki Sultan, в Европе известная как Роксола́на (лат. Roxolana); ок. 1502[1] или ок. 1505[2] — 15 или 18 апреля 1558[3]) — наложница, а затем супруга османского султана Сулеймана Великолепного, хасеки, мать султана Селима II. Являлась одной из самых влиятельных женщин в Османской империи.
Настоящее имя неизвестно; вариант Алекса́ндра либо Анастасия Гаври́ловна Лисо́вская появился в поздней литературной традиции.
Происхождение
Сведения о происхождении Роксоланы, или Хюррем, – как её называл возлюбленный султан Сулейман Великолепный, противоречивы. Потому что документальные источники и письменные свидетельства, рассказывающие о жизни Хюррем до её появления в гареме, отсутствуют.
О происхождении Роксоланы известно из легенд, литературных сочинений и донесений дипломатов при дворе султана Сулеймана. Все литературные источники упоминают о её славянском происхождении.
Роксолана, она же Хюррем ( имя при рождении – Анастасия или Александра Гавриловна Лисовская; точный год рождения неизвестен, умерла 18 апреля 1558 года) – наложница, а затем жена османского султана Сулеймана Великолепного, мать султана Селима II.
Первые подробности о ранних годах жизни Роксоланы-Хюррем до попадания в гарем появляются в литературе в XIX веке, тогда как жила эта удивительная женщина в XVI веке.[4].
Легенды
Реальных фактов, подробностей происхождения и доосманского периода жизни Хюррем не известно и не задокументировано. Согласно польской литературной традиции, её настоящее имя было Александра и она была дочерью рогатинского священника Гаврилы Лисовского[5], служившего в местной церкви Святого Духа[6].
В украинской литературе XIX века её стали именовать Анастасией[7], эту версию приняли некоторые советские историки[1][8][9][2].
Галина Ермоленко, со ссылкой на Михаила Орлича[10], сообщает о якобы старой буковинской народной песне, повествующей о красивой девушке из Рогатина по имени Настусенька[11], похищенной крымскими татарами и проданной в султанский гарем.
Плен и гарем султана
Крымские татары регулярно совершали набеги на европейские города и села. Нередко налетчики похищали не только золото, продукты, но и местных девушек. Пленниц чаще всего продавали в качестве рабынь. Именно так Роксолана и попала в плен. Позже девушку продали в гарем Сулеймана. Согласно другой версии, Роксолана выступила в качестве подарка Сулейману. Когда девушка попала в гарем, ей изменили имя. Красавицу нарекли Хюррем, что можно перевести как «веселая». Историки считают, что в тот момент Роксолане было не более 15 лет.
Хюррем привлекла внимание султана, но это не нравилось другой наложнице из гарема – Махидевран, рабыня албанского или черкесского происхождения[12], Женщина родила Сулейману сына Мустафу. Наложница ревность проявляла разными способами. Однажды девушки подрались. У Хюррем появились раны на лице, клочки волос были вырваны, а платье разорвано.
Несмотря на это, Роксолану пригласили в покои к султану. Девушка отказывалась от визита, но Сулейман не стерпел такого отношения, поэтому избитая Хюррем предстала перед правителем. Султан выслушал рассказ и сделал пострадавшую девушку любимой наложницей.[13].
Жена султана
Хюррем стала первой наложницей, которую султан взял в жены. Ранее такое развитие событий было невозможным. С этого дня девушка не просто фаворитка в гареме, а жена Сулеймана. Интересно, что традиции в Османской империи не подразумевали такого исхода. Свадьбу сыграли в соответствии с местными традициями. Специально для Роксоланы султан ввел новый титул в обиход – «хасеки». Понятие подчеркивало уникальность девушки и её положения. Ранее жену правителя называли хатун.[14]
Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сохранились письма, в которых отражается большая любовь и тоска султана по Хюррем[15], которая была его главным политическим советником. Между тем, Лесли Пирс отмечает, что на ранних этапах деятельности Сулеймана он более опирался на переписку с матерью, так как Хюррем недостаточно хорошо знала язык. Ранние письма Хюррем написаны отточенным канцелярским языком, что говорит о том, что они были написаны придворным писарем[16]
15 или 18 апреля 1558 года, вследствие продолжительной болезни либо отравления Хюррем Султан умерла. Год спустя её тело перенесли в куполообразный восьмигранный тюрбе (мавзолей) проекта архитектора Мимара Синана. Мавзолей Хюррем Хасеки Султан (тур. Haseki Hürrem Sultan Türbesi) декорирован изысканными изникскими керамическими изразцами с изображениями райского сада, а также с нанесёнными текстами стихов, возможно, в честь её улыбки и жизнерадостного характера[17]. Усыпальница Роксоланы находится недалеко от мавзолея Сулеймана слева от мечети в комплексе Сулеймание. Внутри гробницы Хюррем вероятно находится гроб Ханым Султан, дочери Хатидже Султан, сестры Сулеймана.
Дети
Хюррем родила султану шестерых детей:
Сыновья:
- Мехмед (1521—1543)
- Абдулла (1522/1523—1526)
- Селим II (28 мая 1524 — 13 декабря 1574)
- ШБаязид (1525 — 25 сентября 1561)[18]
- Джихангир (1531—27 ноября 1553)
Дочь:
- Михримах (21 марта 1522— 25 января 1578)
Из всех сыновей Сулеймана I Великолепного отца-султана пережил только Селим.
В произведениях искусства
Литература
- 1633 — поэма «Преславное посольство светлейшего князя Кшиштофа Збаражского от Сигизмунда III к могущественному султану Мустафе» (Самуил Твардовский).
- 1835 — поэма «Роксолана, драма в пяти актах в стихах» (Нестор Кукольник).
- 1880 — повесть «Роксолана или Анастасия Лисовская» (Михаил Орловский).
- 1864—1869 — историческая драма в пяти действиях «Роксоляна» (Гнат Якимович).
- 1924 — исторический труд украинского востоковеда Агафангела Крымского «История Турции и её литературы», в котором Роксолане отведено более 20 страниц.
- 1930 — повесть «Роксоляна» (Осип Назарук).
- 1934 — короткий рассказ «Тень Стервятника» (Роберт Говард); в рассказе Роксолана лишь упоминается, однако главным действующим лицом является вымышленный персонаж, Рыжая Соня, по сюжету являющаяся сестрой Роксоланы.
- 1937 — короткий рассказ «Роксолана. Историческое повествование XVI века» (Антон Лотоцкий).
- 1942 — роман «Roxelane» (Йоханнес Тралов).
- 1949 — роман «Mikael Hakim: kymmenen kirjaa Mikael Carvajalin eli Mikael El-Hakimin elämästä vuosina 1527 — 38 hänen tunnustettuaan ainoan Jumalan ja antauduttuaan Korkean Portin palvelukseen» (Мика Валтари).
- 1965 — роман «Степной Цветок» (Николай Лазорский).
- 1966 — штудия «Императорская карьера Анастасии Лисовской» (Ирина Кныш).
- 1968 — повесть «Неопалимая купина» (Юрий Колисниченко).
- 1971 — поэма «Роксоляна. Дівчина з Рогатина» (Любовь Забашта).
- 1980 — роман «Роксолана (роман)» (Павел Загребельный]
- 2013 — роман «Хюррем. Знаменитая возлюбленная султана Сулеймана» (Софья Бенуа; богато иллюстрированное издание).
- 1978 — роман «Гарем» (Бертрис Смолл).
Кино
- 1990 — «Битва трёх королей» (СССР, Испания, Италия, Марокко). В роли Роксоланы — Клаудия Кардинале.
- 1996—2003 — телесериал «Роксолана (телесериал)» (Украина) — экранизация повести Осипа Назарука, в роли Анастасии-Роксоланы — Ольга Сумская.
- 2003 — телесериал «Хюрем Султан (телесериал)» (Турция), в роли Александры-Роксоланы-Хюррем — Гюльбен Эрген.
- 2008 — документальный фильм «Роксолана: кровавый путь к трону» из цикла «В поисках истины» (Украина).
- 2011—2014 — телесериал «Великолепный век» (Турция), в роли Александры-Роксоланы-Хюррем — Мерьем Узерли, с 103 серии — Вахиде Перчин.
- 2022 — фильм «Три тысячи лет желаний». Хюррем в нём сыграла Меган Гейл.
Театр
- 1761 — пьеса «Les Trois Sultanes ou Soliman Second» (Шарль Симон Фавар).
- 1985 — спектакль «Роксолана» Тернопольского областного музыкально-драматического театра им. Т. Г. Шевченко (Украина) — постановка романа Павла Загребельного, в роли Роксоланы — Люся Давидко[19].
- 1988 — спектакль «Роксолана» Днепропетровского академического украинского музыкально-драматического театра имени Т. Г. Шевченко (Украина), в роли Роксоланы — Александра Копытина.
Музыка
О Роксолане написано или посвящено ей около двух десятков музыкальных произведений, среди них:
- 1779—1781 — «63 Симфония» (
См. также
- Список матерей султанов Османской империи
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Смирнов Н. А. Россия и Турция в XVI—XVII вв. (в двух томах). — Т. 1. — М.: МГУ, 1946. — С. 60.
- ↑ 2,0 2,1 Гавришков Б. М. Славянская тематика в произведениях Лессинга Архивная копия от 21 октября 2013 на Wayback Machine // Советское славяноведение. — 1982. — № 6, ноябрь-декабрь. — С. 93. — ISSN 0132-1366
- ↑ Bonnie G. Smith. The Oxford Encyclopedia of Women in World History: 4 Volume Set. — Oxford University Press, 2008. — P. 517. — 2752 p. — ISBN 0195148908, 9780195148909.
- ↑ Roxolana in European Literature… — P. 1.
- ↑ Abbott E. A history of mistresses. — HarperFlamingoCanada, 2003. — 510 p. — P. 53.
- ↑ Музейний комплекс в місті Рогатин . Дата обращения: 7 декабря 2016. Архивировано 17 апреля 2010 года.
- ↑ Roxolana in European Literature… — P. 49.
- ↑ Український радянський енциклопедичний словник: В 3-х т. Т. III. / За ред. М. Бажана. — 1-е вид. — К.: Головна редакція Української радянської енциклопедії. — 1968. — С. 162.
- ↑ Примітки. До стор. 425 // Кримський А. Ю. Твори в п’яти томах. Т. 4: Сходознавство / Ред. тому О. І. Ганусець. — К.: Наукова думка, 1974. — 640 с. — С. 636.
- ↑ Mykhailo Orlich, Roksoliana, tsarivna soniachna Opillia (Lviv: Triada plius, 2002), 58-59.
- ↑ цит. по Ермоленко
V Rohatyni, na zarinku,
Tam tatary vkraly divku,
Vkraly divku Nastusen’ku,
Chornobryvu, moloden’ku,
Taj zabraly v Turetchynu,
Taj prodaly do haremu'' - ↑ Peirce L. P. The Imperial Harem… — P. 55.
- ↑ Peirce L. P. The Imperial Harem… — P. 59—60.
- ↑ Peirce L. P. The Imperial Harem… — P. 61.
- ↑ Будучи поэтом, султан посвящал Роксолане любовные стихи на персидском и арабском языках. Некоторые из них сохранились. См. Roxolana in European Literature… — P. 5.
- ↑ Peirce L. P. The Imperial Harem… — P. 63—64.
- ↑ Öztuna Y. Şehzade Mustafa. — İstanbul: Ötüken Yayınevi, 1978. — ISBN 9-7543-7141-5.
- ↑ Şehzade Bayezid (тур.). www.devletialiyyei.com. Дата обращения: 29 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
- ↑ «Смоляк П. О.» Історичні постаті в сценічній інтерпретації В’ячеслава Хім’яка / П. О. Смоляк // Наукові записки Тернопільського національного педагогічного університету імені Володимира Гнатюка. Серія : Мистецтвознавство. — 2019. — № 1 (Вип. 40). — С. 181. — ISSN 2411-3271
Литература
- Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. — New York: Oxford University Press, 1993. — 374 p.
- Roxolana in European Literature, History and Culture / ed. by Galina I. Yermolenko. — New York: Ashgate Publishing, 2010. — 318 p.
- Yermolenko G. Roxolana: «The Greatest Empresse of the East» // The Muslim World. — 95. — 2. — 2005. — P. 231—248.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |