Дуэль (картина И. Е. Репина)
«Дуэль» — жанровая картина русского художника Ильи Ефимовича Репина, написанная в 1896 году. Картина изображает участников дуэли после свершившегося события. Художник очень выразительно написал лица участников, особенно лицо раненого, который протягивает руку с просьбой о прощении и примирении[1].
И. Е. Репин | |
Дуэль. 1896 | |
Холст, масло. 52 × 104 см | |
Государственная Третьяковская галерея, Москва |
История картины
Картина — уменьшенный вариант большого полотна под тем же названием — «Дуэль» (1896, частное собрание, США). П. М. Третьяков, заинтересованный в покупке работы, не успел ее приобрести, так как художник отправил полотно на выставку в Италию. Представленная на Международной выставке 1897 года в Венеции, картина вызвала горячий интерес, имела огромный успех у зрителей и художественной критики и была куплена за 10 000 рублей в одну из итальянских коллекций[2].
Сюжет картины
Сюжет для картины Репину подарил его близкий приятель, военный юрист А. В. Жиркевич, хорошо знавший обстоятельства поединков в военной среде, часто фатальных. И. Е. Репин был благодарен за присылаемые Жиркевичем материалы об офицерских дуэлях. Виновный в споре смертельно ранен и, умирая, просит прощения у своего противника. У этого варианта есть и другое название — «Простите». Художник до предела обостряет психологическую коллизию, придавая сцене повышенную экспрессию[2].
Как часто бывало у Репина, увлеченный заинтересовавшей его темой, он возвращался к произведению, создавая несколько его вариантов. Так было и с этим сюжетом[2].
Описание картины
Картина представляет собой большое полотно с несколькими фигурами. Действие происходит после дуэли, когда все важные события уже произошли. Зрителям представлен конфликт — раненого или умирающего поддерживают секунданты, победивший на дуэли отвернулся от происходящего и смотрит в небо[3]. Последствия дуэли — загублена молодая жизнь, второго участника поединка ждёт ссылка в места, где смерть будет ходить за ним по пятам — на Кавказ или в Туркестан, так как дуэли запрещены[2].
Картина передает мягкую тональность пейзажа, рассеянным светом бессолнечного дня успокаивает обостренную экспрессивность сцены, сохраняя её только в позах, выражениях лиц двух главных героев. Умирающий и его соперник, разделенные пространством и другими фигурами, сосредоточивают в себе внутренний нерв картины. Между ними словно проходит невидимая вольтова дуга[2]. Фигура офицера в сером обращает на себя внимание не только тем, что она выделена цветом. Это явно старший не только по возрасту, но и по чину офицер. К нему очень выразительно обращается один из секундантов, вопрошающий, как им следует дальше поступить. В этой недоговоренности и заключена основная интрига полотна[3]. Тема провинциального военного быта и дуэли в офицерской среде, приведшая к гибели героя, раскрывается в повести А. И. Куприна «Поединок» (1905)[2].
Критика
В. Сизов в «Русских ведомостях» 1899 года отмечает[4]:
И. Е. Репин выставил очень маленькую картину, но очень увлекательную по сюжету и профессионально написанную: живописец изобразил сцену дуэли у офицеров-однополчан, происходящую под давлением «суда чести»
«Русское слово» в 21 апреля 1899 года отмечает[4]:
Сильное воспоминание производит маленькая картина И. Е. Репина – «Дуэль». Нужно согласиться, что эта малая картина красноречивее и убедительнее различных статей, направленных против дуэлей
9 мая 1899 года в «Московских ведомостях» сообщалось[4]:
И. Е. Репин выставил не столько картину, сколько набросок для картины «Дуэль». По правде, произведение это отличается какою-то небрежностью, недоделанностью, оставляющею нас совсем прохладными, невзирая на изображенную пред нами только совершившуюся кровавую драму
Мнения известных личностей[4]:
Построена на красивых отношениях красок: серо-зеленой, сероватой и черно-голубой. По этой картине хоть какой живописец может поучиться осознавать, что такое тончайшая колористическая гармонияМ. Иранека, май 1900
Я никогда не забуду того, что ощутил, когда в мастерской у Репина увидал его восхитительную картину «Дуэль» ... Живописец с таковой силой выразил переживания умирающего, его убийцы, секундантов, доктора, так светло было выражение умирающего, примиренного с собственной совестью, что я не удержался и спросил Репина: «Ведь умирающий простил собственного убийцу?А. П. Ланговой
Примечания
- ↑ Описание картины Дуэль – Илья Репин . Описания картин художников. Дата обращения: 29 июля 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Репин Илья (1844-1930) ДУЭЛЬ 1897 . Моя Третьякова. Третьяковская галерея. Дата обращения: 29 июля 2023.
- ↑ 3,0 3,1 Картина Репина "Дуэль", 1913 — описание . Музеи мира. Дата обращения: 29 июля 2023.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Картина Дуэль (картина Репина) . "Пересветов переулок - ИНФО". Дата обращения: 29 июля 2023.
Ссылки
Репин Илья (1844—1930). ДУЭЛЬ. 1897
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Картины по алфавиту
- Картины 1896 года
- Картины Ильи Репина
- Художники XIX века
- Художники Российской империи
- Картины из собраний Государственной Третьяковской галереи
- Дуэль в изобразительном искусстве
- Смерть в искусстве и культуре