Вознесение Господне

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Вознесение Господне
Вознесение Господне. Новгородская икона, XIV век.
Вознесение Господне.
Новгородская икона, XIV век.
Тип христианский, в ряде стран государственный
Установлен в честь вознесения Иисуса Христа на небо на 40-й день после Пасхи
Отмечается большинством христиан мира
Дата четверг 6-й недели по Пасхе (40-й день после Пасхи)
В 2023 18 мая (католицизм)
12 мая (25 мая) (православие)
В 2024 9 мая (католицизм)
31 мая (13 июня) (православие)
В 2025 29 мая (католицизм)
16 мая (29 мая) (православие)
Празднование богослужение
Традиции Пекут «Христовы лапотки», хлебец-лесенки, лепёшки. Ходят в гости. Девушки водят хороводы. Под вечер разжигают большой костёр.
Связан с Пасхой
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Вознесе́ние Госпо́дне — подвижный двунадесятый праздник, отмечается на сороковой день после Пасхи. Приходится на четверг шестой недели после Воскресенья Христова. В этот день вспоминается, как Иисус Христос привёл своих учеников на Елеонскую гору и вознесся на небо. Он дал обещание о Своём втором пришествии. В этот праздник все православные христиане читают Символ Веры[1][2].

Смысл названия

Событие Вознесение Господа Иисуса Христа имеет глубокий смысл для верующих, подчеркивающий важность числа 40 в иудаизме и христианстве. В Древней Иудее по закону Моисея на 40-й день после рождения мальчиков-первенцев приносили в Иерусалимский храм, чтобы посвятить их Богу. Святой Иосиф и Дева Мария последовали этому закону. Вознесение Иисуса приходится на 40-й день после Пасхи, что символизирует Его торжественный вход в храм небесного Отца. Этот день напоминает о важности веры и служения, а также о продолжении духовной жизни после физической смерти[3][1].

Вознесение Господне — важный христианский праздник, символизирующий надежду и веру во второе пришествие Христа. Этот день наделён особым значением для верующих, ведь именно воскресение Христово дало возможность каждому человеку вознестись к Престолу Всевышнего. В народно-христианской традиции Вознесение считается кульминацией весны, когда природа окончательно преображается и уступает место лету.

Вознесение на Руси также известно как Вознесеньев день, и этот праздник отмечает не только духовное возрождение, но и полный расцвет весны. В храмах, украшенных цветами и природными символами, верующие собираются вместе, чтобы отпраздновать торжественную дату. Для многих это время надежды, когда начинает олицетворяться светлое будущее в жизни каждого человека[4].

История праздника

Вознесение Господне и Пятидесятница (или Троица) имеют глубокие корни в христианской культуре. Изначально празднование этих событий не разделялось, и Пятидесятница считалась особым периодом церковного года. Однако, после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе в 381 году, праздники стали отмечаться отдельно.

Исторически, празднование Вознесения Господня восходит к апостольским временам. Святитель Григорий Нисский (IV век) и святитель Иоанн Златоуст (IV век) в своих проповедях подчёркивали важность этого события. Паломница Этерия, посещая Палестину в IV веке, описывала собор на горе Елеон, где христиане Иерусалима собирались для чтения Евангелия и Деяний, рассказывающих о Вознесении.

Вознесение отстоит от Пасхи на сороковой день и предшествует празднованию Пятидесятницы. Эти события являются основополагающими в христианской вере и важны для понимания церковного календаря. Празднование Вознесения и Пятидесятницы символизирует связь между Христом и Его последователями в их духовном пути[2].

Воскресение Господне

Богослужения

Праздник Вознесения Господня — один из подвижных Церковных праздников. Он включает день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. На великой вечерне не поётся «Блажен муж…», а звучит тропарь: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещённым им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира»[1].

Утренние службы включают полиелей и величание, где воспевается «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное Вознесение».

На литургии звучат антифоны праздника и тропари, а также читается Евангелие от Луки. В дни попразднства, начиная с Вознесения до Троицы, изменяется порядок служб: «Царю Небесный…» не читается, вместо «Видехом свет истинный…» поётся тропарь праздника. Этот период важен для духовного роста верующих, поэтому каждое служение наполнено глубокой символикой и благодатью. Вечером в день праздника — великая вечерня. Вход с кадилом и великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори».

Во все седмичные дни попразднства на утреннем каноне — катавасия праздника Вознесения: «Спасителю Богу…». На литургии, после малого входа, поётся: «Приидите, поклонимся…» с праздничным припевом: «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: «Аллилуиа»[5].

Во все дни от Вознесения до Святой Троицы в начале часов и других служб «Царю Небесный…» не читается, но после начального возгласа сразу «Святый Боже…». В конце литургии вместо «Видехом свет истинный…» исполняется тропарь праздника. В Троицкую родительскую субботу — тропарь «Глубиною мудрости…». Замена делается по аналогии с периодом от Пасхи до Вознесения[6][7].

Греческая икона Вознесение Господне

Иконы и иконография

Иконы Вознесения Господня соответствуют единой иконографической схеме. На них изображаются двенадцать апостолов, в центре — стоит Богородица. Апостолы или стоят, или преклонили колени. Фигура Христа пишется в обрамлении облака славы, в сопровождении ангелов. На некоторых иконах — на Елеонской горе, запечатлён след от ноги Иисуса Христа[2].

Иконография праздника Вознесения Господня основывается на свидетельствах трёх Евангелий: от Матфея, Марка и Луки, а также на Книге Деяний апостолов. В центрах иконографии находятся Господь Иисус Христос и Божия Матерь. Спаситель изображается в круге славы — голубом, синем или зелёном цвете, символизирующем Божью славу, и сидит на престоле, держа свиток (символ Евангелия) в левой руке и благословляет правой.

По бокам образа располагаются два ангела, поддерживающие Христа при Его Вознесении. Сзади Богородицы находятся ещё два ангела, обращённые к апостолам с посланием о втором пришествии Спасителя. Одиннадцать апостолов (без Иуды Искариота) также входят в композицию. Каждый из них в динамическом движении: кто-то смотрит на небо, кто-то слушает ангелов, ожидая благословения. На заднем плане изображена гора Елеон, место Вознесения Господня[8].

Традиции и народные приметы

На праздник Вознесения Господня традиционно поминают предков, ухаживают за могилами и раздают подаяние нуждающимся. Устраивать громкие застолья в этот день не принято. Считается, что в этот день Иисус ходит под видом нищего, поэтому щедрость поощряется. Ночь перед Вознесением названа «соловьиной», символизируя приход лета, когда природа расцветает и певчие птицы поют.

Вознесение всегда выпадает на четверг, и с этого дня до ближайшего воскресенья в деревнях завершаются проводы весны. Первое воскресенье после Вознесения знаменует конец весны и начало лета, что также связано с заботой о будущем урожае.

На протяжении веков праздник вобрал в себя элементы языческих традиций. Смена сезонов, тепло первых жарких дней и обряды, связанные с земледелием, переплелись с православными традициями. Народные обычаи помогают понять жизнь и культуру русских крестьян, демонстрируя их уважение к святому дню. Вознесение Господне — это не только религиозный праздник, но и время для традиций, щедрости и заботы о близких[3].

Литература

  • Квливидзе Н. В., Лукашевич А. А., Ткаченко А. А. Вознесение Господне // Православная энциклопедия. — М., 2005. — Т. IX : «Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие». — С. 197—203. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  • Петровский А. В. Вознесение // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Изд. Петроград. Прил. к духовному журналу «Странник», 1902. — Т. 3. — Стб. 677. Вознесение Господне // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. IX: Май. — С. 777.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Вознесение господне. «Русская вера». Дата обращения: 28 августа 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Вознесение Господне. Азбука веры. Дата обращения: 28 августа 2024.
  3. 3,0 3,1 Вознесение Господне: смысл, история и традиции христианского праздника. ТАСС. Дата обращения: 28 августа 2024.
  4. Вознесение Господне. Журнал «Фома» (21 мая 2015). Дата обращения: 12 сентября 2024.
  5. Типикон. Особенности богослужения. «Пасха.ru». Дата обращения: 11 сентября 2024.
  6. Текст службы Вознесения Господня. Правмир. Дата обращения: 28 августа 2024.
  7. Переводы богослужений. Азбука.ру. Дата обращения: 28 августа 2024.
  8. Икона Вознесения Господня. Журнал «Фома» (19 мая 2015). Дата обращения: 12 сентября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!