Православие в Ирландии
Православие в Ирландии | |
---|---|
Общие сведения | |
Основатели | святой Палладий, святой Патрик |
Основание | V век н. э. |
Руководство | |
Центр | Дублин |
Богослужение | |
Обряд | византийский |
Богослужебный язык |
|
Статистика | |
Членов | ~20 000 человек |
Правосла́вие в Ирла́ндии — одна из христианских конфессий, исповедуемых верующими Республики Ирландия. Поскольку исторически Ирландия относится к католическим регионам Европы, то, с определёнными оговорками, историю православия в этой стране можно разделять на периоды с V по XI века и с XX века по наше время[1].
История
В начале V века нашей эры кельты Ирландии уже были знакомы с христианством. По ряду сведений, уже святой Палладий был послан в 431 году миссионером в Ирландию святым папой Римским Целестином I, став здесь первым епископом. Однако, крестителем Ирландии считается всё же святой Патрик, посвятивший свою жизнь проповеди Евангелия на этом острове. Несмотря на то, что Патрик писал, о присутствии христиан в этой стране и, возможно, что он был отправлен в Ирландию для борьбы с ересью Пелагия, Ирландия в это время всё еще оставалась языческой страной. Главным трудом святого Патрика, как принято считать, было устроение Церкви в Ирландии; правда, он подвизался главным образом на Севере, в провинции под названием Ольстер. Скорее всего, святой Патрик был обучен и наставлен в христианской вере на юге современной Франции, в монастыре острова Лерин[2] .
Прибывшие на остров Палладий и Патрик застали народ Ирландии разделённым на более чем сто кельтских королевств. Каждый народ этих государств делился на кланы и сословия. В силу этого деления система епархий не могла распространиться естественным образом. Каждое племя обращалось в христианство отдельно, и, зачастую, новая религия впрямую заимствовала остатки старой — друидов заменяли священники, священные места кельтов переосвящались в честь христианских святых, а по ряду древних ирландских святых по сей день идут споры об их языческом происхождении. Таким образом, можно говорить о сочетании канонического христианства и дохристианской духовности страны в этот период. Позднее, это наложит отпечаток на борьбу местных христиан и англичан, пришедших под знаменем очищения веры. По сути, Ирландская Церковь оставалась православной на протяжении нескольких столетий[2].
С начала VI века нашей эры начинается масштабное строительство монастырей по всей Ирландии. За 250 лет, прошедших от времени прибытия святого Патрика, в Ирландии было прославлено около 500 местных святых. При этом мученики среди них были редкостью (исключая миссионеров, отправлявшихся на континент). Расхождения с Папой Римским (канонически Ирландия относилась и относится к структурам Западной Церкви) были связаны с церковной организацией — Церковь Ирландии не приняла судебную власть Папы. Кроме того, в Ирландии использовался устаревший способ счёта даты Пасхи, по-разному совершались таинство крещения и обряд поставления во епископа. Было также несогласие в способе бритья монашеской тонзуры. Вызывали вопросы ирландские обычаи хранения святой воды до следующего праздника Крещения (6 января) и зажигания Пасхальных огней, продолжавших гореть круглый год. В ирландских монастырях изучалось греческое богословие, не всегда соблюдался целибат[2].
В 1054 году состоялась знаменитая Великая схизма и канонически единая до того момента христианская церковь разделилась на католическую и православную. Ирландия, как часть Западной Европы, последовала за Римом. Хотя для окончательного закрепления Ирландии в католической традиции потребовалось ещё несколько завоеваний острова, начиная с Нормандского завоевания[2].
Ирландское монашество и богословие
В поучениях Камбры, восходящих к VIII веку, говорится, что ирландцы классифицировали мученичество по трём степеням. Первый уровень — «белое мученичество», предполагавшее очищение плоти посредством лишений, поста и добровольного страдания. Второй уровень — «зелёное мученичество», достигавшееся очищением души путём отказа от всех желаний и покаяния во всех грехах прошлого. Последний уровень — «красное мученичество», когда монах становился миссионером, уходя в мир, готовый подвергаться гонениям и пострадать до смерти ради Царствия Христова[3].
Ирландские миссионеры путешествовали по Британии и континентальной Европе (возможно доходя до Новгорода), проповедуя Евангелие, крестя людей и основывая монастыри. Согласно выводам Джорджеса и Бернадетты Кербелауд-Саланьяк (1966 год), примерно 300 ирландских миссионеров проповедовали в Британии и на континенте. Важнейшими фигурами были: святой Колумба, святой Фридолин (основавший монастыри во Франции и Германии), святой Фурсей (основавший монастыри в Восточной Англии и Галлии), святой Килиан (мученик, проповедовавший восточным франкам), святой Галл (просветитель Швейцарии); святой Колумбан (основавший монастыри в Бельгии, Швейцарии и Италии)[2].
Со временем древние монастыри начинали богатеть и стали целью для морского разбоя. С 795 года Ирландия постоянно подвергалась набегам викингов. Норвежское и датское завоевания Ирландии в IX и X веках почти уничтожили монашескую жизнь страны. Великие центры монашества (Айона, Арма, Бангор, Клонферт, Клонмакнойс) подверглись разграблению и опустошению. Вместе с тем, многих ирландских монахов, славившихся своей учёностью, приглашали к каролингскому двору во Франции[2].
В период раннего средневековья ирландские монастыри получили большую известность благодаря чрезвычайно высокому уровню учёности и образования в них. Они получали книги из главных христианских центров, таких как Александрия и Антиохия, поддерживая этим духовные связи с остальным христианским миром. Более того, ирландские монастыри создавали собственные книги в своих скрипториях. Сохранились некоторые свидетельства о впечатляющих знаниях по географии и астрономии у ирландских монахов. В начале IX столетия Дикуил Клонмакнойский написал книгу об измерениях земного шара, в которой, в частности, упоминает полуночное солнце, видимое на крайнем Севере, и описывает реку Нил[3].
В 802 году викинги напали на Айону и разграбили монастырь. Монахи основали новую обитель в Келлс графства Мит. Там они завершили знаменитейший средневековый труд — «Келлскую книгу». В IX веке группы ирландских монахов трудились при франкском дворе Карла Великого и его преемников. Одним из наиболее знаменитых странствующих ирландцев был Иоаганн Скотт Эриугена, уехавший из Ирландии в начале 840-х годов в школу при дворце Карла II[3].
Святые Ирландии
Распространённым в мире является празднование Дня святого Патрика (17 марта каждого года). Можно считать это ярким примером экспорта ирландской культуры. Однако, в православной традиции с 2007 года установлен «Собор святых, в земле Британской и Ирландской просиявших» — праздник Русской Православной церкви в память о древних святых неразделённой Церкви, просиявших в земле Британской и Ирландской (празднуется в третью Неделю по Пятидесятнице)[4].
Я каждый день пас скот и много раз на дню молился, и более и более увеличивалась во мне любовь к Богу и страх Его, и принуждалась вера, и приумножался дух, и доходило до сотни молитв в день, а часто до стольких же и ночью. Даже когда я оставался в лесах и горах, я поднимался до света для молитвы в снег, в мороз, в дождь, и, как сейчас вспоминаю, не ощущал никакого неудобства и никакой лености: ибо тогда пылал во мне дух.Патрик Ирландский, «Исповедь», п. 16.
Святой Патрик (Патрикий, архиепископ Армский)
О святом, почитаемом как апостол Ирландии, осталось мало исторических свидетельств. Единственные документальные источники о его жизни, получившие признание как подлинные, — это его «Исповедь» и послание нортумбрийскому вождю Кородику. Согласно этим источникам, святой Патрик родился на западе Британии, возможно на месте современной Камбрии, и был сыном римского городского чиновника-христианина. Когда святому Патрику было 16 лет, его похитили пираты и продали в рабство в Ирландию, в графство Андрим, где ему в течение шести лет приходилось трудиться на своего хозяина и пасти его стада. Однажды святому Патрику удалось убежать, и он вскоре оказался на необитаемой земле. Через несколько лет святой Патрик вернулся в Британию, но в видении ему было открыто, что он должен возвратиться в страну своего рабства ради Евангелия. Он отправился в Галлию получать образование. Согласно легендам, когда святой Патрик жил в Галлии, ему удалось посетить остров Лерин — знаменитый православный центр в Западной Европе. Перед возвращением в Ирландию святой Патрик был хиротонисан во епископа в Оксерре святым Германом или его предшественником святым Аматором. Святой Патрик высадился в Ирландии в 432 году в местечке Саболл, рядом с Уиклоу, и построил церковь в районе залива Стрэнгфорд, где в пасхальную субботу 433 года зажёг пасхальный огонь. После семи лет миссионерских поездок по Ирландии он провёл весь Великий пост на горе в графстве Мэйо — сейчас это место известно как Кроу-Патрик. Святой Патрик скончался в Саболле в 461 (или 493) году и был похоронен, согласно легенде, в Даунпатрике[3].
Святая Бригитта
Жила во второй половине V и начале VI века. Святая Бригитта основала монастырь в дубовой рощице в Килдаре, где священный огонь постоянно поддерживался почти 1000 лет после её смерти. Это был смешанный монастырь для монахов и монахинь, возглавляемый игуменом и игуменией, соответственно[3].
Святой Энда
Получил образование в обители Уитхорн в Шотландии. По возвращении в Ирландию учредил монастыри в долине Бойн, а к 484 году переехал далеко на восток с целью образовать монастырь на острове Инишмор, что в составе Аранских островов. Здесь он обучал и наставлял будущих святых, таких как святые Киаран и Брендан[3].
Святой Фридолин
Около 500 года отправился через Шотландию в галльскую Аквитанию. Там святой Фридолин учредил монастырь в Пуатье и обратил местного епископа со всей паствой из арианства. Из Пуатье святой Фридолин, покровительствуемый короной, ушёл жить в Вогезы, где основал ещё один монастырь — Сен-Аволд. Другие основанные святым Фридолином монастыри находились в Куре (Реция) и Зекингене (Германия)[3].
Святой Финиан
Родился в конце V века, позднее удалился в Уэльс вести монашескую жизнь. После возвращения в Ирландию основал два монастыря, а в 520 году — свой самый известный монастырь в Клонарде. Святой Финиан составил первый ирландский пенитенциарий (сборник епитимий), оказавший влияние на святого Колумбана, создавшего свою, более известную версию[3].
Святой Брендан
Основал огромное количество монастырей, из которых обитель в Клонферте, образованная им в 559 году, стала наиболее известной. Получив воспитание и наставление у святой Иты из Лимерика и святого Энды Инишморского, святой Брендан с небольшой группой монахов отправился в плавание по Атлантике. Семь лет они плавали по Атлантическому океану, западнее своей родины, заново посещая каждый год одни и те же острова в дни больших церковных праздников. Вполне возможно, что святой Брендан и его спутники доплыли до берегов Северной и Центральной Америки[3].
Святой Киаран
Святой Киаран родился в западной провинции Коннохт, воспитывался и обучался в монастыре Клонард. Позднее переехал в монастырь святого Энды на острове Инишмор, где прожил семь лет и был рукоположен во священника. С Аранских островов он отправился на озеро Ри, где основал на озёрном островке свой собственный монастырь. Ещё семь лет спустя святой Киаран основал свой самый знаменитый монастырь в Клонмакнойсе, на западном берегу реки Шаннон[3].
Святая Ита
Основала монастырь близ Лимерика, где много будущих святых Ирландии воспитывались и обучались под её покровительством[3].
Святой Кеннет
Святой Кеннет родился около 516 года в Ольстере, обучался сначала в Клонарде, а затем в Уэльсе. В 562 году уехал в Шотландию и основал там монастырь на острове, сегодня известном как Инч-Кеннет, севернее Айоны. Из своего монастыря он совершал миссионерские поездки к пиктам в Шотландию и на Гибридские острова. Позднее святой Кеннет учредил монастырь в Агабо (сейчас называется Килкенни, что значит в переводе с гэльского «Церковь Кеннета») в Ирландии, где получил большую известность как переписчик. Его труды включают комментарии на все четыре Евангелия, известные как «Chain of Canice»[3].
Святой Комгал
После обучения у Финтана из Клуайн-Эдрек святой Комгал стал отшельником на берегу озера Эрн на западе Ирландии. Основал в 559 году монастырь в Бангоре, на побережье к востоку от Белфаста. Ввёл в нём очень жёсткую дисциплину. Бангор стал одним из самых влиятельных монастырей в Ирландии[3].
Святой Кольмкилл (Колумба)
Родился около 521 года и имел родство с королевской семьей. В возрасте 25 лет святой Кольмкилл основал свой первый монастырь в Дайр-Калгак, на территории нынешнего графства Дерри. В Дерри святой Кольмкилл посвятил свою жизнь молитве, посту, милостыне и выращиванию растений для пропитания. Примерно в 563 году святой Кольмкилл покинул Ирландию с двенадцатью учениками и высадился на островке Айона в Шотландии, где основал свой самый знаменитый монастырь. Слово «Айона» в переводе с древнееврейского означает «голубь». Айона стал духовным центром ирландской миссии в Британию для последующих поколений. Фактически с VI по IX век остров Айона служил центром всей Ирландской Церкви[3].
Святой Молуаг
Родился около 530 года на севере Ирландии. Первым монастырем, в который он отправился, был монастырь Бангора, а в 562 году он пересёк море и основал монастырь на шотландском островке Лисмор. Отсюда он совершал миссионерские путешествия на острова Скай, Внешние Гебриды и в долину Грейт-Глен на востоке. Святой Молуаг основал христианские поселения в Форт-Огастас и в долине Еркухарт на берегах озера Лох-Несс, а также в области Роусмарки на полуострове Блэк-Айл[3].
Святой Колумбан
Родился в Ленстере в 543 году. В 587 году он и его двенадцать спутников отправились в Галлию, а вскоре направились в 591 году в Бургундию, к краю горного хребта Вогезы. Там он основал монастырь на месте бывшего храма Дианы, а потом ещё два монастыря: в Люксее и Фонтен[3].
Святой Фурсей
Родился в Голуэе в знатной семье. Уже ребёнком читал священные книги и исполнял монашеские правила. Около 630 года святой Фурсей поехал в Восточную Англию, где основал монастырь в Бург-Касле рядом с Ярмутом[3].
Святой Айдан
Монах с острова Айона, покинул Айонский монастырь вместе с другими монахами, отправившись в 635 году в Нортумбрию. Основал новый монастырь на острове Линдисфарна[3].
Современность
Современная история православия в Ирландии началась в XX веке после революционных событий в России.
В 20-х годах ХХ века в Ирландии появились небольшие общины русских эмигрантов. В 50-х годах их численность несколько увеличилась после прибытия русских беженцев из Китая (Харбина). Православных верующих окормляли священники РПЦЗ, приезжавшие из Великобритании несколько раз в год. Литургии проводились в Морском институте в Дублине, в капелле дублинского Тринити-колледжа, в отделении Красного Креста в Дандраме и в доме престарелых в Клонклиффе[5].
К середине 60-х годов в Дублине при двух домах престарелых был организован Богородице-Рождественский приход РПЦЗ, насчитывавший 18-20 чел. В середине 1960-х годов Николай Курис, пожилой русский аристократ, бывший офицер вооружённых сил Российской империи, состоявший в Белой гвардии, был рукоположён в сан священника Русской Православной Церкви Заграницей. Он служил для верующих (в основном белых эмигрантов), греческих иммигрантов, а также их потомков, родившихся уже в Ирландии до своей смерти в мае 1977 года. Церковный староста прихода Н. И. Курис в конце 60-х годов прошёл курс пастырской теологии в Свято-Троицкой Джорданвилльской духовной семинарии и был рукоположён во иерея. С начала 70-х годов он служил в часовне, которую устроил в одной из комнат своей квартиры. По некоторым данным, в 70-х годах в Дублине существовала небольшая община в юрисдикции Сурожской епархии Русской православной церкви. В 1971—1973 годах её возглавлял священник Михаил Бомон. С пастырскими визитами Ирландию регулярно посещал Сурожский митрополит Антоний (Блум). В 1981 году в Дублине появился первый православный храм — церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы греческой общины в юрисдикции Константинопольского Патриархата (Фиатирское архиепископство Великобритании и Ирландии)[5].
Значительный рост православного населения в Ирландии относится к 90-м годам ХХ века. Изменение ситуации было связано с новой волной эмигрантов из стран бывшего СССР и Восточной Европы. В 1991 году в Ирландии было зарегистрировано около 400 православных, в 2002 году — более 10 тыс., в 2006 году — более 20 тыс. человек, принадлежащих к разным православным Церквам (Антиохийской, Константинопольской, Румынской, Русской и др.)[5].
С Русской православной церковью связывают себя около шести тысяч человек. В 2002 году в Дублине был учреждён приход во имя святых апостолов Петра и Павла. Храм был освящён 10 февраля 2003 года Магаданским и Синегорским епископом Феофаном (Ашурковым). При храме действует общеобразовательная приходская школа (единственная в Ирландии, где преподавание ведётся на русском языке и по российским образовательным программам). Другие приходы, возникшие позднее в других городах, входят в состав Сурожской епархии РПЦ. Приход Богоявления в Атлоне, Введенский приход в Дроэде и приход святого Колмана в Страдбалли принадлежат к благочинию Лейнстера. К благочинию Мунстера относятся приходы во имя Святой Троицы в Корке и во имя святого Патрикия в Уотерфорде; к благочинию Коннахта — приход во имя святителя Николая Чудотворца в Голуэе[5].
С 90-х годов XX века в Ирландии оформляется сербская община (объединяет православных, эмигрировавших из Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины, проживающих в основном в городах Корк и Голуэй). В 2007 году в Дублине был открыт миссионерский приход во имя великомученика Георгия Победоносца в составе епархии Великобритании и Скандинавии Сербской Православной Церкви[5].
16 апреля 2011 года основан приход во имя преподобного Иоанна Рильского (с центрами в Дублине и в Корке) Средне- и Западноевропейской епархии Болгарской Православной Церкви[5].
Распространение
В 2001 году, под эгидой Московского патриархата, приход Русской Православной Церкви Святого Петра и Павла был освящён в Дублине — район Гарольд-Кросс. В настоящее время на территории Ирландии действуют 7 приходов Русской православной церкви. Кроме того Антиохийская Православная Церковь, Румынская православная церковь и Русская Православная Церковь Заграницей имеют представительства в Ирландии и продолжают расти. Согласно переписи 2016 года, численность православных в Ирландии составляет 62,2 тысяч человек, согласно переписи 2011 года — 45,2 тысяч человек, это приблизительно в 2,5 раза больше, чем в 2006 году, и в 5,5 раза больше, чем в 2002 году. Самым крупным центром православия в стране является город Сордс на севере графства Дублин — там, по данным на 2011 год, жило 1168 православных[6].
Город | Храм | Год постройки | Юрисдикция | Адрес | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Дублин (Гарольд-Кросс) | Церковь святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла | 1838 (2003) | Ставропигиальный приход Русской православной церкви | Mount Argus Road | - |
Атлон | Богоявленский приход | - | Сурожская епархия Русской православной церкви | - | службы проводятся в часовне Сэнт Джозеф Колледж |
Голуэй | Приход святителя Николая Мирликийского | - | Сурожская епархия Русской православной церкви | Market Place | службы проводятся в англиканской церкви святого Николая |
Дроэда | Приход Введения во Храм Пресвятой Богородицы | - | Сурожская епархия Русской православной церкви | Greenhills, Drogheda | - |
Корк | Приход Святой Троицы | - | Сурожская епархия Русской православной церкви | Fr Matthew Quay | службы проводятся в Троицкой церкви |
Страдбалли | Приход святого Колмана | - | Сурожская епархия Русской православной церкви | Stradbally Hall, Abbeyleix Road | службы проводятся в Стрэдбэлли Холл |
Уотерфорд | Приход святого Патрика | - | Сурожская епархия Русской православной церкви | George’s Street, Ballybricken | службы проводятся в католической церкви святого Патрика |
Город | Церковь |
---|---|
Арма | Антиохийская православная церковь святого Игнатиуса (миссия Армы). |
Антиохийская православная епархия Западной и Центральной Европы. Язык: английский | |
Белфаст | Антиохийская православная церковь святого Игнатиуса. |
Антиохийская православная епархия Западной и Центральной Европы. Язык: английский | |
Православная церковь святой Троицы. Язык: английский. Каноническая принадлежность: РПЦЗ (Великобританская и Ирландская епархия) | |
Дублин | Антиохийская православная церковь святого Игнатиуса (миссия Дублина) |
Антиохийская православная епарахия Западной и Центральной Европы | |
Приход Святой Троицы.
Службы проводятся по адресу: St. Joseph’s School, Gracepark Road, Drumcondra. Dublin 9 MAP. | |
Греческая православная церковь Благовещения. Языки: греческий, английский, румынский. Каноническая принадлежность: Вселенский патриархат (Фиатирская, Великобританская и Ирландская архиепархия). | |
Румынский православный приход во имя воздвижения Креста Господня. Языки: румынский, английский. Каноническая принадлежность: Румынский патриархат (митрополия Западной и Восточной Европы).
Службы проходят по адресу: Belvedere College Chapel, Great Denmark Street, Dublin. Почтовый адрес (отец Кэлин Флореа): Apt 91, Westend Village, Blanchardstown, Dublin 15. | |
Русская православная церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Языки: старославянский, английский. Евангелизаторские миссии: службы также проходят в Корке, Голуэе и Монагане. Каноническая принадлежость: Патриаршее подворье (РПЦ) — http://www.russian-orthodoxchurch.org.ru/en.htm. | |
Индийская православная церковь — приход святого Фомы (Маланкарская церковь). Языки: малайялам. | |
Часовня святого Иоанна Крестителя. Каноническая принадлежность: Вселенский патриархат (Фиатирская, Великобританская и Ирландская архиепархия).
Адрес: 38 Ardmore Crescent, Artane, Dublin 5. | |
Лимавади | Часовня святого Георгия Победоносца. Каноническая принадлежность: Вселенский патриархат (Фиатирская, Великобританская и Ирландская архиепархия) |
Портарлингтон | Часовня во имя иконы Божией Матери Живоносный источник. Каноническая принадлежность: Вселенский патриархат (Фиатирская, Великобританская и Ирландская архиепархия) |
Стрэдбэлли | Православная церковь святого Колмана. Каноническая принадлежность: РПЦЗ (Великобританский и Ирландский приход).
Почтовый адрес: Stradbally Hall, Stradbally, Co. Laois, Ireland. |
Брэй | Коптская православная церковь (приход святых Марии и Дамианы). Языки: арабский, коптский.
Адрес: 4-5 The Pines, Herbert rd. Area: Bray. County: Co Wicklow. |
Корк | Часовня святого Николая. Язык: английский. Каноническая принадлежность: Вселенский патриархат (Фиатирская, Великобританская и Ирландская архиепархия).
Адрес: 1 Sydenham Terrace, Monkstown, Cork. |
Греческая православная церковь. Приход Благовещения | |
Грузинские православные | |
Сирийские православные | |
Индийская православная церковь | |
Приход святого Афанасия Сирийской (яковитской) апостольской церкви |
Литература
- Ерофеев, П. Патрик ирландский / П. Ерофеев // Св. Патрик Ирландский: Исповедь (святой рассказывает о своей жизни). — Общество Святого Креста, 2001.
- Кельтская церковь. Материалы конференции в МГУ 24 апреля 2006. — М., Деловой ритм, 2006.
- Милкова, Е. В. Крещение Ирландии и ирландская церковь V—IX веков / Е. В. Милкова // Альфа и Омега. — 1995. — № 4.
- Михайлова, Т. А. Святой Колумб Ирландский / Т. А. Михайлова // Альфа и Омега. — 1997. — № 3 (14).
- Чуприков П. Б. Разыскание о православных общинах Ирландии / Монография / ФМО ННГУ им. Н. И. Лобачевского, Императорское православное палестинское общество, НРОО «Фонд европейских исследований в Нижнем Новгороде», Ассоциация европейских исследований, НИЛ «Русское зарубежье» ФМО ННГУ. — Москва — Нижний Новгород: ИСИ ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2008. — 126 с.
- Шабанов, А. Святой Патрик, епископ и просветитель Ирландии / А. Шабанов. — Тверь, 2000.
- The Orthodox Church in Britain and Ireland until the Eleventh Century: An Historical Outline by Brother Aidan // Orthodox Outlook. — November-December 1997. — Vol. XI, No. 1.
Примечания
- ↑ Чуприков П. Б. Разыскание о православных общинах Ирландии. — Москва – Нижний Новгород: ИСИ ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2008. — 126 с. — ISBN 978-5-9756-0053-0.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Владимир де Беер. Православная Ирландия. Часть 1 . Православие.Ру (26 января 2010). Дата обращения: 1 мая 2023.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 Владимир де Беер. Православная Ирландия. Часть 2 . Православие.Ру (27 января 2010). Дата обращения: 1 мая 2023.
- ↑ Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года . Сайт Русской православной церкви Журнал № 49.. Московская Патриархия (21 августа 2007). Дата обращения: 1 мая 2023.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Э. П. Р. Православие в Ирландии . Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» (28 октября 2011). Дата обращения: 1 мая 2023.
- ↑ Census of Population, Ireland 2016. Religion (англ.). Дата обращения: 1 мая 2023.