Кшесинская, Матильда Феликсовна

Материал из «Знание.Вики»
Матильда Кшесинская
польск. Matylda Krzesińska
Матильда Кшесинская
Матильда Кшесинская
Имя при рождении Мария-Матильда Феликсовна Кшесиньская
Дата рождения 19 (31) августа 1872(1872-08-31)
Место рождения Санкт-Петербургская губерния
Дата смерти 6 декабря 1971(1971-12-06) (99 лет)
Место смерти Париж
Профессия артистка балета, балетный педагог
Театр Мариинский театр
Награды заслуженная артистка Императорских театров

Матильда Феликсовна Кшесинская (19 [31] августа 1872 Лигово, Санкт-Петербургская губерния — 6 декабря 1971, Париж) — прима-балерина Мариинского театра[1], выдающаяся балерина Российской империи конца XIX — начала XX века[2]. После свадьбы с великим князем Андреем Владимировичем получила титул Её Светлейшее Высочество княгиня Pомановская-Kрасинская[3].

Биография

Детство и юность

Матильда Кшесинская родилась в 1872 году. Ее отцом был танцовщик Феликс Кшесинский, а матерью балерина Юлия Доминская[1]. Феликс Иванович Кшесинский участвовал в балете «Крестьянская свадьба», с которым польская балетная труппа гастролировала в 1851 году, после чего переехал в Россию[4]. Матильда была младшим ребенком в многодетной семье[5].

В возрасте восьми лет девочка поступила в Императорское театральное училище. Когда ей было девять лет, Матильда исполнила роль в балете Людвига Минкуса «Дон Кихот». Большое влияние на Кшесинскую оказало творчество балерины Вирджинии Цукки, особенно её танец в балете «Тщетная предосторожность». Этот танец Кшесинская танцевала на выпуском концерте[1]. Сестра Матильды, Юлия, была также танцовщицей. Брат Матильды, Иосиф — актер и характерный танцовщик[6]. В 1888 году на сцене Мариинского театра праздновался пятидесятилетний юбилей творческой деятельности Феликса Кшесинского, в котором приняла участие и Матильда. Она, и другая балерина, Варвара Рыхлякова, выступили в pas de guirland из «Своенравной жены»[7].

Матильда Кшесинская, 1880 год

Знакомство и Николаем II

Знакомство Матильды Кшесинской и Николая II состоялось на её выпускном вечере. Существуют предположения, что балерину пригласил за императорский стол сам император Александр III — родители наследника престола поощряли общение между молодыми людьми. Цесаревич Николай подарил Кшесинской особняк. Отношения между цесаревичем и балериной прекратились в 1894 году, перед свадьбой Николая II и великой княжны Александры Фёдоровны[1].

Матильда Кшесинская, 1910 год

Балет

Матильда Кшесинская танцевала в балете «Спящая красавица» Петра Чайковского, гастролировала в Монте-Карло и Польше. В 1899 году балерина исполнила партию Эсмеральды в балете Петипа. Кшесинская много работала и постоянно совершенствовалась. Перед спектаклями она соблюдала особый режим дня и диету, а в день, когда должна была состояться постановка, балерина никуда не выходила, проводя время в постели, не пила и не ела. Она брала дополнительные занятия у итальянца Энрико Чекетти, смогла первой среди балерин в Российской империи выполнить трюк в 32 фуэте подряд[1] — до нее этот результат могли показать только иностранные танцовщицы. Дополнительные занятия были нужны для достижения максимального результата. В Российской империи в балете много внимания уделялось выразительности и пластичности рук танцовщиц, тогда как итальянские специалисты много работали с ногами[8].

Кшесинская была против того, чтобы в труппу приглашали иностранных балерин. В труппе до 1901 года работала Пьерина Леньяни, которая считалась её главной соперницей. Из-за конфликта с Кшесинской директор Императорских театров князь Волконский ушел в отставку[8].

Кшесинская, получив приглашение от Рауля Гюнсбурга, отправилась на гастроли в Монте-Карло[5].

Через 10 лет работы в театре Кшесинская устроила свой бенефис, хотя обычно его организовывали через 20 лет подобной деятельности. В это же время балерина познакомилась с князем Андреем Владимировичем, с которым у нее завязались отношения. Осенью 1901 года они уехали в путешествие по Европе. 18 июня 1902 года Кшесинская родила сына Владимира и через 2 месяца вернулась к выступлениям на сцене. В 1911 году Кшесинская присоединилась к балетной антрепризе Дягилева[1]. В октябре 1911 года Кшесинская вместе с Анной Павловой выступали в Ковент-Гарден. Для Матильды Кшесинской были включены в репертуар постановки «Спящая красавица» и «Лебединое озеро». Дягилев посоветовал Кшесинской выбрать па-де-де из «Спящей красавицы» для дебюта на английской сцене. Кшесинская считала, что выступление прошло успешно, но все-таки не так, как она мечтала. Кшесинская вставила в сцену бала балета «Лебединое озеро» вариацию на музыку А. В. Кадлеца. С. П. Григорьев считал, что она произвела фурор. О выступлении Кшесинской в Англии писали в средствах массовой информации в Российской империи, в частности в журнале «Театр и искусство» в 1912 году:

Несмотря на то, что традиции строгой классической школы в настоящее время не очень ценимы лондонской публикой, Кшесинская своим исключительным виртуозным талантом, своей строгой классической школой сумела победить английскую публику и заставила признать себя первоклассной, выдающейся танцовщицей.Балетный критик В. Светлов

Выступления Анны Павловой также были встречены восторженно[9].

В собственности Матильды Кшесинской был особняк на Кап-д’Ай[5].

В 1917 году Кшесинская последний раз танцевала в России, исполнив свой любив номер «Русская» на сцене Петроградской консерватории[1][10]. Этот номер специально для Кшесинской поставила балетмейстер Клавдия Кулическая[4].

Матильда Феликсовна Ксешинская была большой поклонницей певицы Марии Ильиничне Морозовой, солистки хора Н. И. Шишкина[4].

Революция и эмиграция

После революции 1917 года особняк Кшесинской заняли большевики, которые забрали различные ценности, включая украшения Фаберже. Балерина выиграла против них суд, но вернуть свой особняк так и не смогла. Летом 1917 года Кшесинская и её сын уехали из Петербурга в Кисловодск, а затем вместе с Андреем Владимировичем переехали за границу. Свадьба состоялась в январе 1921 года. Они обвенчались в Каннской русской церкви у отца Григория Остроумова[10].

У Матильды появился титул светлейшей княгини Романовской[1]. Андрей Владимирович усыновил сына Кшесинской, Владимира, и дал мальчику свое отчество[8].

В столице Франции, Париже, Кшесинская открыла свою собственную балетную студию, в которой обучала балерин Марго Фонтейн, Памелу Мей, Иветт Шовире[1], Татьяну Рябушинскую[8]. В 1958 году Кшесинская была на гастролях Большого театра в Париже. Потом она вспоминала, что плакала от счастья, потому что увидела все тот же балет, который был когда-то[1].

Великий князь Андрей Владимирович умер осенью 1956 года. Здоровье Кшесинской ухудшилось. Она дважды ломала ногу и вследствие этого, делала операции[3]. Переехав во Францию, Кшесинская начала записывать свои воспоминания. Впервые они были изданы в Париже в 1960 году, а на русский язык переведены в 1992 году[11].

В 1936 году Кшесинская ушла со сцены, станцевав на сцене Ковент-Гарден[5].

В 1961 году в США вышли мемуары Кшесинской, которые называются «Dancing in Petersburg»[3].

В 1964 году Матильда Феликсовна закрыла свою школу. В конце 1965 года её проблемы со здоровьем обострились[3].

Матильда Кшесинская умерла в возрасте 99 лет. Она похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа[1].

Сын Матильды Кшесинской, Владимир, погиб в середине 1970-х годов. Детей у него не было[12].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Матильда Кшесинская.
  2. Историко-документальное наследие М. Ф. Кшесинской в архивах Москвы.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 К ИСТОРИИ БАЛЕТНОЙ СТУДИИ М. Ф. КШЕСИНСКОЙ В ПАРИЖЕ.
  4. 4,0 4,1 4,2 Великорусские оркестры и балетное искусство на рубеже XIX-ХХ вв.:творческие контакты и совместные начинания.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 МАТИЛЬДА КШЕСИНСКАЯ: РУССКАЯ ЭСМЕРАЛЬДА.
  6. Матильда Кшесинская и поиски нового балета в начале XX века.
  7. Варвара Рыхлякова в балетах Мариуса Петипа.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Высокие покровители и талант.
  9. «Русские сезоны» в Англии: неизвестные страницы.
  10. 10,0 10,1 20 лет ждала свадьбы. Кто покорил сердце Матильды Кшесинской после царя.
  11. САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЖЕНЩИН КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.: АНАЛИЗ ЭГО-ДОКУМЕНТОВ.
  12. Последние годы великолепной Матильды.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!