Скорсюк, Мария Сергеевна
Мария Сергеевна Скорсюк | |
---|---|
Мария Скорсюк | |
Дата рождения | 1872 год |
Дата смерти | 1901 год |
Гражданство | Российская империя |
Профессия | балерина |
Годы активности | 1890-1901 |
Театр | Мариинский театр |
Мария Сергеевна Скорсюк (1872—1901) — балерина Мариинского театра[1].
Биография
Мария Сергеевна Скорсюк родилась в 1872 году. Её отцом был мещанин из города Луги С. Д. Скорсюков. Мария Скорсюк был одной из казённых воспитанниц балетного отделения Петербургского театрального училища. За год до окончания обучения её хотели исключить из-за «неспособности к танцам»[1].
Российская артистка балета Екатерина Вазем описывала Марию Скорсюк как высокую худощавую девушку со смуглым цветом кожи, толстыми губами и большими чёрными глазами. По словам Вазем, её физические данные и способности мало подходили для классических танцев, но выглядела она очень эффектно. После весенних экзаменов, когда Скорсюк было 16 лет, её хотели исключить за малоуспешность и на этом настаивал чиновный председатель. Екатерина Вазем встала на защиту Скорсюк и добилась её переэкзаменовки, которая прошла очень успешно и Мария Скорсюк смогла закончить обучение[2][3].
Сохранился экзаменационный лист женского отделения училища за 1888 год, в котором указано, что Мария Скорсюк за балетные и бальные танцы получила «8» и «9» соответственно[4].
В 1890 году она стала выпускницей училища, начала работать кордебалетной танцовщицей в балетной труппе и получала жалование в размере 600 рублей[1].
Одноклассницами Марии Скорсюк были Варвара Рыхлякова, Анна Носкова, Матильда Кшесинская, в это же время, но на год старше, училась Ольга Преображенская[4].
Незадолго до того, как окончить обучение в училище, Мария Скорсюк стала участницей прощального бенефиса капельмейстера Алексея Дмитриевича Папкова, который проходил на сцене Мариинского театра. В газете «Санкт-Петербургские ведомости» писали об этом выступлении:
Г-жа Скорсюк танцует с темпераментом. Это тоже качество немаловажное. Дебютантки имели прекрасный успех. Им много аплодировали и вызывали очень дружно.балетный критик А. Плещеев
На Императорской сцене Мария Скорсюк с 1 июня 1890 года[5].
Мария Скорсюк принимала участие в бенефисе Веры Жуковой, который состоялся в начале 1891 года. «Петербургская газета» писала, что выступление Скорсюк заслуживают похвалы[4].
Дебютировала Мария Скорсюк более, чем успешно, в испанском танце, она исполняла свою партию с живостью и экспрессией. Скорсюк исполнила пляску с дубинкой в «Царе Кандавле», и в целом Марии Сергеевне особо удавались экзотические танцы. Она исполняла характерные танцы в балетах «Коппелия», «Млада», «Зорайя», «Конёк-горбунок». Мария Скорсюк отчасти конкурировала с Марией Петипа в плане тех партий, которые могла исполнять, но Мариус Петипа (отец Марии Петипа) хорошо к ней относился[1]. В «Коньке-горбунке» Мария Скорсюк танцевала партию одной из ханских жен, танцевала соло с бандурой[5].
Её яркий и выразительный образ в балете «Царь Кандавл» очень понравился Мариусу Петипа, и он стал ей доверять исполнять экзотические партии[2][3].
Скорсюк называли одной из выдающихся солисток, которая в основном танцует характерные танцы, среди которых лидирующую позицию занимают восточные и испанские танцы[5].
В 1892 году оклад Скорсюк составлял 700 рублей, в 1894 году он был увеличен до 1000 рублей, в 1898 году составлял уже 1200 рублей. Марии Скорсюк были предоставлены две поездки за границу, дирекция театра выдавала пособия на лечения[1].
Умерла балерина в 1901 году[1]. Причина смерти — скоротечная чахотка[2][3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Борисоглебский М., 1939, с. 65.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Екатерина Оттовна Вазем, 1937, с. 213.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Екатерина Оттовна Вазем, 1937, с. 214.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Варвара Рыхлякова в балетах Мариуса Петипа .
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Составлено Л.М. Карачунским, 1896, с. 43.
Литература
- Борисоглебский М. Материалы по истории русского балета. — Ленинград, 1939.
- Составлено Л.М. Карачунским. Наши Петербургские артисты. 300 портретов. — С-Петербург: Типография Е.А. Евдокимова, Троицкая улица, №18, 1896.
- Екатерина Оттовна Вазем. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра, 1867-1884. — 1937. — 243 с.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |