Преображенская, Ольга Иосифовна
Ольга Преображенская | |
---|---|
Балерина Ольга Преображенская | |
Имя при рождении | Ольга Иосифовна Преображенская |
Дата рождения | 21 января (2 февраля) 1871 |
Место рождения |
Санкт-Петербург, Российская империя |
Дата смерти | 27 декабря 1962 (91 год) |
Место смерти | Сен-Манде, Франция |
Гражданство | Российская империя→ Франция |
Профессия | балерина, балетный педагог |
Театр | Мариинский театр |
Награды | Заслуженная артистка Императорских театров |
Ольга Иосифовна Преображенская (21 января (2 февраля) 1871 год, Санкт-Петербург — 27 декабря 1962, Париж)[1] — прима-балерина Мариинского театра, балетный педагог[2].
Биография
Ольга Преображенская родилась в 1871 году[2]. Ее отцом был канцелярский служитель. Ольга числилась среди казенных воспитанниц балетного отделения Петербургского театрального училища[3], выпускницей которого она стала в 1889 году. Среди её учителей были М. И. Петипа, Л. И. Иванов, Х. П. Иогансон. Позже занималась у Й. Хансена и К. Беретта[1].
Одним из педагогов Ольги Преображенской был итальянец Энрико Чеккетти, который разрабатывал систему подготовки учеников в зависимости от их индивидуальных данных и способностей[4]. После выпуска из училища стала кордебалетной танцовщицей в балетной труппе с размером жалования 600 рублей[3]. На Императорской сцене выступала с 1 июня 1889 года[5].
В период с 1889 по 1909 год Ольга Преображенская была артисткой балетной труппы Мариинского театра, с 1900 года — ведущей танцовщицей. Она исполнила свыше 35 ролей в классических балетах. Танцевала в «Корсаре», «Фее кукол», «Коппелии», «Временах года», «Барышне-служанке», «Раймонде», «Капризах бабочки», в балете «Пахита», «Лебедином озере», «Щелкунчике», «Спящей красавице»[1]. Ольга Преображенская совершенствовала свои навыки в Париже в классах de perfection Большой Оперы[5].
В 1893 году размер её жалования составлял 1000 рублей, в 1895 году — 1200 рублей, в 1898 году — 2000 рублей[3].
В 1895 году Ольга Преображенская ездила с гастролями в Италию, Южную Америку, Германию, Англию, Францию[1]. В конце весеннего сезона 1896 года Ольга Преображенская была переведена в разряд «первых танцовщиц»[5]. В 1902 году размер жалования Преображенской составлял 3600 рублей, в 1903 — 4500 рублей, в 1905 году — 6000 рублей. Позже она работала по специальной договоренности, и за каждое выступление на сцене получала 300—400 рублей[3].
В балете «Дочь микадо» она исполнила «Variation lente». Ольга Преображенская танцевала классические вариации в третьем акте «Корсара»[6].
Ольгу Преображенскую дважды награждали золотыми медалями. За все время работы у нее был 21 отпуск с сохранением содержания. Ей было присвоено звание заслуженной артистки. Ольга Преображенская была популярной за границей: во Франции, Италии и Англии. В иностранных печатных изданиях её называли «выдающейся представительницей русской классической школы»[3].
В середине 1890-х Преображенская блестяще выступила в Монте-Карло и получила приглашение танцевать в Большом театре в Ницце, а также в Оперном театре в Марселе[5]. Преображенская выступала около 700 раз на сцене Мариинского театра за свою творческую деятельность[6].
В 1909 году ей выделили пенсию в размере 1140 рублей в дополнение к окладу, который составлял 6000 рублей. Начиная с 1914 года она получала каждый год из министерства двора 1860 рублей[6].
В 1922 году Ольга Преображенская уехала из России в Париж и там открыла свою студию[2].
Балерина сотрудничала с балетным критиком Андреем Яковлевичем Левинсоном. Тот читал лекции на тему художественной культуры в Сорбонне и в Театре Елисейских Полей. Во время этих лекций нередко выступали деятели искусства, среди которых была и Ольга Преображенская — она танцевала[7].
Последние годы жизни Ольга Иосифовна провела в нужде, она жила в больнице для престарелых людей[2].
Умерла Ольга Преображенская в 1962 году[2].
Педагогическая деятельность
Ольга Преображенская была педагогом в Петроградском хореографическом училище и в Школе русского балета. Среди её учеников — Агриппина Яковлевна Ваганова, Нина Вырубова, Нина Вершинина, Ольга Вершинина, Ольга Орис, Клавдия Павлова, Ольга Смирнова, Татьяна Рябушинская, Марго Фонтейн, Тамара Туманова, Нина Тихонова, Алисия Никитина, Нина Юшкевич, Ирина Гржебина, Лия Гржебина, Ольга Смирнова, Ольга Смирнова, Ольга Старк-Кононович, Серж Головин, Юрий Зорич, Игорь Юшкевич и другие. Некоторые ученики начинали заниматься у Преображенской в самом начале своего пути, другие оттачивали уровень мастерства[2].
В 1920—1921 годах была руководителем класса пластики при оперной труппе в Государственном Мариинском театре. В Санкт-Петербургской государственной консерватории в январе и марте 2021 года была преподавателем класса танцев и пластики[1].
С 1923 по 1960 год в Париже работала школа-студия О. И. Преображенской. Также она вела преподавательскую деятельность в Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине и Милане[2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, ОЛЬГА ОСИПОВНА (1871–1962) .
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Ольга Иосифовна Преображенская как выдающийся педагог классического танца ХХ .
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Борисоглебский М., 1939, с. 60.
- ↑ Энрико Чеккетти в России .
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Составлено Л.М. Карачунским, 1896, с. 41.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Борисоглебский М., 1939, с. 61.
- ↑ Работы А. Я. Левинсона как источник исторических исследований В. М. Красовской .
Литература
- Борисоглебский М. Материалы по истории русского балета. — Ленинград, 1939.
- Составлено Л.М. Карачунским. Наши Петербургские артисты. 300 портретов. — С-Петербург: Типография Е.А. Евдокимова, Троицкая улица, №18, 1896.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |