Ваганова, Агриппина Яковлевна

Материал из «Знание.Вики»
Агриппина Яковлевна Ваганова
Агриппина Ваганова, фотография сделана около 1910 года
Агриппина Ваганова, фотография сделана около 1910 года
Дата рождения 1879 год(1879)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 1951 год(1951)
Место смерти Ленинград
Награды Народная артистка РСФСР

Агриппина Яковлевна Ваганова (14 [26] июня 1879, Санкт-Петербург, Российская империя — 5 ноября 1951, Ленинград, СССР) — балерина и балетный педагог[1]. «Царица вариаций»[2]. Народная артистка РСФСР (1934)[1].

Биография

Агриппина Ваганова родилась в 1879 году в Санкт-Петербурге. В семье, помимо нее, было еще две старших дочери. Отцом Агриппины был Акоп Ваганов, который служил унтер-офицером в Астрахани. Получив отставку, он переехал в Санкт-Петербург. В семье не было особого достатка — Вагановы жили в одном из подвалов, который располагался на Офицерской улице. В Санкт-Петербурге Ваганов работал капельдинером Мариинского театра[3].

Когда девочке было 10 лет, она поступила в Петербургское театральное училище по классу балета. Учениц, которые делали успехи, принимали на полный пансион, а это могло избавить её семью от некоторых расходов на её содержание. Ваганова вспоминала, что очень стыдилась своей бедности и часто собирала сахар, который ей полагался, чтобы передать своей семье[1].

Одним из учителей Вагановой был Александр Облаков. Ваганова уделяла много времени занятиям и вскоре стала одной из лучших учениц в классе. Агриппина Ваганова исполнила роль амура в балете «Спящая красавица», играла спутницу феи Сирени, пажа, исполняла «крестьянский вальс». Позже она стала заниматься в классе Екатерины Вазем. Ваганова окончила училище в 1897 году, получив на выпускном экзамене 11 балов из 12 возможных[1][4].

После окончания училища стала кордебалетной танцовщицей с размером жалования в 600 рублей. Балерина училась у Е. Вазем, А. Облаковой, Л. Ивановой, П. Гердт, Н. Легата. Агриппина Ваганова брала уроки у Ольги Преображенской. В 1900 году её перевели в корифейки, размер оклада составил 720 рублей. Рецензенты отмечали, что у Вагановой сильные ноги и хорошая элевация, и несправедливо, что она держится в тени[4].

В 1901 году она уже была второй танцовщицей, её оклад составил 1020 рублей. В 1902 году театр предоставил Агриппине Вагановой заграничный отпуск, а в 1903 году её оклад увеличился до 1200 рублей. В 1906 году Агриппина Ваганова была переведена в танцовщицы первого разряда. По состоянию на 1909 год жалование Вагановой составляло 1320 рублей, а в 1910 году, она была удостоена золотой медали, её оклад был увеличен до 1800 рублей. В 1911 году Ваганова получала 2100 рублей, а через год её оклад составлял уже 2700 рублей[4].

Почтовая марка России с ХМК 125 лет со дня рождения балерины А. Я. Вагановой, 2004

Агриппина Ваганова выступала в Париже в Национальном театре комической опере и в «Тургеневской библиотеке». В «Опере-Комик» она исполнила танцы из балета «Конёк-горбунок» — танец «Шёпот цветов» и «Меланхолию». В статье в газете «Figaro» Ваганову называли «звездой петербургского балета». В 1914 году оклад Вагановой увеличился до 3600 рублей. В 1915 году Ваганова была переведена в разряд балерин, а в 1916 году ей предоставили прощальный бенефис — это был балет «Ручей»[4].

Ваганова выработала свой собственный балетный стиль — у нее были сильные прыжки и хорошо отточенные движения. Балетный критик Аким Волынский писал, что Ваганова мастерски замирала в воздухе на несколько секунд — она подпрыгивала без разбега. Ваганову называли «царицей вариаций». Сольные партии балерина стала получать только к концу своей карьеры[1].

Гражданским мужем Агриппины Вагановой был отставной полковник Андрей Померанцев. В 1904 году у них родился сын Александр. Также на попечении Вагановой остались её племянники, так как её сестра умерла[1].

Ваганова танцевала в балетах «Жизель», «Жемчужина», «Капризы бабочки», «Раймонда», «Коппелия»[4].

В 1914 году Ваганова исполнила главную партию в балете «Шопениана», заменив Тамару Карсавину, и её выступление прошло с большим успехом. Через год она исполнила сольную партию в «Ручье». Танцевала партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», Царь-девицу в «Коньке-Горбунке»[1].

В 1917 году умер муж Вагановой. Чтобы содержать семью, она начала выступать с концертами и занялась преподавательской деятельностью[1].

В 1934 году Вагановой присвоили звание народной артистки РСФСР. В том же году вышла её книга «Основы классического танца»[1].

Умерла Ваганова в 1951 году[1].

Преподавательская деятельность

Агриппина Ваганова начала заниматься преподавательской деятельность в 1919 году, а в 1921 году она была принята на работу в ЛГХУ (Ленинградское хореографическое училище). В 1922 году она стала вести класс усовершенствования[4]. В 1927 году Ваганова начала исполнять обязанности помощника художественного руководителя театра имени С. М. Кирова. В течение семи лет была художественным руководителем балетной труппы театра имени С. М. Кирова. Ученицами Вагановой были такие балерины, как Дудинская, Железнова, Каминская, Камкова, Уланова, Шелест, Тангиева, Блатова[5].

Ваганова разработала методику, которая стала основой балетной педагогики во многих странах мира[1].

Она объясняла своим ученицам особенности работы мышц, способы, благодаря которым движения становятся легкими и изящными. В 1923 году она выпустила учениц Нину Млодзинскую и Ольгу Мунгалову, позже Наталью Камкову и Елену Тангиеву. В 1925 — Марину Семенову[1].

Примечания

Литература

  • Борисоглебский М. Материалы по истории русского балета. — Ленинград, 1939.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!