Ваганова, Агриппина Яковлевна

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Агриппина Яковлевна Ваганова
Агриппина Ваганова, фотография сделана около 1910 года
Агриппина Ваганова, фотография сделана около 1910 года
Дата рождения 1879 год(1879)
Место рождения Санкт-Петербург,
Российская империя
Дата смерти 1951 год(1951)
Место смерти Ленинград, СССР
Гражданство  Российская империя
 СССР
Награды Народный артист РСФСР

Агриппина Яковлевна Ваганова (14 [26] июня 1879, Санкт-Петербург, Российская империя — 5 ноября 1951, Ленинград, СССР) — балерина и балетный педагог[1]. «Царица вариаций»[2]. Народная артистка РСФСР (1934)[1].

Биография

Агриппина Ваганова родилась в 1879 году в Санкт-Петербурге. В семье, помимо нее, было еще две старших дочери. Отцом Агриппины был Акоп Ваганов, который служил унтер-офицером в Астрахани. Получив отставку, он переехал в Санкт-Петербург. В семье не было особого достатка — Вагановы жили в одном из подвалов, который располагался на Офицерской улице. В Санкт-Петербурге Ваганов работал капельдинером Мариинского театра[3].

Когда девочке было 10 лет, она поступила в Петербургское театральное училище по классу балета. Учениц, которые делали успехи, принимали на полный пансион, а это могло избавить её семью от некоторых расходов на её содержание. Ваганова вспоминала, что очень стыдилась своей бедности и часто собирала сахар, который ей полагался, чтобы передать своей семье[1].

Одним из учителей Вагановой был Александр Облаков. Ваганова уделяла много времени занятиям и вскоре стала одной из лучших учениц в классе. Агриппина Ваганова исполнила роль амура в балете «Спящая красавица», играла спутницу феи Сирени, пажа, исполняла «крестьянский вальс». Позже она стала заниматься в классе Екатерины Вазем. Ваганова окончила училище в 1897 году, получив на выпускном экзамене 11 балов из 12 возможных[1][4].

После окончания училища стала кордебалетной танцовщицей с размером жалования в 600 рублей. Балерина училась у Е. Вазем, А. Облаковой, Л. Ивановой, П. Гердт, Н. Легата. Агриппина Ваганова брала уроки у Ольги Преображенской. В 1900 году её перевели в корифейки, размер оклада составил 720 рублей. Рецензенты отмечали, что у Вагановой сильные ноги и хорошая элевация, и несправедливо, что она держится в тени[4].

В 1901 году она уже была второй танцовщицей, её оклад составил 1020 рублей. В 1902 году театр предоставил Агриппине Вагановой заграничный отпуск, а в 1903 году её оклад увеличился до 1200 рублей. В 1906 году Агриппина Ваганова была переведена в танцовщицы первого разряда. По состоянию на 1909 год жалование Вагановой составляло 1320 рублей, а в 1910 году, она была удостоена золотой медали, её оклад был увеличен до 1800 рублей. В 1911 году Ваганова получала 2100 рублей, а через год её оклад составлял уже 2700 рублей[4].

Почтовая марка России с ХМК 125 лет со дня рождения балерины А. Я. Вагановой, 2004

Агриппина Ваганова выступала в Париже в Национальном театре комической опере и в «Тургеневской библиотеке». В «Опере-Комик» она исполнила танцы из балета «Конёк-горбунок» — танец «Шёпот цветов» и «Меланхолию». В статье в газете «Figaro» Ваганову называли «звездой петербургского балета». В 1914 году оклад Вагановой увеличился до 3600 рублей. В 1915 году Ваганова была переведена в разряд балерин, а в 1916 году ей предоставили прощальный бенефис — это был балет «Ручей»[4].

Ваганова выработала свой собственный балетный стиль — у нее были сильные прыжки и хорошо отточенные движения. Балетный критик Аким Волынский писал, что Ваганова мастерски замирала в воздухе на несколько секунд — она подпрыгивала без разбега. Ваганову называли «царицей вариаций». Сольные партии балерина стала получать только к концу своей карьеры[1].

Гражданским мужем Агриппины Вагановой был отставной полковник Андрей Померанцев. В 1904 году у них родился сын Александр. Также на попечении Вагановой остались её племянники, так как её сестра умерла[1].

Ваганова танцевала в балетах «Жизель», «Жемчужина», «Капризы бабочки», «Раймонда», «Коппелия»[4].

В 1914 году Ваганова исполнила главную партию в балете «Шопениана», заменив Тамару Карсавину, и её выступление прошло с большим успехом. Через год она исполнила сольную партию в «Ручье». Танцевала партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», Царь-девицу в «Коньке-Горбунке»[1].

В 1917 году умер муж Вагановой. Чтобы содержать семью, она начала выступать с концертами и занялась преподавательской деятельностью[1].

В 1934 году Вагановой присвоили звание народной артистки РСФСР. В том же году вышла её книга «Основы классического танца»[1].

Умерла Ваганова в 1951 году[1].

Преподавательская деятельность

Агриппина Ваганова начала заниматься преподавательской деятельность в 1919 году, а в 1921 году она была принята на работу в ЛГХУ (Ленинградское хореографическое училище). В 1922 году она стала вести класс усовершенствования[4]. В 1927 году Ваганова начала исполнять обязанности помощника художественного руководителя театра имени С. М. Кирова. В течение семи лет была художественным руководителем балетной труппы театра имени С. М. Кирова. Ученицами Вагановой были такие балерины, как Дудинская, Железнова, Каминская, Камкова, Уланова, Шелест, Тангиева, Блатова[5].

Ваганова разработала методику, которая стала основой балетной педагогики во многих странах мира[1].

Она объясняла своим ученицам особенности работы мышц, способы, благодаря которым движения становятся легкими и изящными. В 1923 году она выпустила учениц Нину Млодзинскую и Ольгу Мунгалову, позже Наталью Камкову и Елену Тангиеву. В 1925 — Марину Семенову[1].

Литература

  • Борисоглебский М. Материалы по истории русского балета. — Ленинград, 1939.

Примечания

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!