Рыхлякова, Варвара Трофимовна
Варвара Трофимовна Рыхлякова | |
---|---|
балерина Варвара Рыхлякова | |
Профессия | артистка балета, балетный педагог |
Годы активности | 1890-1910 |
Театр | Мариинский театр |
Варвара Трофимовна Рыхлякова (1871—1919)[1] — балерина и балетный педагог, одна из ведущих солисток Мариинского театра конца XIX — начала XX века[2].
Биография
Детство, юность и начало творческого пути
Варвара Трофимовна Рыхлякова родилась 4 декабря 1871 года. Ее отцом был артист оркестра Мариинского театра Трофим Осипович Рыхляков, который начинал свою карьеру нотным копиистом. Ее мать, Анастасия Яковлева, была хористкой Русской оперы. У Варвары были старшие сестры Татьяна, Надежда, Ольга, младшая сестра Наталья и младший брат Георгий. В возрасте восьми лет Варвара была принята в Театральное училище по прошению отца. Она училась вместе с Матильдой Кшесинской, Анной Носковой и Марией Скорсюк. 1 января 1884 году Рыхлякова была переведена из вольноприходящих в пансионерки[2].
В экзаменационном листе женского отделения Училища за 1888 год обозначено, что Варвара Рыхлякова за балетные и бальные танцы получила оценку «12». Экзаменационная комиссия, оценивавшая успехи учениц класса Христиана Иогансона по балетным танцам, за способности, прилежание и успехи также поставила Рыхляковой оценку «12». Экзаменационный лист подписали Мариус Петипа, Христиан Иогансон, Павел Гердт, Платон Карсавин, Лев Иванов, Екатерина Вазем, Александр Облаков, Иван Рюмин. Варвара Рыхлякова выступала вместе с Матильдой Кшесинской во время празднования пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности Феликса Кшесинского в 1888 году. Варвара Рыхлякова окончила Училище в 1890 году первой ученицей выпуска. Ее аттестат был подписан П. Гердтом, М. Петипа, Е. Вазем, А. Облаковым, Л. Ивановым[2].
Во время учебы участвовала в прощальном бенефисе капельмейстера А. Д. Папкова на сцене Мариинского театра. Отчет о бенефисе публиковался в «Петербургской газете»:
Рыхлякова, танцевавшая с незаменимым кавалером, г. Чекетти, блистала техническими фокусами и изяществом.Балетный критик А. Плещеев
М. В. Борисоглебский писал, что когда Рыхлякова выпускалась из училища, многие считали, что её ждет большое будущее. После окончания училища, Варвару Рыхлякову приняли в труппу Мариинского театра на положение корифейки. Вначале у нее были очень небольшие партии. 11 ноября 1890 года в Мариинском театре шли новые балеты: «Шалость амура» А. Фридмана и «Не-нюфар» Н. Кроткова, который поставил М. Петипа. Главную роль в них исполнила В. Никитина, но также в балетах танцевала Рыхлякова[2].
Варвара Рыхлякова из-за болезни не выступала полгода. Позже она станцевала партию Золота в «Спящей красавице», и её выступление было восторженно встречено рецензентами. А. Плещеев писал, что Рыхлякова, Кшесинская, Преображенская и Андерсон все заметнее стали выделяться среди молодых танцовщиц. В другой газете писали, что выступление Рыхляковой и Преображенской прошло особенно мило[2].
Балерина исполняла партии в балетах «Щелкунчик», «Сифильда», «Приказ короля». Весной 1892 года Рыхлякова редко выступала, что было отмечено в печати. В частности «Петербургская газета» указывала, что так происходило по желанию театрального начальства. На закрытии балетного сезона Рыхлякова исполнила с Александром Горским классические па из балета «Фауст»[2].
24 ноября 1891 года Рыхлякова танцевала в балете «Царь Кандавл» на музыку Ц. Пуни. В этом балете Варвара Рыхлякова танцевала различные партии много лет. На премьерном спектакле она была одной из Граций[2].
Летом 1892 года Варвара Рыхлякова стала второй танцовщицей 2-го разряда. В это же время она выступала в Красносельском театре[2].
Балет и интриги
В конце лета 1892 года в одной из газет появилась заметка о том, что Матильда Кшесинская блестяще исполнила в Красносельском театре балет «Фиаметту», но балетная администрация поступила бы правильно, если бы дала возможность протанцевать на большой балетной сцене и Варваре Рыхляковой[2].
Не понятно, повлияла ли эта заметка на карьеру Рыхляковой, но главной партии в каком-либо балете она не получила и вообще стала выступать чрезвычайно редко. На премьере балета «Наяда и рыбак» Ц. Пуни Рыхлякова числилась запасной исполнительницей главной партии. Ей давали танцевать слишком простые и незначительные роли, которые не могли в полной мере продемонстрировать её потенциал, из-за этого она сильно переживала, что приводило к обострению проблем со здоровьем. 10 января 1893 года на прощальном бенефисе балерины Марии Горшенковой Рыхлякова выступала, что было отмечено в рецензии А. Плещеева. Когда в 1893 году в Мариинский театр поступила младшая сестра Рыхляковой Наталья, балерина стала именоваться Рыхлякова 1-я[2].
В мае 1893 года у Ряхляковой опять обострились проблемы со здоровьем, и ей предоставили отпуск до 15 сентября. 26 сентября она уже танцевала на сцене в одноактном балете Л. Минкуса «Жертвы амуру, или Радости любви». Мариус Петипа возобновил этот балет специально для Варвары Рыхляковой и Ольги Преображенской. Балет демонстрировался в сезоне 9 раз. Осенью того же года Рыхлякова танцевала китайский танец в «Щелкунчике». Она танцевала в балете «Золушка» и в «Царе Кандавле»[2].
В 1894 году Варвара Рыхлякова танцевала в балете «Катарина, дочь разбойника» Ц. Пуни в grand pas d’action. Через неделю балет был показан еще раз, и зрители восторженно встретили вальс-пиццикато, в котором участвовала Рыхлякова[2].
В февраля 1894 года состоялся вечер памяти П. И. Чайковского. Балерина участвовала в вечере, был показан 2-й акт балета, Рыхлякова танцевала в нем пиццикато[2].
Когда весной 1894 года Мариинский театр был закрыт на реконструкцию, Варвара Рыхлякова танцевала в Александровском театре в «Тщетной предосторожности». В 1895 года Варвара Трофимовна Рыхлякова стала танцовщицей I разряда. В 1896 году её перевели в первые танцовщицы. Варвара Рыхлякова принимала участие в торжествах, организованных в Москве по случаю коронации императора Николая II. За это ей пожаловали серебряную медаль. В то время прима-балериной стала Матильда Кшесинская, и Рыхлякова так и не могла получить первые роли[2].
О ситуации с распределением главных партий в театре отзывались многие современники Рыхляковой. Так, Мариус Петипа писал, что танцовщицы без протекции могут годами ждать, когда им выпадет удача станцевать что-то стоящее. А. В. Ширяев писал, что Матильда Кшесинская забирала себе все выигрышные балетные партии, а остальные танцовщицы выбирали из того, что осталось. В. А. Теляковский, в прошлом директор Императорских театров отмечал, что многие балерины не могли получить роли до старости. Он упоминал Рыхлякову, которая, на его взгляд, была выдающейся танцовщицей, но пробовать на первые роли её стали только тогда, когда у нее уже не было той молодости и энергии, что раньше[2].
24 ноября 1896 года Рыхлякова танцевала в спектакле «Конек-горбунок», который был поставлен Мариусом Петипа. Рецензент под именем «Балетоман IV яруса» писал, что Варвара Рыхлякова выступила очень успешно[2].
Рыхлякова танцевала в балете «Синяя борода», который демонстрировали в декабре 1896 года к 50-летию службы Мариуса Петипа в России. В 1897 году в России прошла премьера балета «Дочь микадо» на музыку В. Врангеля. Варвара Рыхлякова и Екатерина Гельцер танцевали dance lente во втором акте. Позже она исполнила «Танец с зонтиком» и однажды выступила в главной роли, станцевав партии Готару-Гимэ[2].
В этом же году у Варвары Рыхляковой был длительный отпуск, который она провела в Симеизе, чтобы поправить здоровье[2].
В последующие годы она с успехом танцевала в балете «Капризы бабочки», в «Жизели», «Корсаре», «Коппелии», «Спящей красавице»[2].
Жалование Варвары Рыхляковой повышается до 2 тысяч рублей в год, тем временем первых ролей в балетах у нее все равно нет. В 1902 году у Рыхляковой умер отец, а мать потеряла зрение и находилась на иждивении дочери[2].
В 1906 году Варвара Трофимовна танцевала в балете «Кот в сапогах». Кшесинская настояла на том, чтобы в «Коньке-горбунке» вместо Варвары Рыхляковой танцевала другая балерина[2].
В 1907 году Рыхлякову наградили золотой медалью на Станиславской ленте для ношения на шее[2]. Весной 1910 года она была награждена золотой медалью на Александровской ленте[2].
1 июня 1910 года её уволили из Мариинского театра «за выслугой установленного срока на получение пенсии», она стала получать пенсию в размере 1500 рублей ежегодно[2].
Семья и личная жизнь
В начале 1900-х годов Рыхлякова познакомилась с доктором медицины Николаем Фёдоровичем Чигаевым. Мужчина был женат и старше Варвары Трофимовны на 12 лет. Постепенно между ними завязались отношения, хотя на замужество Рыхлякова не могла рассчитывать — получить развод в то время было очень сложно. 10 марта 1905 года она родила сына, которого назвала Николаем. После рождения сына балерина переехала в более просторную квартиру на Александринской площади, 9 и наняла няньку. Позже отношения с Н. Ф. Чигаевым прекратились[2].
Преподавательская деятельность
В 1907 году Варвара Трофимовна стала помощницей преподавателя классического танца в Театральном училище, а с сентября того же года была принята штатной преподавательницей младших классов. Среди учениц Варвары Рыхляковой были Таисия Трояновская, Лидия Тюнтина, Александра Данилова. Зарплата преподавательницы Театрального училища составляла 75 рублей в месяц. В 1914 году Варвара Рыхлякова перестала работать в Театральном училище[2].
Революция 1917 года
Ухудшающийся уровень жизни осложнил состояние здоровья балерины и осенью 1917 года она попала в больницу. После революции 1917 года были отменены пенсии. Варваре Рыхляковой пришлось устроиться на работу в магазин, а затем в Петрокоммуну, в которой была столовая. Зимой 1918—1919 годов она вновь попала в больницу, её сын тем временем находился на попечении у знакомых. 10 февраля 1919 года умер Н. Ф. Чигаев. Рыхляковой требовалась операция, она устроила сына Николая к своей племяннице, Марии, которая также окончила Театральное училище, и вернулась в больницу. Балерина умерла 8 мая 1919 года. Ее похоронили на Митрофаниевском кладбище[2].
Николай Николаевич Рыхляков, сын Варвары Рыхляковой, окончил Театральное училище в 1923 году. Он стал артистом балета, выступал в Малом оперном театре. С 1944 года работал ведущим режиссером балета в Кировском театре. Умер 13 августа 1962 года[3].
Примечания
Литература
- Олег Петров. Русская балетная критика второй половины XIX века. — 1995. — 414 с. — ISBN 9785861930222.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |