Вазем, Екатерина Оттовна

Материал из «Знание.Вики»
Екатерина Оттовна Вазем
La-bayadere-ekaterina-vazem-as-nikiya-1877.jpg
Имя при рождении Матильда Оттовна Вазем
Дата рождения 25 января 1848(1848-01-25)
Место рождения Москва,
Российская империя
Дата смерти 14 декабря 1937(1937-12-14) (89 лет)
Место смерти Ленинград, СССР
Гражданство  Российская империя  СССР
Профессия артистка балета,
балетный педагог
Театр Большой театр (Санкт-Петербург),
Балет Мариинского театра

Екатери́на О́ттовна Ва́зем (имя при рождении — Матильда; 13 [25] января 1848 — 14 декабря 1937) — российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра, балетный педагог.

Биография

Родилась 13 января (25 января по новому стилю) 1848 года в Москве.[1]

Была зачислена в 187 году в Санкт-Петербургское театральное училище не за казённый счёт, а с оплатой обучения по 500 рублей в год. Только через шесть лет девочку перевели на появившееся в училище казённое место. Её педагогами были: Лев Иванов — в младших классах, Алексей Богданов — в средних классах и французский танцовщик Эжен Гюге (1821—1875)[2] в старшем классе. Училище Екатерина Вазем окончила в 1867 году.

По окончании училища была принята в Санкт-Петербургскую балетную труппу императорских театров, дебютировав 10 сентября 1867 года в балете «Наяда и рыбак» балетмейстера Ж. Перро в партии Наяды.[3] Через год дебютировала в балете «Конёк-Горбунок, или Царь-девица» А. Сен-Леона, а с 1874 года заняла лидирующее положение в театре. Среди её партнёров по сцене были Павел Гердт (постоянный партнёр по танцу в школе и на большой сцене), Александра Вергина[4], Александра Кеммерер, Клавдия Канцырева, Надежда Богданова. В репертуаре Екатерины Вазем было 22 партии; партии некоторых балетов специально для неё были сочинены Мариусом Петипа.

С начала 1870-х годов балерина стала получать собственные бенефисы и постепенно вышла в примы-балерины петербургской сцены. 31 января 1871 года в Санкт-Петербурге состоялся бенефис трёх артистов: А. Ф. Вергиной, П. А. Гердта и Е. О. Вазем. Для этого тройного бенефиса Мариус Петипа поставил балетный спектакль «Две звезды». Балетное мастерство Екатерины Вазем было безукоризненным, и вскоре она получила официальные приглашения на балетные сцены Америки — Нью-Йорка и Филадельфии. Но дирекция императорских театров не отпустила балерину гастролировать в США, предложив взамен очень выгодные финансовые условия.[3]

Е. О. Вазем стала первой исполнительницей партий: «Бабочка» (балетмейстер М. И. Петипа), Анжелла («Бандиты», музыка Людвига Минкуса), Никия («Баядерка»), Дочь снегов («Дочь снегов», балетмейстер М. И. Петипа), Роксана («Роксана, краса Черногории» балетмейстер М. И. Петипа), одна из двух звёзд («Две звезды», балетмейстер М. И. Петипа). Её последним полным выступлением в начале 1884 года стала партия Никии в балете «Баядерка» Л. Минкуса. Прощальный бенефис Екатерины Вазем состоялся 16 февраля 1884 года, об этом событии с торжественными про́водами балерины написали «Петербургская газета» и «Театральный мирок».

Через два года после ухода со сцены, Екатерина Оттовна начала вести средние женские классы Петербургского театрального училища, сменив в этой должности Мариуса Петипа. Преподаванием занималась с 1886 по 1896 год. С 1896 года стала давать частные уроки. Некоторое время педагогической деятельностью занималась и после Октябрьской революции.

Умерла 14 декабря 1937 года в Ленинграде, была похоронена на Смоленском лютеранском кладбище[5].

Примечания

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!