Петипа, Мариус

Мариус Петипа
Мариус Иванович Петипа
Мариус Иванович Петипа
Дата рождения 11 марта 1818(1818-03-11)
Место рождения Марсель Франция
Дата смерти 14 июля 1910(1910-07-14) (92 года)
Место смерти Гурзуф Крым Российская империя
Гражданство Российская империя
Род деятельности Балетмейстер
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Ма́риус Ива́нович Петипа́ (фр. Marius Petipa; 11 марта 1818, Марсель, Франция14 июля 1910, Гурзуф, Крым, Таврическая губерния, Российская империя) — французский и российский артист балета, балетмейстер, педагог и театральный деятель. Именно он определил направление, по которому на протяжении десятилетий развивался русский балет[1].

Биография

Детство

Великий балетмейстер и хореограф Мариус Петипа, сыгравший ключевую роль в развитии классического балета, появился на свет 11 марта 1818 года в живописном городе Марсель, Франция. Родительская пара мальчика состояла из известных деятелей искусства: отец, Жан-Антуан Петипа, славился как именитый балетмейстер, а мать, Викторина Морель-Грассо, была популярной драматической актрисой[2].

Ребёнком его назвали Альфонс Виктор Мариус Петипа. Когда маленькому Мариусу исполнилось четыре года, семейство переехало в бельгийский город Брюссель: отцу предложили престижную должность в местном оперном театре. Мальчик с детства получал образование, совмещая занятия музыкой — игрой на скрипке — и, несмотря на первоначальные сомнения и отсутствие страсти к искусству танца, занимался хореографией под руководством родителя[3].

Начало пути

Первое публичное выступление Мариуса состоялось в возрасте тринадцати лет, когда он выступил в отцовской постановке «Танцемании». Юный исполнитель очаровал публику, продемонстрировав удивительный потенциал. Успех не заставил себя ждать: уже в шестнадцатилетнем возрасте Петипа занял должность балетмейстера и ведущего артиста в театре южного французского города Нант. Позднее, в 1839 году, он вновь последовал за отцом, направляясь в Соединённые Штаты Америки, где оба работали в Нью-Йорке[1].

По возвращении во Францию Петипа учился в школе при Парижской опере, но не был принят в её труппу. После этого он переехал в Бордо, а затем — в Мадрид, где с 1842 по 1846 год танцевал в королевском Тeatro del Circo Испании. Именно там он познакомился с местной танцевальной традицией, которая позже отразилась в его работах. По слухам, покинул Мадрид он из-за личного скандала, связанного с романом с дочерью знатного испанца[4].

Творчество в России

В 1847 году Петипа принял приглашение от директора Императорских театров России Александра Михайловича Гедеонова и переехал в Санкт-Петербург, где и провёл оставшуюся часть своей жизни. Позднее он объяснял этот шаг тем, что в Европе его разочаровала легковесная и поверхностная манера ведения балетного искусства[5].

В России он получил имя Мариус Иванович Петипа. Его дебют в Санкт-Петербургском Большом (Каменном) театре состоялся осенью 1847 года, где он исполнил роль Люсьена в балете «Пахита» Жозефа Мазилье (музыка Эдуарда Дельдевеза)[6]. Позже он представил постановку в Московском Большом театре, а в 1896 году последняя редакция «Пахиты» была исполнена Матильдой Кшесинской. Уже в 1848 году Мариус совместно с отцом поставил пантомимный балет «Сатанилла» (в русском переводе — «Влюблённый бес»). В последующие годы он активно работал над хореографией балетов, одновременно совершенствуя мастерство как исполнитель[1].

Начиная с 1855 года, Мариус Петипа занялся преподавательской деятельностью, возглавляя класс женского классического танца в Петербургском театральном училище, готовя будущие звёзды русской сцены. Несмотря на первоначальный успех у публики, критики поначалу принимали его выступления достаточно прохладно. Со временем, однако, он утвердился как талантливый актёр пантомимы и опытный характерный танцовщик, исполнив главные партии в таких значимых постановках, как «Эсмеральда», «Фауст» и «Корсар», созданные известным балетмейстером Жюлем-Жозефом Перро[1].

В 1849 году Петипа предстал перед зрителем в роли Освальда в балете «Лида, швейцарская молочница». Его ранние творческие эксперименты включают дивертисменты вроде «Звезды Гренады», постановки «Брак во времена регентства» и «Парижский рынок», где партнёром выступала его супруга, известная балерина Мария Суровщикова. В 1859 году Петипа занял должность помощника главного балетмейстера Императорского театра Артура Сен-Леона[7].

Первый значительный сольный проект Петипа состоялся в 1862 году — им стал балет «Дочь фараона», основанный на сюжете романа Теофиля Готье «Роман о мумии». Мариус выступал не только как постановщик, но и как автор либретто. Публика приняла новый балет благосклонно, отметив его высокое художественное значение[8].

С 1862 года Петипа становится штатным балетмейстером, а с 1869 по 1903 год возглавляет балетную труппу петербургского императорского театра. За этот период он создаёт свыше шести десятков оригинальных произведений и около двадцати редакций классических постановок, пополнив сокровищницу мировой балетной классики такими бессмертными шедеврами, как «Дон Кихот» (1869, музыка Людвига Минкуса), в котором Петипа впервые сочетает классические па с традиционными испанскими народными танцами, и «Баядерка» (1877), поражающая зрителя знаменитым номером «Тень», служащим эталонным примером ансамблевого классического танца[9].

Из-за ухудшения здоровья врачи рекомендовали Петипа сменить климат, и в 1907 году он переехал в курортный посёлок Гурзуф, расположенный в Крыму. Три года спустя, 14 июля 1910 года, на девяносто втором году жизни великий балетмейстер умер. Через некоторое время его останки были доставлены обратно в Петербург и захоронены на Волковском лютеранском кладбище. Спустя полстолетия, в 1948 году, прах Петипа перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невского монастыря[1].

Преподавательская деятельность

Новаторские принципы в деятельности

Свою балетмейстерскую деятельность Мариус Петипа начал ещё за границей — одним из первых его произведений стал балет «Кармен и её тореадор» (1845). Однако именно в России его талант раскрылся в полной мере и получил масштабное развитие. Первым шагом на петербургской сцене стало перенесение балета из Парижа «Пахита» Э. М. Дельдевеза в постановке Жозефа Мазилье, а затем — восстановление «Сатаниллы» Ж. Перро, смело переделывая танцы и структуру оригиналов[10].

Петипа использовал режиссёрский опыт своего отца Жана и собственные заметки, сделанные во время пребывания в Испании, изучая особенности местных танцев. Это позволило ему не только сохранить дух оригинальных произведений, но и адаптировать их к российской балетной традиции, что стало важным этапом в развитии русского балета. Настоящим прорывом стала премьера балета-феерии «Дочь фараона» в 1862 году — первая крупная оригинальная постановка Петипа. Музыку к спектаклю написал Цезарь Пуни, а либретто хореограф разработал сам, вдохновившись произведением Теофиля Готье. Балет имел грандиозный успех — и спустя более века, в 2000 году, был восстановлен французским балетмейстером Пьером Лакоттом специально для сцены Большого театра[11].

Уже в «Дочери фараона» Петипа продемонстрировал выдающееся мастерство в организации сцены: он блестяще работал с ансамблями, выстраивал сложные композиции кордебалета и солистов, разбивал сценическое пространство на несколько планов, каждый из которых заполнялся артистами, выполняющими свои партии. Эти группы сливались в единое целое, затем вновь разделялись, создавая эффект танцевальной симфонии. Подобный приём, по сути, отражал принципы симфонического мышления, и позднее получил развитие в других его работах[11].

Подлинным шедевром Мариуса Петипа стал балет «Баядерка» (1877) на музыку Людвига Минкуса. Особенно выдающимся в истории балета считается знаменитый «Акт теней» — образец чистейшей академической хореографии, жемчужина классического наследия, до сих пор входящая в репертуар ведущих балетных театров мира[11].

Петипа не только создал великую сценическую эстетику, но и систематизировал принципы академического танца. Его постановки отличались зрелищностью, строгостью композиции и внутренней симфоничностью. Благодаря ему балет перестал быть просто красивым зрелищем — в его спектаклях появились драматизм, нравственная идея и глубокое содержание. Интересен творческий подход Петипа: по воспоминаниям современников, он часто начинал работу над постановками дома. Для этого он использовал небольшие фигурки, которые расставлял на столе, разыгрывая сцены и выстраивая танцевальные построения, словно создавая миниатюрную хореографическую партитуру[11].

Развитие танцевальности формировало для Петипа идеал балетного спектакля: многоактный балет, действие которого постепенно развивалось посредством чередования танца и пантомимных сцен. Это позволяло разнообразить танцевальные формы и совершенствовать их. Словом, балет для Петипа был «великолепным зрелищем» и, что бы он ни ставил, балеты его всегда были блистательны[11].

«Эпоха Петипа»

Монета Банка России, Балетмейстер М.И. Петипа, к 200-летию со дня рождения. 2 рубля, серебро, реверс, пруф.

Большую роль в успехах мастера сыграл директор Императорских театров Иван Александрович Всеволожский, который оказывал ему всестороннюю поддержку, позволив реализовать самые смелые замыслы знаменитого балетмейстера. Уже долгое время Всеволожскому хотелось создать грандиозный балет-феерию, и наконец, получает подходящий сюжет, вдохновлённый знаменитой сказкой Шарля Перро «Спящая красавица». Иван Александрович обратился к известному композитору Петру Ильичу Чайковскому с просьбой сочинить музыку специально для задуманной постановки. Музыкант охотно принял предложение, однако выразил пожелание заранее ознакомиться с детально разработанным сценарием спектакля и любыми особыми указаниями от автора танцевальной композиции.

Петипа, приступив к работе, использовал оригинальный приём — сделал макеты фигур танцоров из картона и бумаги, двигая их по сцене, тщательно продумывая каждую деталь будущего действа. Когда музыка была готова, балетмейстер внимательно слушал произведения Чайковского и вносил значительные правки в хореографию, полностью меняя отдельные номера, например, танец Феи Сирени. Итогом такого тесного творческого союза стало появление на театральных подмостках шедевра, который остаётся популярным и любимым зрителями уже на протяжении целого столетия. Постановка превратилась в классический образец творчества Петипа и не покидает сцену по сей день. Ещё при жизни балетмейстера спектакль показывался около двухсот раз. По мнению авторитетного специалиста в области классического балета, преподавательницы Веры Михайловны Красовской, балет «Спящая красавица» стал величайшим событием в истории мирового искусства хореографии, воплотив наивысшую степень мастерства и завершённости в творчестве великого хореографа. Именно эта постановка подвела черту под многолетними поисками нового выразительного языка и обобщила опыт балетного искусства XIX века[12].

Официально гражданином России Мариус Петипа стал в возрасте семидесяти шести лет. Через год после этого знаменательного события в его биографии, Мариус и его ученик Лев Иванов поставили «Лебединое озеро». До этого балет уже представляли зрителям в 1877-м году, но по прошествии семнадцати лет он зазвучал совершенно по новому. Сцена бала во дворце дополнена испанским, польским, венгерским танцами, а антиподом нежной Одиллии стала страстная Одетта. Эта постановка — бессменный символ русского балета[12] .

За полувековой период, который Петипа прожил в России, он сумел поставить на сцене более шестидесяти балетов. Среди них особое место занимают «Раймонда», «Щелкунчик», «Сон в летнюю ночь», «Золушка». Петипа говорил, что годы, проведённые в России, стали самым счастливым временем его жизни[12].

Известные постановки

Дочь фараона. Матиус Петипа

Своё дебютное выступление в должности главного балетмейстера Императорских театров Мариус Петипа отметил постановкой балета «Дочь фараона». Его вклад в создание этого спектакля был весьма значительным: помимо создания хореографии, Петипа лично участвовал в разработке либретто, работая бок о бок с драматургом Анри Сен-Жоржем. Им удалось превратить литературную новеллу Теофиля Готье «Роман мумии» в превосходный балет, покоривший сердца зрителей на долгие годы. Премьера спектакля произвела настоящий фурор в культурной жизни Петербурга. Особенно впечатляющим было оформление сцены: публика восторгалась потрясающе красивыми костюмами в восточном стиле, величественными декорациями в виде египетских пирамид и даже реалистичными визуальными эффектами, воссоздающими пустынные песчаную бурю. К 1879 году число представлений достигло ста пятидесяти, а благодарные зрители торжественно вручили Петипа символичный лавровый венок в знак уважения и признательности за столь грандиозное произведение[13] .

Версия знаменитого романа Мигеля де Сервантеса, выполненная в жанре балета, занимает особое место в наследии Мариуса Петипа, поскольку является уникальной «московской» постановкой. Обычно премьеры спектаклей хореографа проходили в столице империи — Петербурге, а затем перемещались в московские театры, воспринимавшиеся тогда как провинциальные площадки. Однако судьба «Дон Кихота» сложилась иначе: балет дебютировал в Москве, и лишь спустя два года, в 1871 году, добрался до Петербурга. Примечательно, что сама композиция сюжета претерпела существенные изменения по сравнению с романом Сервантеса. Романтически настроенный герой-донкихот превратился во второстепенную фигуру, уступив центральную позицию любовной линии молодой пары — Китри и Базиля. Благодаря такому решению зрители получили возможность наслаждаться яркими танцами и комедийными элементами, гармонично вплетёнными в повествование. Петипа передал дух и атмосферу испанской культуры. Прежде чем приехать в Россию, он провёл значительное время в Испании, изучая местные традиции и осваивая народные танцы. Именно поэтому хореографические находки и движения героев балета выглядят настолько естественно и аутентично[13].

  • «Баядерка», 1877 год. Большой театр Санкт-Петербурга

Этот балет можно назвать последним воплощением эстетики романтизма и первым признанным шедевром великого хореографа Мариуса Петипа. Работая над созданием сценария, Петипа заручился поддержкой известного исследователя балета Сергея Худекова, который прославился своим монументальным трудом — четырёхтомником «История балета всех времён и народов». Основой для сюжета послужила древняя индийская драма «Сакунтала», принадлежащая перу классика санскритской литературы Калидасы, интерпретированная известным писателем Теофилем Готье. Ранее аналогичный сюжет был использован в постановке французского балетмейстера Люсьена Петипа. Тем не менее, балет Мариуса Петипа далеко отошёл от французской версии: знаменитый мастер балета сотворил собственную неповторимую пластику движений и глубоко выразительные драматические образы. Сам Петипа осуществил перенос своего балета на сцену обновлённого Мариинского театра в 1900 году. Тогда же главная роль была исполнена известной прима-балериной Матильдой Кшесинской, чьи выступления отличались неподражаемым артистизмом и великолепием техники исполнения[13].

Балет «Спящую красавицу», созданный знаменитым хореографом Мариусом Петипа в сотрудничестве с великим русским композитором Петром Чайковским, принято считать настоящей энциклопедией классического балета. Впервые совместная творческая инициатива этих великих мастеров состоялась именно в рамках этой постановки. В 1889 году Петр Ильич получил от Петипа крайне точный и подробный заказ относительно музыкальной составляющей балета. Ранее подобные заказы создавались штатными композиторами императорских театров, однако теперь музыкальное сопровождение должно было идеально соответствовать каждому движению, каждой детали сценического действия, продуманного Петипа буквально до мелочей. Так, сцена с колющим уколом Авроры веретеном хореограф прописал вплоть до точного количества музыкальных тактов — от двадцати четырёх до тридцати двух. Чайковский с глубоким уважением воспринял эти строгие требования и бережно вписал каждое требование Петипа в свой гениальный музыкальный шедевр. Либретто для постановки было создано самим Петипа в содружестве с директором императорских театров Иваном Всеволожским. Их версия оказалась значительно богаче и увлекательнее оригинальной сказки Шарля Перро: появилось множество новых персонажей, добавились красочные детали, придавшие постановке яркость и живость. Таким образом, творчество Чайковского и Петипа позволило поставить уникальный балет, ставший впоследствии визитной карточкой русского классического театра[13].

  • «Лебединое озеро», 1895 год. Мариинский театр

Первоначально балет «Лебединое озеро», написанный великим российским композитором Петром Ильичом Чайковским, увидел свет в постановке Вацлава Рейзингера на сцене Большого театра в 1877 году. Однако первое исполнение не вызвало особого восторга публики и продолжалось лишь на протяжении восьми лет. Настоящий перелом случился спустя почти двадцать лет, когда легендарный французский хореограф Мариус Петипа и талантливый российский балетмейстер Лев Иванов предприняли попытку оживления и переосмысления старого спектакля. Совместными усилиями они существенно обновили оригинальное либретто, внеся ряд значительных изменений. Кроме того, итальянский композитор Риккардо Дриго заново обработал партитуру, привнеся свежие музыкальные решения. Одним из самых заметных нововведений стала новая трактовка партии Чёрного Лебедя. Хореографический гений Петипа проявился здесь в полной мере: ранее отдельно существовавшие антагонисты — белоснежная принцесса Одетта и коварная соблазнительница Одилия — впервые оказались объединены в единый яркий контрастный дуэт, став одним из центральных моментов представления и добавив дополнительную эмоциональную глубину всему произведению. Однако сам автор музыки Пётр Ильич Чайковский так и не смог насладиться результатом реконструкции: великий композитор ушёл из жизни двумя годами раньше, в 1893-м, не дождавшись премьеры обновлённого варианта своего замечательного балета[13].

  • «Раймонда», 1898 год. Мариинский театр

Создание балета «Раймонда» потребовало от знаменитого хореографа Мариуса Петипа напряжённой работы в короткие сроки. Дело в том, что дирекция Императорских театров поручила подготовить постановку всего за двенадцать месяцев до намеченной премьеры сезона 1897-1898 годов. Ответственность за музыкальную составляющую взялся известный композитор Александр Константинович Глазунов[14]. Композитора ждало непростое испытание: ему приходилось работать под пристальным вниманием требовательного Петипа, соблюдая каждую мелочь, предписанную хореографом. Но такая совместная творческая синергия привела к тому, что музыка и хореография составили идеальное сочетание, сделав балет абсолютно органичным и гармоничным произведением. Именно в этом балете, как считают специалисты и исследователи, Петипа сумел максимально полно раскрыть и передать уникальную атмосферу балетного искусства XIX века во всём многообразии стилей и техник той эпохи[13].

Личная жизнь

Любопытно, что за долгие десятилетия жизни в России Мариус Петипа не выучил русский язык. Тем не менее, это не помешало ему дважды вступить в брак.

Первой супругой Петипа стала известная танцовщица Мария Сергеевна Суровщикова (1836-1882). Их брак был заключён в 1854 году и длился около пятнадцати лет. По словам самого Петипа, в начале отношений Мария казалась ему воплощением грации — он сравнивал её с Венерой. Однако со временем брак оказался сложным: жена, по его воспоминаниям, проявляла эгоизм и не разделяла его творческих стремлений. В итоге супруги расстались. Их младшая дочь Вера (всего в этом браке родилось шестеро детей) вспоминала, что у её матери был очень весёлый характер. Если её отец был воплощением пунктуальности, то мать была беззаботной и рассеянной. Но её непосредственность и весёлый нрав были очень дороги для Петипа[5].

В домашней жизни недолго могли мы ужиться с ней в мире и согласии. Несходство характеров, а может быть, и ложное самолюбие обоих скоро сделали совместную жизнь невозможной.Мариус Петипа

Второй его избранницей стала артистка балета Императорских театров Любовь Савицкая. К моменту их знакомства Петипа было пятьдесят пять лет, а ей лишь девятнадцать. Несмотря на разницу в возрасте и характеров, брак продлился около тридцати лет[5].

От двух официальных браков у Мариуса Петипа родилось восемь детей. От первого брака — Мария (1857), Иван (1859); от второго — Надежда (1874), Евгения (1877), Виктор (1879), Любовь (1880), Мария (1884), Вера (1885). Кроме того, у Петипа были и внебрачные дети — сын Мариус (1850) и, по некоторым сведениям, ещё одна дочь.

Стоит отметить, что российское подданство Петипа получил в 1894 году, когда ему было семьдесят шесть лет. Умер легендарный балетмейстер в Гурзуфе на девяносто третьем году жизни[5].


Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Биография балетмейстера Мариуса Петипа. ТАСС (10 марта 2018). Дата обращения: 2 мая 2025.
  2. Лисицкая А. Исполняется 200 лет со дня рождения Мариуса Петипа. Газета.Ru (10 марта 2018). Дата обращения: 2 мая 2025.
  3. Трускиновская Д. Мариус Иванович Петипа (Marius Petipa). Belcanto. Дата обращения: 2 мая 2025.
  4. Мариус Иванович Петипа - солист балета, балетмейстер, педагог. Библиотека по истории танцев (11 марта 2019). Дата обращения: 2 мая 2025.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Великий француз русского балета. Как сложилась жизнь Мариуса Петипа. АиФ Санкт-Петербург (11 марта 2016). Дата обращения: 2 мая 2025.
  6. Мариус Петипа. Театр+ Look book. Дата обращения: 2 мая 0205.
  7. Борзилова Н. Р. Творческий путь балетмейстера Мариуса Петипа. Яндекс.Документы (февраль 2017). Дата обращения: 2 мая 2025.
  8. Беляева Е. Танцемания и египтомания: история балета «Дочь фараона». Dеlarte Magazine (22 апреля 2023). Дата обращения: 2 мая 2025.
  9. «Эпоха Петипа». К 200-летию со дня рождения балетмейстера. Российская национальная библиотека. Дата обращения: 2 мая 2025.
  10. Беляева Е. Петипа по-московски. Книга «Балеты М.И. Петипа в Москве». Музыкальное обозрение. Дата обращения: 2 мая 2025.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Эпоха Мариуса Петипа; Педагоги и балетмейстеры, работавшие в эпоху Петипа. Мультиурок. Дата обращения: 2025-21-04.
  12. 12,0 12,1 12,2 Мариус Иванович Петипа. Биография. Дата обращения: 2025.04.22.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 Екатерина Проворная. Два века Петипа История француза, ставшего русским балетмейстером. Культура. Дата обращения: 2025.04.22.
  14. Проворная Е. Мариус Петипа: биография и творческий путь балетмейстера. Культура РФ. Дата обращения: 2 мая 2025.