Перро, Жюль-Жозеф

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Жюль Перро
фр. Jules-Joseph Perrot
Jules Perrot -circa 1850.JPG
Имя при рождении Жюль-Жозеф Перро
Дата рождения 18 августа 1810(1810-08-18)
Место рождения Лион, Франция
Дата смерти 29 августа 1892(1892-08-29) (82 года)
Место смерти Сен-Мало, Франция
Гражданство  Франция
Профессия артист балета,
балетный педагог, балетмейстер
Театр Ла Скала,
Большой театр (Санкт-Петербург)

Жюль-Жозе́ф Перро́ (фр. Jules-Joseph Perrot; 18 августа 1810 — 29 августа 1892) — французский танцовщик и балетмейстер, один из крупнейших представителей балета периода романтизма.

Биография

Родился в Лионе 18 августа 1810 года в театральной семье (его отец был сценическим техником).

Занимался танцем начиная с девятилетнего возраста. В десятилетнем возрасте он приехал в Париж; учился у Огюста Вестриса и танцевал в театрах «Гете» (1823) и «Порт-Сен-Мартен» (1826). Разработал свой собственный индивидуальный танцевальный стиль, подходящий для его не идеальной фигуры. Дебют Перро, состоявшийся в 1830 году на сцене Парижской оперы, был встречен публикой «на бис». В связи с тем, что отношения у Перро с его партнёршей, танцовщицей Марии Тальони, со временем ухудшились, танцор через несколько лет был вынужден покинуть Парижскую оперу. В 1833—1836 годах выступал в Лондоне, в 1834 — в Неаполе, где стал учителем, партнёром и гражданским мужем Карлотты Гризи. Начиная с 1836 года Перро выступал и как хореограф, важнейшей его работой стал балет Жизель. С 1842 года — главный балетмейстер Королевского театра в Лондоне. Успехи его были столь значительны, что Перро в 1845 году мог для па де катр пригласить сразу четверых известнейших танцовщиц Европы: Марию Тальони, Карлотту Гризи, Люсиль Гран и Фанни Черрито.

В 1848 году приехал, по приглашению, в Россию, где сначала служил танцовщиком в балетной труппе, но на первых же порах своей деятельности зарекомендовал себя талантливым хореографом и балетмейстером и в 1851 году занял должность балетмейстера Императорского балета (ныне балетная труппа Мариинского театра) с обязательством сочинять и ставить на сцене ежегодно по два новых балета. В 1850 году к нему в Петербург приехала его гражданская жена Карлотта Гризи, к тому времени родившая дочь Мари-Жюли, но под руководством Перро продолжавшая с большим успехом профессиональную карьеру. В Санкт-Петербурге он поставил 12 новых балетов, которые отличались драматической содержательностью; среди наиболее значительных постановок — «Эсмеральда», «Катарина, дочь разбойника», «Питомица фей», «Наяда и рыбак», «Фауст», «Армида» и «Эолина, или Дриада»[1]. Каждый танец был у него мимическим и пластическим выражением действия драмы; он умело пользовался кордебалетом, выпуская его на сцену лишь в исключительные моменты, достигая этим необыкновенного усиления впечатления. Известно также, что он сочинил ещё несколько дивертисментов для придворных спектаклей в Петергофе, Царском Селе, Эрмитаже и во дворце принца Ольденбургского.

В России Перро женился на своей ученице, «купеческой дочери» Капитолине Самовской-Воробьёвской (Воробьёвой). Имел в этом браке двоих детей.

Эдгар Дега. «Балетмейстер Жюль Перро», 1875 год

В 1859 году его деятельность как хореографа почти прекратилась из-за болезней, а также домашних дел, требовавших его продолжительного отсутствия в Петербурге. В 1860 году он окончательно оставил службу при Дирекции императорских театров и уехал с семьёй во Францию. Работал балетным педагогом.

Умер 29 августа[2] 1892 года в Сен-Мало. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Жюль-Жозеф Перро bзображён на двух картинах Эдгара Дега:

Постановки

Королевская академия музыки, Париж

Королевский театр в Хеймаркете, Лондон

Театр Ла Скала, Милан

Большой театр, Санкт-Петербург

  • 1848, 19 октября — «Мечта художника»[3]
  • 1848, 21 декабря — «Эсмеральда»[4] по роману Гюго «Собор Парижской богоматери» на музыку Цезаря Пуни, сохранившаяся в репертуаре в обновлённом виде[5]
  • 1849, 4 февраля — «Катарина, или Дочь разбойника»[6][7], позднее был возобновлён
  • 1850, 14 ноября — «Своенравная жена», балет в 4 действиях и 5 картинах Левена и Ж. Мазилье на музыку А. Адана в постановке Ж. Перро с дополнениями в музыке Ц. Пуни[8][7]
  • 1852 — «Война женщин, или Амазонки девятого века»
  • 1854, 2 февраля — «Фауст»[9][5] балет в 3 действиях и 7 картинах на музыку Джакомо Паницца в редакции Цезаря Пуни[9]
  • 1854 — «Маркобомба»
  • 1855 — «Маркитантка» (по балету Артура Сен-Леона)
  • 1855, 8 ноября — «Армида», балет в 4 действиях и 5 картинах на музыку Цезаря Пуни[10] из жизни крестоносцев[5]
  • 1856 — «Мраморная красавица» (по балету Артура Сен-Леона)
  • 1858, 12 января — «Корсар», балет в 4 действиях и 5 картинах А. Сен-Жоржа и Ж. Мазилье на музыку А. Адана в постановке Ж. Перро с дополнениями в музыке Ц. Пуни[11][7]
  • 1858, 6 ноября — «Эолина, или Дриада», балет в 4-х действиях и 5 картинах на музыку Цезаря Пуни[12]; последний из поставленных на петербургской сцене (Дриада — Амалия Феррарис[5], Злой гном — сам балетмейстер, в спектакле участвовала юная воспитанница класса А. Н. Богданова Екатерина Вазем[13])
  • 1881, 30 января — «Наяда и рыбак», балет в 3-х действиях на музыку Цезаря Пуни[14] (после отъезда балетмейстера из России и без его участия)

(*) — мировая премьера балета.

Примечания

  1. Вазем, 1937, Примечание 92, с. 223.
  2. В «Большой российской энциклопедии» указана дата 24 августа.
  3. 3,0 3,1 Вазем, 1937, Примечание 67, с. 220.
  4. 4,0 4,1 Вазем, 1937, Примечание 95, с. 223.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Вазем, 1937, Глава третья, с. 52.
  6. Вазем, 1937, Примечание 97, с. 223.
  7. 7,0 7,1 7,2 Вазем, 1937, Глава третья, с. 53.
  8. Вазем, 1937, Примечание 100, с. 223.
  9. 9,0 9,1 Вазем, 1937, Примечание 78, с. 221.
  10. Вазем, 1937, Примечание 86, с. 222.
  11. Вазем, 1937, Примечание 90, с. 222.
  12. Вазем, 1937, Примечание 80, с. 222.
  13. Вазем, 1937, Глава вторая, с. 47.
  14. Вазем, 1937, Примечание 89, с. 222.

Литература

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!