Судьба человека

Материал из «Знание.Вики»
Судьба человека
Судьба человека
Издание
Жанр повесть
Автор Михаил Шолохов
Язык оригинала русский язык
Дата написания 1956 год
Дата первой публикации 31 декабря 1956 года, газета «Правда»

«Судьба́ челове́ка» — рассказ советского писателя Михаила Шолохова. Написан в 1956 году. впервые была опубликована в газете «Правда», номера за 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года[1].

Главные персонажи

  • Андрей Соколов — главный герой рассказа, во время войны был военным водителем, попал в плен, где провёл 2 года. Бежал из плена, прихватив с собой немецкого офицера с важными документами.
  • Ирина — жена Андрея
  • Анатолий — сын Андрея и Ирины, во время войны стал командиром батареи. Погиб в 9 мая 1945 года от пули немецкого снайпера.
  • Настенька и Олюшка — дочери Соколова
  • Ванюшка — сирота, приёмный сын Андрея[2].

Содержание

На Верхнем Дону у переправы, сидел автор рассказа. Вскоре к нему подошел мужчина с мальчиком.. Мужчина подошёл к рассказчику, поздоровался с ним и поинтересовался, долго ли ждать ещё лодку. Вместе затянули папиросы. Автор хотел спросить своего собеседника, куда он в такое бездорожье направляется с маленьким сыном. Но мужчина его опередил и заговорил о прошедшей войне. Так повествователь услышал трагическую историю Андрея Соколова.

Жизнь до войны

В голодное время, в 1922 году, будучи молодым парнишкой, уехал Андрей на Кубань работать на кулаков. Мать, отец и сестра Андрея умерли с голоду. Остался он совсем один. Вернулся на родину только через год, продал родительский дом и женился на девушке-сироте Ирине. Хорошая попалась ему жена, послушная и не ворчливая. Ирина очень любила и уважала Андрея.

В скором времени у них родился сынишка Анатолий, а затем дочки Олюшка и Настенька. Супруги были работящими, жили в достатке, дом свой отстроили. Если раньше Андрей выпивал с друзьями после работы, то теперь спешил домой к любимой жене и детям. В 1929-м году Андрей стал работать водителем грузовика.

Военное время

Началась Великая Отечественная война и Андрей Соколов уходит на фронт. Провожали Соколова на фронт всей семьёй. Ирина будто чувствовала, что в последний раз она видится с мужем.

На фронте Соколов стал военным шофёром. Во время наступления немцев он получил приказ доставить боеприпасы нашим бойцам солдатам на передовою. Но по дороге его грузовик разбомбил немецкий самолет.

Когда Андрей очнулся, то увидел, что бой уже шёл где-то позади. Он понял, что попал прямо в окружение к немцам. Его заметили немецкие солдаты, но убивать не стали: рабочая сила нужна. Так он оказался в плену вместе с однополчанами. На ночь их загнали в местную церквушку. Среди них оказался военный врач, который пробирался в темноте и опрашивал каждого солдата о наличии ранений. У Соколова сильно болела рука, вывихнутая, когда его выбросило из грузовика от взрыва. Доктор вправил Андрею руку, за что солдат был ему очень благодарен.

Ночь оказалась беспокойная. Один из пленных солдат начал просить немцев выпустить его справить нужду. Но фашисты никого не выпускали из церкви. Пленный не выдержал и заплакал: «Не могу, — говорит, — осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин!». Немцы застрелили его и ещё несколько пленных. После этого арестованные притихли на некоторое время. Затем начались разговоры шёпотом: стали друг друга расспрашивать, кто откуда родом и как попал в плен.

Соколов услышал рядом с собой тихий разговор: один из солдат угрожал взводному, что расскажет немцам о том, что тот не простой рядовой, а офицер-политрук. Угрожавшего звали Крыжнёв. Взводный умолял Крыжнева не выдавать его немцам, но тот стоял на своём, говоря, «что своя рубашка к телу ближе». Андрея затрясло от ярости и он убивает предателя. Впервые в жизни Соколов убил человека, и так противно стало ему, будто он «какого-то гада ползучего душил».

В концлагере

На следующее утро немцы начали допросы, чтобы выявить большевиков, комиссаров и евреев, чтобы расстрелять их на месте. Но среди пленных уже не было предателя и расстрелов не было.

Прибыв в концлагерь, Соколов начинает думать, как бы совершить побег. Вскоре это ему удается и он убегает от лагеря на 40 км. Но за ним шли собаки, и в скором времени его поймали. Немцы натравливают на него собак, которые порвали на нём всю одежду и искусали в кровь. Он попадет в карцер на месяц. После этого было два года тяжких работ, голода, издевательств.

Однажды Соколова и других пленных пригнали в каменный карьер, где они «вручную долбили, резали, крошили немецкий камень». От тяжёлых работ погибло больше половины рабочих. Не выдержал как-то Андрей и произнес в адрес немцев: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Нашёлся предатель среди своих и доложил об этом гитлеровцам. На следующий день Соколова привели к начальнику лагеря. Прежде чем вести Андрея на расстрел, комендант блока Мюллер предложил ему выпить и закусить за победу немцев.

Соколов отказывается. Мюллер только улыбнулся и приказал пить Андрею за свою погибель. Терять Андрею уже было нечего, и он выпил за избавление от своих мук. Несмотря на голод, к закуске фашистов он так и не притронулся, сказав, что он после первой не закусывает. Удивленные немцы налили ему второй стакан и снова предлагают ему закусить, на что Андрей ответил немцу: «Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать». Тогда фашисты налили Соколову третий стакан и решили не убивать его, потому что он показал себя как настоящий, верный своей родине солдат. Его отпустили в лагерь, а за проявленную смелость дали буханку хлеба и кусок сала. В блоке разделили эту провизию поровну между всеми пленными.

Побег

Вскоре его отправляют работать на шахты в Рурскую область. Шёл 1944 год и Германия терпела одно поражение за другим. Немцы узнают, что Соколов — бывший шофёр, и он поступает на работу в немецкую контору «Тодте», которая занимается строительством оборонительных сооружений. Здесь Соколов становится личным водителем толстого немецкого майора. Майор едет в командировку в прифронтовую полосу, а вместе с ним и Андрей.

Прибыв на место назначения, Андрей начинает планировать побег. Однажды он заметил пьяного унтера, завёл его за угол, снял с него все обмундирование. Форму Андрей спрятал под сиденье в машине, а также припрятал гирю и телефонный провод. Для осуществления плана всё было готово.

Как-то утром майор приказывает Андрею везти его к месту стройки фортификации. По дороге немец заснул и Соколов гирей оглушает майора. После этого он быстро переоделся в форму унтера и погнал машину в сторону фронта. На этот раз ему удалось добраться к своим, да еще с немецким офицером с ценными документами. Бойцы Красной Армии встретили его как настоящего героя, а командование обещало к государственной награде представить.

Поездка домой

За проявленный подвиг Соколову дали отпуск на целый месяц: подлечиться, отдохнуть, с родными повидаться. Для начала отправили его в госпиталь, откуда он сразу написал письмо Ирине. И через пару недель приходит письмо с родины, но не от жены. Письмо написал их сосед, Иван Тимофеевич, он написал, что жена и дочки Андрея погибли ещё в 1942 году от попадания немецкой авиабомбы. От их дома осталась лишь глубокая яма. Выжил только старший сын, Анатолий, который после гибели матери и сестёр ушел на фронт.

После госпиталя Соколов приехал в Воронеж, постоял на месте, где раньше стоял его дом и в этот же день отправился обратно на войну. Долго горевал Соколов своему несчастью. И была только надеждой свидеться с сыном. Между ними началась переписка. И Соколов начинает мечтать, как заживут они с сыном после войны, как он станет дедом и будет нянчить внуков, встретит спокойную старость.

Война окончилась победой. Андрей ждал с нетерпением встречи с сыном. Но Соколову сообщают, что командира батареи, Анатолия, подстрелил немецкий снайпер 9 мая 1945, в День Победы.

Соколов хоронит сына на немецкой земле.

Ванюша

После окончания войны Соколова демобилизовали, но он не стал возвращаться в Воронеж, там все напоминало о его погибших родных. И он уезжает в Урюпинск, где живет его сослуживец.

Друг пристроил Андрея работать шофёром. После работы Соколов часто заходил в чайную, чтобы пропустить стаканчик-другой. Однажды, возле чайной Соколов увидел беспризорного мальчишку лет 5-6. Андрей узнал, что беспризорника звали Ванюшка. Ребёнок остался без родителей: мать погибла во время бомбёжки, а отца убили на фронте. Соколов сажает мальчика в свой грузовик и после этого говорит ему, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) надежду на новую жизнь.

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина.

Соколов усыновляет Ванюшу. И стал ребёнок своего отца в каждый рейс сопровождать и ни за что не соглашался оставаться дома без него. Может жили бы они вдвоем ещё долго в Урюпинске, но тут произошло одно дорожное происшествие: в непогоду, машину Андрея занесло и сбила корову, которая осталась невредимой. Соколова лишили водительских прав. Тогда он списался с одним сослуживцем из Кашары. И тот пригласил его к себе поработать и обещал, что поможет получить новые права. Вот они вдвоем держат сейчас путь с сыном в Кашарский район.

Эпилог

А рассказчику Андрей признался, что всё равно бы долго в Урюпинске не выдержал: тоска не даёт ему долго жить в одном месте. Да и сердце у Андрея стало пошаливать и он боится: не выдержит, и сынишка один останется. Каждый день своих покойных родных стал видеть, будто зовут его к себе: «Разговариваю обо всем и с Ириной, и с детишками, но только хочу проволоку руками раздвинуть, — они уходят от меня, будто тают на глазах… И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни „оха“, ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез…»

В это время показалась лодка. Андрей Соколов попрощался с автором, и они пошли к лодке. Рассказчик с грустью смотрел этим двум близким, осиротевшим людям вслед. Ему хотелось верить в лучшее, в лучшую дальнейшую судьбу этих чужих ему людей, ставших для него за пару часов близкими. А мальчик Ванюшка повернулся и помахал повествователю на прощание[3].

Литература

  • Лейдерман Н. Л. «Монументальный рассказ» М. Шолохова // Русская литературная классика XX века. — Екатеринбург, 1996. — С. 217—245. — ISBN 5-7186-0083-X.
  • Павловский А. Русский характер (о герое рассказа М. Шолохова «Судьба человека») // Проблема характера в современной советской литературе. — М.Л., 1962.
  • Ларин Б. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (Опыт анализа формы) // Нева. — 1959. — № 9.

Примечания

  1. Л. Г. , Б. А. Введенский Якименко. Шолохов М. А.. — М.: Большая советская энциклопедия,, 1957. Архивировано 24 сентября 2017 года.
  2. Краткое содержание «Судьба человека»
  3. Краткое содержание «Судьба человека»

Ссылки