Жеребёнок (рассказ)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Жеребёнок
Жеребёнок
Издание
Жанр рассказ
Автор Михаил Александрович Шолохов
Язык оригинала русский
Дата написания 1926
Дата первой публикации 1926

«Жеребёнок» ― рассказ русского советского писателя Михаила Александровича Шолохова, написанный в 1926 году. Впервые опубликован 24 апреля 1926 года в газете «Молодой ленинец». Произведение входило в авторский сборник «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927) и «Лазоревая степь. Донские рассказы» (1931).

Главные герои

  • Трофим ― главный герой рассказа, воюет уже пять лет; спасая жизнь жеребёнка, погибает сам.
  • Стешка Ефремов ― красноармеец, друг Трофима.
  • Эскадронный ― командир Трофима.
  • Белый офицер ― безымянный офицер казачьей сотни; убивает Трофима после того, как последний спасает жеребёнка.

Содержание

Идёт Гражданская война. Белогвардейцы начинают артобстрел позиций красных. В этот момент кобылица красноармейца Трофима ожеребилась. После боя он озадаченно разглядывал крошечного жеребёнка на тонких пушистых ножках и раздумывал, что же с ним делать. Ведь для конницы жеребёнок — обуза.

Вечером Трофим пошёл к своему эскадронному, и тот, услышав о случившимся, приказал жеребёнка пристрелить. И сделал выговор солдату: во время войны всем коневодам было приказано содержать кобыл и жеребцов отдельно, а Трофим не досмотрел и допустил «подобное распутство». Это же позор на всю Красную Армию, добавил командир.

Утром следующего дня Трофим пошёл выполнять приказ. Он подошёл к кобылице с жеребёнком, прицелился и нажал на спусковой крючок, но винтовка не выстрелила: он забыл её зарядить. Эскадронный с трудом, но разрешил оставить жеребёнка:

Чёрт с ним! Пущай при матке живёт. Временно и так далее. Кончится война — на нём ещё того… пахать.

Прошёл месяц. Однажды эскадрон Трофима вступил в бой с казачьей сотней. Когда пошли в атаку, Трофим отстал от всех: кобылица стояла и ждала, пока её догонит жеребёнок. Солдат сгоряча хотел пристрелить обузу, начал стрелять в него, но ни разу не попал — видно, рука дрогнула.

После боя эскадрон заночевал в степи. Под утро к Трофиму подошёл эскадронный и попросил всё же пристрелить жеребёнка. Трофим промолчал, накрылся шинелью и, «подрагивая от росной сырости», мгновенно уснул.

Как-то раз эскадрону надо было переправиться через Дон в неудобном месте с очень сильным течением, потому что более удобная переправа была занята белыми. В первую очередь на плоскодонной лодке переправили тачанку с пулемётом с прислугой и лошадьми. Вдруг посреди реки одна из лошадей испугалась, начала бить копытами, чуть не разрушила лодку, и её сразу пристрелили без сожаления.

Потом начал переправляться весь эскадрон, всадники плыли рядом с лошадьми, ухватившись за их гривы. Жеребёнок сильно отставал, и кобылица Трофима плыла позади всех. Но тут жеребёнок попал в сильный водоворот. Трофим услышал его жалобное, как плач ребёнка, ржание и бросился на помощь. В этот момент на правом берегу появились белые казаки и открыли огонь по эскадрону из пулемёта. Но казак-офицер, увидев, что Трофим бросился спасать жеребёнка, приказал не стрелять. На какое-то время наступила тишина. С обеих берегов все смотрели на Трофима и жеребёнка…

Солдату удалось доплыть до жеребёнка, вытащить его из водоворота и добраться с ним до левого берега. Трофим, переведя дух, начал подниматься на ноги, и тут белогвардейский офицер выстрелил ему в спину. Трофим упал на песок рядом с жеребёнком, и его «жёсткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью»[1].

Отзывы

Критик и литературовед Лия Мышковская отнесла этот рассказ к произведениям, которые «являются как бы преддверием к „Тихому Дону“»[2]. О самом рассказе она написала так:

На жестоком фоне войны и взаимоистребления показаны человек и его сердце и неожиданное, но неистребимое непосредственное чувство человечности и жалости, приходящее в конфликт с логикой обстановки и момента. Побеждает человечность, хотя и дорогой ценой ― ценою жизни <...> Глубокая человечность, чувство любви и жалости ко всему живому и беспомощному показаны мастерски в суровых и простых сердцах бойцов. Весь рассказ: описание кобылы, жеребёнка, боёв ― всё проникнуто истинной поэзией, т.е. тем, чем живо настоящее искусство»[3].

Литературовед Ф. Бирюков писал, что в этом рассказе у Шолохова проявилась «способность усиленного внимания <…> вследствие которого человек, одарённый этой способностью, видит в тех предметах, на которые он направляет своё внимание, нечто новое, такое, чего не видят другие», ― что указывает на глубокое родство писателя с Пушкиным, Некрасовым, Толстым[4]. Далее Бирюков приходит к выводу, что есть в произведении «что-то органическое, произросшее из тучной чернозёмной почвы, как дуб-великан, как сама радующая, вдохновляющая красота. Шолохов достигает удивительного сходства и образа <…> всё это оставляет ощущение очень сложного и мудрого»[5].

Экранизация

В 1959 году на киностудии «Ленфильм» был снят одноимённый короткометражный художественный фильм. Режиссёр-постановщик В. А. Фетин. роли сыграли: Евгений Матвеев — Трофим; Леонид Пархоменко — командир эскадрона; Сергей Полежаев — белый офицер.

В 1961 году киноленту отметили премией на VII Международном фестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене (ФРГ).

Литература

  • Шолоховская энциклопедия/ Колл. авторов; глав. ред. Ю. А. Дворяшин; вступ. ст. М. М. Шолохов. — М.: Издательский дом «СИНЕРГИЯ», 2013. — 1216 с.: ил. ISBN 978-5-94238-022-9

Примечания

  1. Жеребёнок
  2. Михаил Шолохов // Лит. учёба, 1937. ― № 10/11. ― С. 47
  3. Михаил Шолохов // Лит. учёба, 1937. ― № 10/11. ― С. 47―49
  4. Художественные открытия Михаила Шолохова. ― М., 1976. ― С. 257
  5. Художественные открытия Михаила Шолохова. ― М., 1976. ― С. 261

Ссылки