Жеребёнок (рассказ)
Жеребёнок | |
---|---|
Жеребёнок | |
Жанр | рассказ |
Автор | Михаил Александрович Шолохов |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1926 |
Дата первой публикации | 1926 |
«Жеребёнок» ― рассказ русского советского писателя Михаила Александровича Шолохова, написанный в 1926 году. Впервые опубликован 24 апреля 1926 года в газете «Молодой ленинец». Произведение входило в авторский сборник «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927) и «Лазоревая степь. Донские рассказы» (1931).
Главные герои
- Трофим ― главный герой рассказа, воюет уже пять лет; спасая жизнь жеребёнка, погибает сам.
- Стешка Ефремов ― красноармеец, друг Трофима.
- Эскадронный ― командир Трофима.
- Белый офицер ― безымянный офицер казачьей сотни; убивает Трофима после того, как последний спасает жеребёнка.
Содержание
Идёт Гражданская война. Белогвардейцы начинают артобстрел позиций красных. В этот момент кобылица красноармейца Трофима ожеребилась. После боя он озадаченно разглядывал крошечного жеребёнка на тонких пушистых ножках и раздумывал, что же с ним делать. Ведь для конницы жеребёнок — обуза.
Вечером Трофим пошёл к своему эскадронному, и тот, услышав о случившимся, приказал жеребёнка пристрелить. И сделал выговор солдату: во время войны всем коневодам было приказано содержать кобыл и жеребцов отдельно, а Трофим не досмотрел и допустил «подобное распутство». Это же позор на всю Красную Армию, добавил командир.
Утром следующего дня Трофим пошёл выполнять приказ. Он подошёл к кобылице с жеребёнком, прицелился и нажал на спусковой крючок, но винтовка не выстрелила: он забыл её зарядить. Эскадронный с трудом, но разрешил оставить жеребёнка:
Чёрт с ним! Пущай при матке живёт. Временно и так далее. Кончится война — на нём ещё того… пахать.
Прошёл месяц. Однажды эскадрон Трофима вступил в бой с казачьей сотней. Когда пошли в атаку, Трофим отстал от всех: кобылица стояла и ждала, пока её догонит жеребёнок. Солдат сгоряча хотел пристрелить обузу, начал стрелять в него, но ни разу не попал — видно, рука дрогнула.
После боя эскадрон заночевал в степи. Под утро к Трофиму подошёл эскадронный и попросил всё же пристрелить жеребёнка. Трофим промолчал, накрылся шинелью и, «подрагивая от росной сырости», мгновенно уснул.
Как-то раз эскадрону надо было переправиться через Дон в неудобном месте с очень сильным течением, потому что более удобная переправа была занята белыми. В первую очередь на плоскодонной лодке переправили тачанку с пулемётом с прислугой и лошадьми. Вдруг посреди реки одна из лошадей испугалась, начала бить копытами, чуть не разрушила лодку, и её сразу пристрелили без сожаления.
Потом начал переправляться весь эскадрон, всадники плыли рядом с лошадьми, ухватившись за их гривы. Жеребёнок сильно отставал, и кобылица Трофима плыла позади всех. Но тут жеребёнок попал в сильный водоворот. Трофим услышал его жалобное, как плач ребёнка, ржание и бросился на помощь. В этот момент на правом берегу появились белые казаки и открыли огонь по эскадрону из пулемёта. Но казак-офицер, увидев, что Трофим бросился спасать жеребёнка, приказал не стрелять. На какое-то время наступила тишина. С обеих берегов все смотрели на Трофима и жеребёнка…
Солдату удалось доплыть до жеребёнка, вытащить его из водоворота и добраться с ним до левого берега. Трофим, переведя дух, начал подниматься на ноги, и тут белогвардейский офицер выстрелил ему в спину. Трофим упал на песок рядом с жеребёнком, и его «жёсткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью»[1].
Отзывы
Критик и литературовед Лия Мышковская отнесла этот рассказ к произведениям, которые «являются как бы преддверием к „Тихому Дону“»[2]. О самом рассказе она написала так:
На жестоком фоне войны и взаимоистребления показаны человек и его сердце и неожиданное, но неистребимое непосредственное чувство человечности и жалости, приходящее в конфликт с логикой обстановки и момента. Побеждает человечность, хотя и дорогой ценой ― ценою жизни <...> Глубокая человечность, чувство любви и жалости ко всему живому и беспомощному показаны мастерски в суровых и простых сердцах бойцов. Весь рассказ: описание кобылы, жеребёнка, боёв ― всё проникнуто истинной поэзией, т.е. тем, чем живо настоящее искусство»[3].
Литературовед Ф. Бирюков писал, что в этом рассказе у Шолохова проявилась «способность усиленного внимания <…> вследствие которого человек, одарённый этой способностью, видит в тех предметах, на которые он направляет своё внимание, нечто новое, такое, чего не видят другие», ― что указывает на глубокое родство писателя с Пушкиным, Некрасовым, Толстым[4]. Далее Бирюков приходит к выводу, что есть в произведении «что-то органическое, произросшее из тучной чернозёмной почвы, как дуб-великан, как сама радующая, вдохновляющая красота. Шолохов достигает удивительного сходства и образа <…> всё это оставляет ощущение очень сложного и мудрого»[5].
Экранизация
В 1959 году на киностудии «Ленфильм» был снят одноимённый короткометражный художественный фильм. Режиссёр-постановщик В. А. Фетин. роли сыграли: Евгений Матвеев — Трофим; Леонид Пархоменко — командир эскадрона; Сергей Полежаев — белый офицер.
В 1961 году киноленту отметили премией на VII Международном фестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене (ФРГ).
Литература
- Шолоховская энциклопедия/ Колл. авторов; глав. ред. Ю. А. Дворяшин; вступ. ст. М. М. Шолохов. — М.: Издательский дом «СИНЕРГИЯ», 2013. — 1216 с.: ил. ISBN 978-5-94238-022-9
Примечания
Ссылки
- Жеребёнок. Архивная копия от 19 февраля 2018 на Wayback Machine
- Жеребёнок Архивная копия от 15 ноября 2017 на Wayback Machine
- Краткое содержание Шолохов Жеребенок для читательского дневника
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |