Путь-дороженька (повесть)
Путь-дороженька | |
---|---|
Путь-дороженька | |
Жанр | повесть |
Автор | Михаил Шолохов |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1925 |
Дата первой публикации | 1925 |
«Путь-дороженька» ― повесть советского писателя Михаила Александровича Шолохова, написанная в 1925 году. Впервые опубликована в газете «Молодой ленинец», 1925. ― № 93―97. ― 25 апреля. ― 30 апреля. Произведение входило в авторские сборники «Лазоревая степь» (1926) и «Лазоревая степь. Донские рассказы» (1931).
Персонажи
- Фома Плетнёв — бедный крестьянин-ремесленник, 56 лет, худой, больной, сочувствует красным.
- Петька Плетнёв — сын Фомы, 17 лет, трудолюбивый и смелый юноша.
- Дед Александр — старик-односельчанин, хитрый и решительный.
- Яков — сын деда Александра, средних лет, сильный и смелый.
- Григорий Расков — товарищ Петьки, трусоватый член комсомольского бюро.
- Антошка Грачев — комсомолец, меткий стрелок, очень смелый.
- Долбышев — махновец, очень предан батьке Махно.
- Манджуло — пулемётчик в армии батьки Махно, но не доверяет ему[1].
Прототипы
Прототипами героев повести стали секретарь Каргинской ячейки РКСМ Александр Покусаев и кузнец Сидор Мазанов. Под своим именем описан в повести член бюро ячейки Григорий Расков[2]. Прототип деда Александра Четвертого жил в одном квартале от дома Шолохова и носил фамилию Каргин. Он промышлял добычей камня, который продавал казакам по четвертаку. В повести уличное прозвище изменено.
Во второй части описывается пребывание отряда Махно на Верхнем Дону осенью 1920 года. Махновцы совершали налёты на станицы и хутора, громили станичные учреждения советской власти, грабили ссыпные пункты зерна и потребительские общества. Многие жители лишились рабочего скота, выполнявшего гужевую повинность, лошадей[3].
По одной из версий, Шолохов осенью 1920 года «был схвачен махновцами, допрошен самим батькой, но не… расстрелян по малости лет»[4]. Другая версия гласит, что встреча будущего писателя с Махно произошла в мае 1921 года, в то время он в качестве старшего сопровождал на станицу Миллерово обоз с хлебом, который был захвачен махновцами[5].
Содержание
Первая часть
У Фомы Кремнева и его сына Петьки по осени было много работы — людям нужны тёплые валенки, которые они валяли. Поэтому они целыми днями проводили в своей мастерской. Жили они вдвоем, жена Фомы давно умерла, сам Фома также болел и кашлял кровью.
Как-то раз к ним заглянул местный кузнец и принёс новость о том, что красные уже близко. Он очень ждал прихода Красной Армии, наконец начнётся у них новая жизнь. Фома обрадовался этой вести и сказал своему сыну, который не слишком верил кузнецу:
По двум путям-дороженькам не ходят, сынок! Выпала нам одна, по ней и иди, не виляя, до смерти. Коли родились мы постовалами-рабочими, то должны свою рабочую власть и поддерживать!
На другой день к Кремневым пришли белые и забрали для фронта весь запас валенок. Фома просил не забирать всё, иначе им нечего будет продать и они умрут от голода. Командир белых не стал слушать старика, тот начал сопротивляться, и офицер оглушил Петьку ударом «нагана в висок», а Фому избил плетью и забрал с собой.
Придя в сознание, Петька отправился к офицеру и выпросил разрешение на свидание с отцом. Тот рассказал ему, что следователь бил его ногами, заставлял подписать фальшивые показания, но старик не сдался. Старик был уверен, что его выпустят после суда, ведь судить его будут сельские старейшины, уж они-то своего в обиду не дадут. Но ближе к вечеру Петька узнал, что во время суда Фому насмерть забили палками.
Петька остался один и начал голодать. Кузнец делился с парнем мукой, но вскоре и его расстреляли за разговоры о приходе красных.
Прошло некоторое время. Однажды стало слышно, как за селом стреляют пушки. Петька часто ложился на землю и слушал, как от разрывов снарядов дрожит земля. За этим занятием его и увидел однажды дед Александр, и тоже прилёг рядом, немного послушал канонаду. Потом дед сказал, что он и его сын Яков решили уйти к красным и позвал с собой Петьку, и тот согласился не раздумывая.
Дед был решительным человеком. И перед самым уходом он с сыном решил взорвать склад боеприпасов в их селе. Петька тоже присоединился к ним. Ближе к ночи они прокрались к складу. Петьке, как самому маленькому, они дали смоченную в керосине коноплёй и отправили к складу поджечь стоявшие у стены ящики с патронами.
Петька дополз до склада и поджёг один из ящиков. Но языки пламени заметила охрана и начала стрелять по убегавшему парню. Петька был ранен в ногу, но ему удалось добежать до деда с Яковом, они подхватили его под руки и побежали, и тут прогремел мощный взрыв. Затем последовал второй, потом и третий… К небу поднялся огромный столб огня.
Ночью они дошли до леса. Дед сказал, что без разведки к красным идти опасно, и предложил переночевать у лесника. Но тот был предателем — в его хате беглецов уже поджидали.
Троицу связали, но к утру Яков смог перетереть верёвку. Затем они разбежались в разные стороны. Деда убили сразу, а Яков и Петька сумели убежать и спрятаться в старых каменоломнях, где просидели двое суток.
Наконец, выйдя оттуда, они увидели на дороге конницу под красным знаменем. Красноармейцы посадили Петьку в сани, тепло укрыли, сунули сухарь, и парень крепко прижал к груди чью-то жёсткую, рабочую руку[6].
Вторая часть
Петька выздоровел от раны и спустя некоторое время стал секретарём комсомольской ячейки. Однажды Петька с Григорием Расковым отправился осмотреть участок земли, которую выделили комсомольцам для показательной обработки.
Дойдя до места, они узнали, что сюда приближается армия батьки Махно, но Петька всё равно решил посмотреть участок. Тут они и увидели конницу Махно. У Петьки и Раскова лошади устали и они залегли у дороги.
Яков, ставший председателем исполкома, начал уже беспокоиться и послал комсомольца Антошку Грачёва предупредить Петьку и Раскова о наступлении махновцев.
Антошка наткнулся на отряд махновцев возле села, и спрятался на колокольне. У него была винтовка и он начал метко стрелять и успел навести панику в махновской коннице, пока его не накрыло выстрелом из пушки.
Махновцы догнали товарищей. Раскова сразу убили, а Петьку начали топтать конями, потом связали и бесчувственного увезли в штаб. Очнувшись, Петька понял, что потерял глаз. Командир махновцев сначала приказал расстрелять его, но потом передумал и спросил, согласен ли Петька служить батьке Махно. Петька согласился, тайно надеясь сбежать. Его приставили к убеждённому махновцу Долбышеву.
На другой день махновцы вышли в поход. Петька попытался было начать агитацию за советскую власть, но сотник пригрозил его за это расстрелять. Пришлось ему на время притихнуть, проявил услужливость, и ему выдали оружие. Но Долбышев продолжал за ним зорко присматривать, и у Петьки не получалось сбежать.
За короткое время Петька познакомился со всей сотней, и узнал, что половина отряда состояла из перебежчиков-красноармейцев. Однажды пошел слух, что батька Махно решил бросить свою армию и сбежать в Румынию. Долбышев в это не верил, но Манджуло был убеждён, что Махно их с собой не возьмёт.
Долбышев донёс о разговоре сотнику, но тот не смог прекратить вредные разговоры, потому что большая часть сотни была за Манджуло. Потом Долбышева за донос сильно избили.
На следующий день на пути сотни оказался совхоз и сотник приказал атаковать его. Но махновцы шли в атаку вяло. Работники совхоза сумели три раза отбить наступление. Во время одной из атак кто-то из своих застрелил Долбышева.
Сотник в четвёртый раз приказал идти в атаку и попытался сам повести своё войско в наступление, но люди за ним не пошли. И Петька понял, что наступил решающий момент, и принялся снова агитировать махновцев сложить оружие и разойтись по домам.
Сотник выхватил «маузер», пытаясь убить парня, но Петька выстрелил первым. Его окружили, ударом приклада повалили на землю, но за него заступился Манджуло, позволил Петьке договорить, и тому удалось уговорить всех сдаться работникам совхоза.
После этого из города приехал уполномоченный ЧК, записал Петькины показания, пожал ему обе руки и уехал. Часть бывших махновцев вступила в бывший при совхозе конный полк, остальные пошли в военкомат округа.
Петька остался в совхозе, долго пролежал в местном госпитале. Однажды председатель совхозной ячейки пригласил Петьку на общее собрание, где предложил ему остаться работать на совхозном заводе. Парня тронула отзывчивость работников совхоза и их готовность помочь, но от предложения он отказался. Он считал, что в его родном селе он будет нужнее и принесёт больше пользы. Все с этим согласились.
Провожать Петьку вышли всем совхозом. Он вышел под вечер и бодро зашагал по своему пути-дороженьке[7].
Литература
- Шолоховская энциклопедия/ Колл. авторов; глав. ред. Ю. А. Дворяшин; вступ. ст. М. М. Шолохов. — М.: Издательский дом «СИНЕРГИЯ», 2013. — 1216 с.: ил. ISBN 978-5-94238-022-9
Примечания
- ↑ Путь-дороженька. Краткое содержание повести
- ↑ Донскова Н. В. Ст. Каргинская и её жители в «Донских рассказах» М. А. Шолохова // Тихий Дон, 1995. ― № 91. ― 10 августа: Сивоволов Г. Я. Михаил Шолохов: Страницы биографии. ― Ростов н/Д., 1995. ― С. 300―301
- ↑ Палшков А. Молодой Шолохов // Дон, 1964. ― № 8. ― С. 163
- ↑ Потапов К. В. «Тихий Дон». Кн. 4. М., 1953. ― С. 450
- ↑ Прийма К. И. Вёшенские встречи. К творческой истории шолоховских произведений // Подъём, 1962. ― № 8. ― С. 147―148
- ↑ Путь-дороженька. Краткое содержание повести
- ↑ Путь-дороженька. Краткое содержание повести
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |