Наука ненависти
Наука ненависти | |
---|---|
Наука ненависти | |
Жанр | рассказ |
Автор | Михаил Шолохов |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1942 |
Дата первой публикации | 22 июня 1942 |
Издательство | «Воениздат», «Правда» |
«Нау́ка не́нависти» — рассказ советского писателя Михаила Шолохова, написанный в июне 1942 года. Впервые опубликованный в газете «Правда» 22 июня 1942 года.
История
Главный редактор газеты «Красная звезда» Давид Ортенберг вспоминал, что это он предложил Михаилу Шолохову стать военным корреспондентом его газеты. Писатель согласился и в звании полкового комиссара отправился на фронт[1]. Ортенберг писал, что в его редакции хотелось, чтобы Шолохов сразу начал отправлять им статьи и очерки, но при этом в редакции не торопили писателя. И первой его работой был рассказ «Наука ненависти», который сразу же опубликовали в газете[1].
Тем не менее, впервые рассказ, написанный в июне 1942 года в Камышине, был опубликован 22 июня 1942 года в газете «Правда» и только на следующий день, 23 июня — в «Красной звезде».
Затем рассказ был напечатан в журнале «Политпросветработа» (№ 22 за 1942 год). После этого рассказ издан отдельной брошюрой в серии «Библиотека „Огонёк“» (№ 35).
До конца Второй мировой войны рассказ переиздавался несколько десятков раз.[2]
Главный герой
- Виктор Герасимов — лейтенант Красной Армии, 32 года, родом из Сибири, высокий, сильный, мужественный, с энергичным лицом и седыми висками, в молодости был грузчиком на Каме, много пережил.
- Рассказчик — безымянный персонаж, которому Герасимов поведал свою историю.
Содержание
Лейтенант Герасимов рассказывал о бое, успешно отбитой батальоном атаке. Внезапно офицер замолчал и его глаза вспыхнули дикой ненавистью — он увидел шедших трёх пленных гитлеровцев под охраной конвойного. Один из немцев бросил на лейтенанта злобный взгляд. Лейтенант быстро вскочил и приказал красноармейцу идти быстрее.
Политрук, который присутствовал при разговоре, объяснил повествователю, что Герасимов побывал в плену у фашистов, много зверств их насмотрелся, и после чего живых фашистов не мог видеть, а старается как можно больше их убить.
Герасимов неторопливо продолжал свой рассказ. Рассказчик постарался запомнить историю этого лейтенанта.
До войны он работал механиком на одном из заводов Западной Сибири. У него была жена и двое детей, с ними жил отец-инвалид. Когда началась война, Герасимов сразу ушёл на фронт.
В одном из боев его подразделение взяло в плен пятнадцать немецких солдат. Наши солдаты начали угощать пленных всем, чем могли, «товарищами» называть. Один из красноармейцев смотрел на это, а потом сказал, что за линией фронта эти «товарищи» обходятся с мирными жителями и нашими пленными совсем не так дружелюбно.
Потом часть Герасимова пошла в наступление и тогда он понял правоту слов того бойца. Увидел он сожжённые деревни, расстрелянных жителей, изуродованные трупы пленных красноармейцев, изнасилованных и зверски убитых женщин, девушек и девочек.
В конце сентября, во время боя был ранен и потерял сознание, а когда пришёл в себя, понял, что попал в плен. Немецкий офицер на ломаном русском языке спросил пленных, есть ли среди них комиссары, командиры и евреи. Все промолчали. Тогда этот офицер выбрал из пленных шестнадцать человек, внешне похожих на евреев, и их расстреляли.
Других обыскали и отобрали вещи. Свой партбилет Герасимов прятал во внутреннем кармане брюк, поэтому немцы его не обнаружили. Потом пленных погнали быстрым шагом. Отставших и упавших расстреливали прямо на дороге.
К вечеру они прибыли в лагерь для военнопленных. Содержались советские пленные тут в жутких условиях: уборной не было, все справляли нужду прямо себе под ноги, раз в сутки давали кружку воды и горсть сырого проса, а порой вообще забывали что-либо дать. Каждый день умирали десятки пленных.
У Герасимова загноились раны, но военврач, тоже из пленных, оказался уставшим полусумасшедшим. У него не было никаких медикаментов. Он прогнал лейтенанта, посоветовав присыпать раны свежей золой. Но Герасимов выжил, помогло крепкое здоровье и сильная воля к жизни и сопротивлению.
Из этого лагеря пленных перевели в другой, начальство которого издевалось над пленными, избивая их. Герасимов, сильно истощённый, жалел, что не сбежал в первые дни плена, когда ещё не был так слаб.
Однажды зимней ночью пленные услышали далёкий гул артиллерийской канонады, это наши пошли в наступление. Пленные обрадовались и запели Интернационал. И Герасимов решил бежать. Вскоре пленных отправили на строительство укреплений. Немцы погнали через деревню и картофельное поле. Тех, кто подбирал мёрзлые картофелины, расстреливали тут же.
А в деревне женщины кидали пленным еду, но фашисты начали стрелять по их окнам. Тогда мальчишки стали класть еду на дорогу перед колонной, а проходящие пленные её подбирали.
Укрепления строили в лесу. Выждав удобный момент, Герасимов подошёл к немецкому солдату и что есть силы ударил его лопатой по лицу. Тот упал мёртвым. Схватив его оружие, лейтенант убежал в глубь леса.
На следующий день его, лежащего без сил, нашли партизаны. Две недели ушло у него на то, чтобы отлежаться в землянке, окрепнуть и набраться сил. Но партизаны относились к нему с подозрением на первых порах, несмотря на его партбилет. Потом он начал участвовать с ними в боях и тем завоевал их доверие.
Зимой партизаны провели его через линию фронта. Месяц лежал в госпитале, после отпустили домой на поправку. Но дома он прожил только одну неделю — ему надо было бить фашистов. На этом лейтенант закончил свой рассказ[3].
При прощании с рассказчиком лейтенант сказал:
— …И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», — а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков. Извините, если это замысловато сказано, но я так думаю.
— [4]
Прототип главного героя рассказа
В основу рассказа Шолохова легла история плена политрука 27-й отдельной роты медицинского усиления Зиновия Фердмана. Он попал в плен 21 сентября 1941 года, был помещён в лагерь военнопленных, 26 сентября бежал из лагеря и 21 ноября вышел в расположение советских войск.
Стилистика записанных писателем показаний Фердмана говорит о том, что Шолохов либо присутствовал на опросе, либо переписал протокол показаний Фердмана в особом отделе.[5]
Библиография
- Ортенберг Давид. Год 1942: Рассказ-хроника / Предисл. Л. Лазарева. — М.: Политиздат, 1988. — 460 с.
- Смелов Леонид. 70 лет исполнилось рассказу Михаила Шолохова «Наука ненависти» // ИНФОКАМ. — 12 июля 2012 года.
- Смирнова Галина, Сидорова Надежда. Исполнилось 70 лет со дня первой публикации рассказа М. А. Шолохова «Наука ненависти» // Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова. — 22 июня 2012 года.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Ортенберг Давид. Год 1942: Рассказ-хроника Архивная копия от 2 февраля 2014 на Wayback Machine / Предисл. Л. Лазарева. — М.: Политиздат, 1988. — 460 с.
- ↑ Смирнова Галина, Сидорова Надежда. Исполнилось 70 лет со дня первой публикации рассказа М. А. Шолохова «Наука ненависти» Архивная копия от 1 апреля 2017 на Wayback Machine // Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова. — 22 июня 2012 года.
- ↑ Наука ненависти
- ↑ Михаил Александрович Шолохов Наука ненависти
- ↑ Васильев В. В. Примечания // Шолохов М. А. Собр. соч.: В 9 т. — М., 2001—2002. — Т. 7. — С. 363.
Ссылки
- Анализ рассказа Шолохова Наука ненависти
- Текст рассказа
- Краткое содержание Шолохов Наука ненависти для читательского дневника
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |