Оперный театр Зимина

Материал из «Знание.Вики»
Театр
Оперный театр Зимина
Опера Зимина
Здание театра на дореволюционной открыткеЗдание театра на дореволюционной открытке
Страна  Россия
Местоположение Москва
Дата основания 1904 год
Основные даты
14 октября 1904 − открытие театра,
1914-1916 − организован госпиталь,
1917 − национализация театра
Состояние реорганизован

Оперный театр Зимина (также Опера Зимина или Театр России) — частный оперный театр, созданный в 1904 году в Москве С. И. Зиминым.

В 1917 году был национализирован, а в 1924 году преобразован в филиал Большого театра.

История

Открытие театра состоялось 1 (14) октября 1904 года на сцене театра «Аквариум» представлением оперы «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова.

С 1908 года спектакли ставились на сцене театра Солодовникова (ныне помещение Театра оперетты). Театр пропагандировал русскую классическую оперу («Борис Годунов» Мусоргского был поставлен без обычных купюр и со сценой «под Кромами»), ставил значительные произведения западно-европейской классики (здесь впервые в России были поставлены «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, 1909)[1].

Во время Первой мировой войны, в 1914 году, в Москве Зимин организовал госпиталь, где за ранеными ухаживали артисты и сотрудники его театра. В 1916 была открыта Оперная студия, где подготовка певцов велась по методике, разработанной самим Зиминым[2]. Но очень скоро Оперная студия была ликвидирована новой властью Совета рабочих и крестьянских депутатов.

В 1917 году, в результате всеобщей национализации после Октябрьской революции, театр 3имина был национализирован и получил новое название Театр Совета рабочих депутатов, с 1919 года — Малая государственная опера, с 1921 года — Театр музыкальной драмы. Тем не менее, Сергей Иванович 3имин ещё на некоторое время был оставлен там работать в качестве члена дирекции.

Репертуар

Среди постановок, осуществленных в оперном театре Зимина:

1907, «Орлеанская дева»: дирижёр Палицын, режиссёр Оленин; Карл VII — Пикок, Дюнуа — Веков, Лионель — Бочаров, Кардинал — Трубин, Агнесса — Добровольская, Иоанна д’Арк — Петрова-Званцева, Тибо — Осипов, Раймонд — Карензин.

24 сентября 1909. В Опере Зимина впервые был поставлен «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова: режиссёр Оленин, художник Билибин, дирижёр Купер; Шемаханская царица — Добровольская, Додон — Сперанский, Звездочёт — Пикок, Амелфа — Ростовцева, Полкан — Запорожец, Гвидон — Эрнст, Афрон — Диков, Золотой петушок — Клопотовская.

1911, «Опричник»: дирижёр Палицын, режиссёр Оленин, художник Маторин; Андрей — Дамаев, Наталья — Милова, Морозова — Остроградская, Жемчужный — Трубин. В том же 1911 г. прошла премьера оперы Э. Альбера «Долина» (вторая постановка в России после Одессы): дирижёр Палицын, постановка Оленина; Педро — Дамаев, Себастьяно — Бочаров, Марта — Друзякина, Томазо — Осипов, Нури — Турчанинова, Моруччио — Чугунов, Нандо — Скуба.

В театре ставились оперы: «Иван Сусанин», «Русалка», «Демон», «Князь Игорь», «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Хованщина», «Борис Годунов» (без обычных купюр и со сценой «Под Кромами»); «Мельник — колдун, обманщик и сват» Соколовского, «Аскольдова могила»; «Рогнеда» Серова; произведения западно-европейских композиторов «Аида», «Богема», «Чио-Чио-сан»; «Манон» Массне; «Луиза» Шарпантье.

Кроме того, было поставлено большинство опер П. И. Чайковского. Оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» (в 1909) и «Кармен» впервые в России прошли в театре Зимина. Здесь были поставлены «Капитанская дочка» Кюи, «Клара Милич» Кастальского, «Трильби» Юрасовского, «Сестра Беатриса» Гречанинова и др. В 1916 году впервые увидела свет рампы именно в Опере Зимина комическая опера В. Эренберга «Свадьба» по одноимённому водевилю Чехова.

Ещё в 1908 году специально для работы с молодыми певцами Зимин открыл в Москве театр «Орион» (как филиал «Оперы Зимина»). Выдающая певица Валерия Барсова была из тех, кто впервые вышли на сцену именно в Опере Зимина — в 1917 году.

Труппа театра

В состав Оперного театра Зимина вошла, помимо созданной им частной труппы, большая часть труппы «Товарищества артистов московской частной оперы», руководимого М. М. Ипполитовым-Ивановым, которое закрылось в том же 1904 году. В конечном счёте театр возник в результате слияний двух этих трупп.

В Опере Зимина работали как выдающиеся вокалисты времени, так и начинающие артисты. «Наряду с известными певцами Зимин приглашал в свой театр молодых актёров, организуя часто им помощь в вокальном и художественном образовании», — отмечает Большая Советская энциклопедия[3]. Там работали певцы: Ф. И. Шаляпин; Л. В. Собинов; Л. М. Клементьев; А. М. Матвеев; П. С. Оленин — с 1907 главный режиссёр театра; В. И. Страхова, В. Р. Пикок; О. И. Каминский; В. Л. Нардов; А. И. Улуханов; Р. К. Ламберт; Н. Д. Веков, Е. В. Нечаева, Е. Я. Цветкова, В. Н. Петрова-Званцева, С. И. Друзякина, М. И. Закревская, Н. С. Ермоленко-Южина, М. В. Бочаров, В. П. Дамаев, Н. И. Сперанский, М. И. Донец, Ю. С. Кипоренко-Даманский; режиссёры А. В. Ивановский, А. П. Петровский, Н. Н. Званцев, Ф. Ф. Комиссаржевский; дирижёры М. Ипполитов-Иванов; Э. А. Купер; А. М. Пазовский; М. М. Багриновский, Е. Е. Плотников; скрипач Ю. Ф. Файер; кларнетист Ф. И. Николаевский, классический танцор М. Ф. Моисеев и ещё очень многие выдающиеся музыканты и театральные деятели — художники, артисты оркестра и т. д.

По приглашению Зимина здесь выступали зарубежные певцы — Т. Руффо, Д. Ансельми, Л. Кавальери, дирижеры — Э. Колонн (1907), Б. Вальтер (1914) и др., много лет в театре пел итальянец Маттиа Баттистини; в 1915 году на сцене театра танцевала М. Ф. Кшесинская, в 1916 году с балетной труппой приезжал М. М. Фокин.

Литература

  • Боровский В. Московская опера С. И. Зимина. — М., 1971.
  • Зимина В. Опера Зимина — Москва, 1992, № 5-6.
  • Зимина В. Опера Зимина. От мануфактуры до театра // Москва. Родословная. — М., 1998.

Примечания

  1. Оперный театр Зимина // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Зимин, Сергей Иванович — статья из энциклопедии «Кругосвет»
  3. Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 9. Евклид — Ибсен. 1972. 624 стр., илл.; 43 л. илл. и карт. 1 карта-вкл. (стб. 1583)

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!