Нижинская, Бронислава Фоминична

Материал из «Знание.Вики»
Бронислава Нижинская
Бронислава Нижинская
Бронислава Нижинская
Имя при рождении Бронислава Фоминична Нижинская
Дата рождения 8 января 1891(1891-01-08)
Место рождения Минск,
Российская империя
Дата смерти 21 февраля 1972(1972-02-21) (81 год)
Место смерти Лос-Анджелес, США
Гражданство  Российская империя
Профессия артистка балета, балетмейстер, балетный педагог
Театр Балет Мариинского театра, Русский балет Дягилева

Бронислава Фомична Нижинская (08 января 1891, Минск — 21 февраля 1972, Лос-Анджелес) — балерина и хореограф. Работала в Мариинском театре и была занята в «Русских сезонах» Сергея Дягилева[1]. В России Бронислава Нижинская известна больше как сестра танцовщика Вацлава Нижинского, а в западных странах — как талантливый хореограф, которая создала около 60 балетов[2]. Самые известные из них: «Лани», «Свадебка», «Голубой экспресс»[3].

Биография

Семья и детство

Бронислава Нижинская родилась в театральной семье. Ее мать, Елеонора Николаевна Береда, родилась 15 декабря 1856 года в многодетной семье и рано осталась сиротой и без средств к существованию. Отец Элеоноры, Николай Береда, был польским помещиком и питал склонность к азартным играм, умер от сердечного приступа. Через несколько недель умерла её мать, не пережив смерти мужа. У Элеоноры были старшие братья — семнадцатилетний Адам, пятнадцатилетний Генрик и две старшие сестры — одиннадцатилетняя Теодозия и девятилетняя Стефания Мария. Крестная одной из девочек вначале заботилась о детях, но потом они отказались от её помощи и жили самостоятельно[4][5]. Отец Брониславы, Томаш Лаврентьевич Нижинский родился 7 марта 1862 года[6]. Окончив школу, он был принят в труппу театра «Вельки». В 17 лет Томаш поехал в Одессу, и там его стали называть Фомой[7]. Элеонора и Фома поженились в Баку в мае 1884 года, когда невесте было 27 лет, а жениху 22 года. 17 декабря 1886 года родился их сын Станислав[8]. Второй сын, Вацлав, родился в Киеве в ночь с 27 на 28 февраля 1889 года[8]. 8 января 1891 года в Минске родилась их дочь, Бронислава Фоминична Нижинская[9].

Впервые Бронислава выступила на сцене в детстве, когда вместе с двумя братьями исполняла номер, который для детей сочинил их отец[5].

Бронислава Нижинская, 1913 год

Когда дети подросли, отношения между их родителями разладились. В итоге дети уехали с матерью в Петербург, а отец подписал контракт на работу в Москве[10][1][11].

В Императорском театральном училище

Женщина отдала двух младших детей — Вацлава и Брониславу — учиться на балетное отделение Императорского театрального училища[1]. Их приняли на полный пансион, и это значительно облегчило финансовую ситуацию семьи[11]. Бронислава была ученицей Энрико Чеккетти[2]. Окончила учебу в 1908 году[12] по классу К. Куличевской[13].

Бронислава Нижинская, 1908 год

Мариинский театр: начало работы и увольнение

После окончания обучения, Бронислава Нижинская была зачислена в труппу Мариинского театра. Она начинала свой творческий путь как танцовщица кордебалета[1]. Ее жалование составляло 600 рублей[12]. В 1910 году Нижинская была зачислена в разряд корифеек, оклад составлял 800 рублей[12]. Такое продвижение по карьерной лестнице означало то, что теперь Нижинская могла исполнять небольшие сольные партии[13]. Девушка была невысокого роста с сильным и независимым характером[2].

В 1909 году Бронислава вместе с братом участвовала в «Русских сезонах» в Париже, где помимо них танцевали Ида Рубинштейн, Матильда Кшесинская, Анна Павлова. В 1911 году танцовщица покинула Мариинский театр после того, как оттуда уволили её брата, Вацлава Нижинского. Считалось, что его сценический костюм в балете «Жизель» показался очень откровенным и облегающим вдовствующей императрице Марии Фёдоровне и его уволили после разразившегося скандала[1][11]. Когда Марию Фёдоровну спросила об этом инциденте маркиза Рипон, императрица ответила, что никогда никому ничего не говорила о костюме Нижинского и не знает, почему танцовщик ушел из театра. Она просила передать Нижинскому свои сожаления в связи с этой историей[14].

Перед уходом из Мариинского театра Бронислава Нижинская написала дирекции следующее письмо:

В виду увольнения моего брата В.Нижинского со службы в императорских театрах, прошу контору исключить меня из списка артистов императорских театров и прошу выдать, в возможно скором времени, все мои документы, а также свидетельство об увольнении.Бронислава Нижинская[12]

.

После Петербурга Нижинские перебрались в Европу и сотрудничали с Дягилевым. Часто в выступлениях партнером Брониславы был её брат, Вацлав. Так длилось до 1913 года, пока Вацлав не решил оставить Русские сезоны, и Бронислава опять поступила также, как брат. Она участвовала в его антрепризе, а после решила вернуться в Петербург. Там она поставила свои первые танцевальные номера, которые назывались «Кукла» и «Осенняя песня». В Киеве Бронислава открыла свою балетную студию «Школа движения». Стала автором книги по теории хореографии[1].

В 1913 году Нижинская вместе со своим мужем, танцовщиком Александром Кочетовским, уехала в Киев, стала прима-балериной Городского театра[15]. По состоянию на 1916 год Кочетовский стал балетмейстером Оперного театра в Киеве, его жена Бронислава помогала ему в постановке отрывков из балетов и занималась преподавательской деятельностью в Киевской консерватории[16]. В конце 1917 года Нижинская на год уехала в Москву и стала задумываться про открытие своей школы. 15 октября 1918 года она вновь приехала в Киев[15]. В феврале 1919 года в Киеве открылась её балетная студия «Школа движения»[16].

Постановка балетов

В 1921 году Нижинская приняла решение о возобновлении сотрудничества с Дягилевым. Она была единственной женщиной-хореографом в его труппе. На музыку Стравинского она поставила балеты «Байка про лису», «Свадебка» и танцевальный номер «Три Ивана»[1]. Премьера «Свадебки» состоялась 13 июня 1923 года в Париже в театре «Гёте-лирик». В этот день Бронислава Нижиская заявила о себе как хореограф, потому что до этого её в Париже знали только как танцовщицу, работавшую с Дягилевым[15]. После постановки «Свадебки» Брониславу Нижинскую на афишах стали упоминать как «La Nijinska»[17].

Дягилев доверил Нижинской поставить балет «Лани» на музыку Франсиса Пуленка. Репетиция балета шла в Монте-Карло[18].

Премьера "Ланей" была, смею сказать, триумфом. Восемь раз поднимали занавес, а это в Монте-Карло редчайший случай. Следует признать, что даже старые англичанки, увлекающиеся рулеткой, и те не могут перед ней устоять. Поистине, это воплощение танцаФрансис Пуленк[18]

.

Бронислава Нижинская и Энн Хатчинсон, 1942 год

Игорь Стравинский высоко оценил работу Брониславы Нижинской. В 1920-х годах Нижинская поставила балет «Голубой экспресс». Либретто для балета написал Жан Кокто. Спектакль сочетал в себе классический танец и акробатические трюки. Над костюмами к балету работала Коко Шанель, а декорации к балету создавал Анри Лоран. Сама хореограф исполнила в своем балете партию чемпионки по теннису[1].

Бронислава Нижинская поставила балет «Сто поцелуев» по сказке Андерсена, «Краковскую легенду» на музыку Михаля Кондратского[19].

В 1925 году прекратилось сотрудничество Нижинской с Дягилевым[1]. Существует предположение, что это случилось потому, что Дягилев стал готовить ей замену в лице её бывшего ученика Сергея Лифаря[20].

Бронислава Нижинская стала путешествовать по Европе, Южной Америке и США. Мужем артистки был Николай Сингаевский. Дочь Ирина также стала балериной[1]. В 1926—1927 годах её пригласили работать в Театр Колон в Буэнос-Айресе. В 1930-е годы она работала в Русской опере Парижа и в Венской опере[3].

После возвращения в Париж, Бронислава начала сотрудничать с Идой Рубинштейн и делать постановки для её танцевального коллектива. Нижинская была постановщиком номеров для фильма «Сон в летнюю ночь». В конце 1930-х годах Нижинская переехала в США и там работала руководителем танцевальной школы «Балле тиэтр», ставила балеты в разных странах[1]. В 1937 году Нижинская организовала труппу «Польский балет», вместе с которой она завоевала Гран-При на Международной выставке в Париже. Затем она переехала в США. В Голливуде у Нижинской была собственная студия, где она занималась постановкой балетов, но прекратила эту деятельность после смерти Вацлава Нижинского[3].

В 1960-е годы Бронислава Нижинская начала работу над книгой «Ранние воспоминания», в которой рассказывает о себе и о своем брате, Вацлаве Нижинском. Книга вышла на английском языке в 1981 году[13].

Умерла Бронислава Нижинкая в 1972 году в Лос-Анжелесе от инфаркта[1].

В 2022 году вышла книга «La Nijinska» Линн Гарафолы о жизни и деятельности Нижинской[21].

Личная жизнь

Первым мужем Брониславы Нижинской был бывший танцовщик Большого театра Александр Кочетовский. В 1913 году родилась их дочь Ирина, в 1919 году сын Лев[22]. Второй муж Нижинской, Николай Сингаевский, умер в 1968 году[23].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Бронислава Нижинская.
  2. 2,0 2,1 2,2 Ранние воспоминания, 1999, с. 5.
  3. 3,0 3,1 3,2 Ранние воспоминания, 1999, с. 60.
  4. Ранние воспоминания, 1999, с. 68.
  5. 5,0 5,1 Борисоглебский М., 1939, с. 174.
  6. Ранние воспоминания, 1999, с. 73.
  7. Ранние воспоминания, 1999, с. 74.
  8. 8,0 8,1 Ранние воспоминания, 1999, с. 76.
  9. Ранние воспоминания, 1999, с. 77.
  10. Ранние воспоминания, 1999, с. 121.
  11. 11,0 11,1 11,2 В тени любимого брата. Как жила и творила Бронислава Нижинская.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 Борисоглебский М., 1939, с. 182.
  13. 13,0 13,1 13,2 Ранние воспоминания, 1999, с. 7.
  14. Борисоглебский М., 1939, с. 177.
  15. 15,0 15,1 15,2 Бронислава Нижинская и Александра Экстер.
  16. 16,0 16,1 Ранние воспоминания, 1999, с. 11.
  17. Ранние воспоминания, 1999, с. 28.
  18. 18,0 18,1 Ранние воспоминания, 1999, с. 30.
  19. Борисоглебский М., 1939, с. 184.
  20. Ранние воспоминания, 1999, с. 43.
  21. LA NIJINSKA.
  22. Ранние воспоминания, 1999, с. 10.
  23. Ранние воспоминания, 1999, с. 64.

Литература

  • Борисоглебский М. Материалы по истории русского балета. — Ленинград, 1939.
  • Бронислава Нижинская. Часть I // Ранние воспоминания. — Москва: Артист. Режиссер. Театр., 1999. — ISBN 5-87334-032-3.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!