Серебрякова, Зинаида Евгеньевна

Материал из «Знание.Вики»
Зинаида Евгеньевна Серебрякова
RU041 09.jpg
Имя при рождении Зинаида Евгеньевна Лансере
Дата рождения 28 ноября (10 декабря) 1884(1884-12-10)
Место рождения село Нескучное,
Белгородский уезд,
Курская губерния,
Российская империя
Дата смерти 19 сентября 1967(1967-09-19) (82 года)
Место смерти Париж, Франиця
Гражданство  Российская империя  СССР  Франция
Учёба Академия Гранд-Шомьер
Сайт https://www.serebriakova.ru

Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́; 28 ноября [10 декабря1884 — 19 сентября 1967) — русская и французская художница, участница объединения «Мир искусства».

Биография[править]

Рродилась 10 декабря 1884 года в селе Нескучное Белгородского уезда Курской губернии (ныне Харьковская область Украины), в семье Евгения Лансере, русского скульптора, и его жены — Екатерины Лансере (1850—1933)[1], происходившей из рода потомственных франко-итальянских художников и архитекторов.[2]

В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в петербургскую Академию художеств, учёба в которой ей не понравилась, и вскоре она сменила Академию на художественную школу, основанную княгиней Марией Тенишевой. В 1902—1903 годах она путешествовала в Италию, где познакомилась с талантливой художницей Анной Остроумовой-Лебедевой. В 1903—1905 годах была ученицей художника-портретиста Осипа Браза. В 1905—1906 годах занималась в Академии Гранд-Шомьер в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере вышла замуж за своего кузена Бориса Серебрякова. Несмотря на проблемы, связанные с браком близких родственников, они обвенчались 9 сентября 1905 года в семейной церкви Серебряковых в селе Нескучном.

Зинаида рано научилась работать акварелью в два-три цвета. В молодости работала в имении Нескучное, изображая крестьянок, сельский труд, просторы полей. Окончательно как художница Серебрякова сформировалась в Петербурге. Широкую известность ей принёс автопортрет («За туалетом», 1909, Государственная Третьяковская галерея), впервые показанный на большой выставке «Мир искусства» в 1910 году. В 1911 году Серебрякова вступила в общество «Мир искусства». Её творчество в 1914—1917 годах переживало период расцвета. Многие знаменитые картины художницы создавались в её мастерской в семейном имении Нескучное, где часто гостили Константин Сомов, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Анна Ахматова.

Октябрьскую революцию Зинаида Серебрякова встретила в родном имении. В декабре 1917 года, в связи с начавшимися грабежами помещичьих усадеб, семья Серебряковых переехала в Змиёв, а затем — в Харьков, где 21 марта 1919 года на съёмной квартире умер от сыпного тифа муж художницы Борис. Серебрякова осталась с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию.[3] В ноябре 1919 года семейное имение Серебряковых было разграблено и сожжено.

Художница отказалась перейти на популярный в первые послереволюционные годы футуристический стиль. Серебрякова нашла работу в Харьковском археологическом музее, где выполняла карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 года Серебряковы переехали в Петроград. Весной 1921 года художница с матерью и детьми перебралась в дом на улицу Глинки, 15 — в эту квартиру поселили «на уплотнение» артистов театра МХАТ. Поэтому Серебрякова много рисовала на темы из театральной жизни. В 1924 году несколько её работ демонстрировались на выставке в Нью-Йорке.

Осенью 1924 года Зинаида Серебрякова поехала в Париж. Но там зарабатывать деньги живописью оказалось не просто — публика с каждым годом становилась все равнодушнее к творчеству художницы. В Париже она жила замкнуто: дружила с семьей Бенуа, а также перебравшимися в Париж художниками Константином Сомовым и Дмитрием Бушеном, искусствоведом Сергеем Эрнстом. Ездила к родственникам в Англию и Швейцарию, вновь посетила Италию. Для экономии снимала только дешёвое деревенское жилье, вдали от скопления отдыхающих.[2]

В 1928 году, после участия в выставке «Старое и новое русское искусство» в Брюсселе, художница получила предложение от бельгийского барона Броуэра написать портреты членов его семьи. Затем он же спонсировал два её путешествия в Марокко в 1928 и 1932 годах с условием — после возвращения Серебряковой он выберет из её марокканских работ любые понравившиеся. Пейзажи, написанные ею в этих поездках, принадлежат к лучшему из того, что создано художницей в эмиграции.[2]

Работа Серебряковой на почтовой марке СССР

Вплоть до 1940 года Зинаида Серебрякова оставалась гражданкой СССР, но во время оккупации Франции фашистами ей грозил концлагерь за связь с Советским Союзом. Она получила нансеновский паспорт (выдавался Лигой Наций для беженцев без гражданства), а в 1947 году стала гражданской Франции, где прожила до своей смерти.

Умерла 19 сентября 1967 года в Париже от кровоизлияния в мозг. Была похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.[4][5]

В СССР и России были выпущены почтовые марки, посвящённые художнице Зинаиде Серебряковой.

Примечания[править]

Источники[править]

  • 100 великих женщин. Автор-составитель И. И. Семашко. — М.: Вече, 2001. — 77 с. ISBN 5-7838-042-8.
  • Ефремова Е. В. Зинаида Серебрякова. — М. : Издательство АРТ-РОДНИК, 2006. — 96 с. — (Малая серия искусств). — ISBN 5-9561-0176-8.

Ссылки[править]

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!