Бурлюк, Давид Давидович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Давид Бурлюк
Портрет
Портрет
Имя при рождении Давид Давидович Бурлюк
Дата рождения 21 июля 1882(1882-07-21)
Место рождения Хутор Семиротовщина, Лебединский уезд, Харьковская губерния Российская империя
Дата смерти 15 января 1967(1967-01-15) (84 года)
Место смерти Саутгемптон, Саффолк, Нью-Йорк, США
Гражданство (подданство) Флаг Российской империи Российская империя
Жанр Футуризм

Дави́д Дави́дович Бурлю́к (21 июля 1882, Семиротовка15 января 1967, Саутгемптон, Нью-Йорк) — русский, американский и украинский ху­дож­ник, по­эт, кри­тик. Один из основоположников русского футуризма. Брат Владимира и Николая Бурлюков. Признан отцом «русского футуризма»[1][2].

Биография

Давид Бурлюк родился 21 июля 1882 года на хуторе Семиротовка (сейчас - урочище Бурлюк в Сумской области). Его отец, Давид Фёдорович, был самоучкой-агрономом из крестьянского рода и продал хутор, работая управляющим на различных имениях. Семья часто переезжала, поэтому Давид учился в гимназиях Сум и Тамбова, а затем поступил в казанскую художественную школу. Его мать, Людмила Иосифовна Михневич, была дворянкой и любила живопись. Хобби передалось её детям. В детстве Давид случайно получил травму глаза из игрушечной пушки, и ему пришлось жить со стеклянным глазом. В гимназии увлекался иностранными языками, философией и немецкой литературой. В 1890-х годах начал писать стихи и прозу, вдохновляясь работами Гоголя и Аксакова. Он также восхищался Чеховым, Пушкиным, Лермонтовым и Толстым. С того времени начал копировать пейзажи, а с 1897 года - наброски лиц и фигур. С 1898 до 1910 года он обучался в Казанском и Одесском художественных училищах. Его первая публикация в печати состоялась в 1899 году. Изучал живопись в Германии, в Мюнхене, в «Королевской Академии» у профессора Вилли Дитца и словенца Антона Ажбе, а также во Франции, в Париже, в Школе изящных искусств Кормона. После возвращения в Россию в 1907-1908 годах Давид Бурлюк присоединился к левым художникам и принял участие в художественных выставках. С 1911 по 1914 годы он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вместе с В. В. Маяковским. Давид Бурлюк был участником футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и других. Во время Первой мировой войны его не призывали на фронт из-за отсутствия левого глаза. Жил в Москве, публиковал стихи, сотрудничал с газетами и создавал картины. Весной 1915 года Давид Бурлюк был в Уфимской губернии на поместье своей жены, расположенном на станции Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги[2][3][4][5].

Мать, Людмила Иосифовна Михневич, проживала в Буздяке, находящемся в 80 километрах от Уфы. За два года, проведённых здесь до их отъезда, он успел создать около 200 картин. Из них 37 являются значительной и наиболее выдающейся частью коллекции русского искусства начала XX века, представленной в Башкирском художественном музее имени М. В. Нестерова. Эта коллекция произведений Давида Бурлюка является одной из самых полных и высококачественных коллекций его работ в России. Бурлюк часто посещал Уфу, участвовал в Уфимском художественном кружке, объединившем молодых башкирских художников. Здесь подружился с местным художником по имени Александр Тюлькин, с которым часто бывал на этюдах. В 1918 году Давиду Бурлюку удалось избежать смерти во время погромов и расстрелов, устроенных анархистами в Москве, после чего он снова отправился в Уфу. В период с 1918 по 1920 год он гастролировал по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку вместе с В. Каменским и В. Маяковским. В июне 1919 года они добрались до Владивостока, где семья обосновалась в Рабочей Слободке на северо-восточном склоне сопки Буссе на улице Шилкинской[2][3][4][5].

В 1920 году он эмигрировал в Японию, где прожил два года, погружаясь в изучение восточной культуры и занимаясь живописью. В это время он создал около 300 работ с японскими мотивами, средств от их продажи хватило ему на переезд в Соединённые Штаты. В Нью-Йорке Давид Бурлюк активно вовлёкся в деятельность просоветских групп и, написав поэму к десятилетию Октябрьской революции, стремился заслужить признание в качестве «отца русского футуризма». Он также стал постоянным автором газеты «Русский голос». Совместно со своей женой, Марией Никифоровной, и через знакомых, Бурлюк издавал свои сборники, брошюры и журналы, которые распространял в пределах СССР. С 1930 года и в последующие десятилетия он самостоятельно издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), в котором публиковались его произведения, стихи, рецензии, репродукции футуристических работ и др., на английском и русском языках. Работы Давида Бурлюка участвовали в выставках проходившей в конце 1920-х - начале 1930-х годов группы советских художников «3». Он посетил СССР в 1956 и 1965 годах[2][3][4][5].

Давид Бурлюк скончался 15 января 1967 года, на 85-м году жизни. Родственники развеяли его прах над Атлантическим океаном[3][4][5].

Семья

В детстве Давид дружил с Марией Никифоровной Еленевской, которая затем часто была моделью для его картин. В марте 1912 года они обвенчались. В 1913 и 1915 году родились сыновья Давид и Николай. В США было создано семейное издательство М.Н. Бурлюк, предназначавшееся для издания работ мужа – иллюстратора, художника-оформителя, публициста и писателя. В выпусках журнала «Цвет и рифма» (на английском языке) участвовали и их дети. Давид стал архитектором и скульптором, а Николай – живописцем и журналистом[3][4][5].

Творчество

Участие в выставках

Сочинения

Киновоплощения

  • 2004 год — сериал «Грехи отцов» — актёр Алексей Колган.
  • 2011 год — фильм «Маяковский. Два дня» — актёр Дмитрий Нагиев.

Примечания

  1. Богомолов Н. А. Бурлюк Давид Давидович. БРЭ. Дата обращения: 11 апреля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Давид Бурлюк. Livelib. Дата обращения: 11 апреля 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Давид Бурлюк. Федеральное казенное учреждение «Цифровая культура» (ФКУ «Цифровая культура» ) Проект «Культура.РФ». Дата обращения: 13 апреля 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Бурлюк создал футуризм и «бурлюков».. Федеральное государственное унитарное предприятие Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»). (23 июля 2007). Дата обращения: 13 апреля 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Егорова С. Как «отец русского футуризма» привез в Японию западное авангардное искусство: Фантастическая жизнь Давида Бурлюка. Культурология.РФ | Искусство во всех проявлениях | Ежедневный интернет-журнал. Дата обращения: 13 апреля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!