Ярошенко, Николай Александрович
Николай Ярошенко | |
---|---|
Автопортрет. 1895. Русский музей, Санкт-Петербург | |
Дата рождения | 1 декабря (13 декабря) 1846 |
Место рождения | Полтава, Полтавская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 26 июня (8 июля) 1898 (51 год) |
Место смерти | Кисловодск, Ставропольская губерния, Российская империя |
Жанр | жанровая живопись, портрет, пейзаж |
Никола́й Алекса́ндрович Яроше́нко (1 декабря (13 декабря) 1846, Полтава, Полтавская губерния, Российская империя — 26 июня (8 июля) 1898, Кисловодск, Ставропольская губерния, Российская империя) — русский живописец, крупнейший мастер жанровой живописи второй половины XIX века, портретист, пейзажист, один из активных участников Товарищества передвижных художественных выставок[1].
Биография
Николай Ярошенко родился в Полтаве в семье дворянина, офицера Петровского Полтавского кадетского корпуса Александра Михайловича Ярошенко[2]. Мать художника — Любовь Васильевна Ярошенко (урождённая Мищенко) была дочерью небогатого помещика, отставного поручика Василия Петровича Мищенко[3].
Первым учителем живописи Николая Ярошенко стал бывший крепостной художник Иван Зайцев, один из последователей жанровой живописи Павла Федотова. Творческие способности Николая проявились рано, но не повлияли на принятое отцом решение отдать сына на военную службу[4]. В 9 лет родители определили Николая в Петровский Полтавский кадетский корпус[5].
После окончания 1-го кадетского корпуса в 1863 году Ярошенко переехал в Петербург и поступил в Павловское военное училище[4]. В мае 1864 года он как один из лучших юнкеров был переведён в Михайловское артиллерийское училище[5]. Осенью 1865 года Ярошенко получил назначение в 9-ю артиллерийскую бригаду, где прослужил два года[4].
В 1867 году Ярошенко поступил в Михайловскую артиллерийскую академию, и одновременно стал вольнослушателем Академии художеств[5]. Кроме того, он работал в мастерской живописи Адриана Волкова[6] и посещал вечерние классы рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств, где его учителем стал передвижник Иван Крамской[5]. В 1870 году Ярошенко с отличием окончил Михайловскую артиллерийскую академию, затем руководил штамповальной мастерской Санкт-Петербургского патронного завода[4]. В 1874 году он женился на Марии Павловне Невротиной, дочери коллежского асессора, выпускнице Бестужевских курсов[7].
В 1874 году Ярошенко экстерном окончил Академию художеств. В 1875 году на 4-й Передвижной выставке была экспонирована первая законченная картина Николая Ярошенко «Невский проспект ночью» (1875)[8]. Произведение понравилось публике, передвижники тепло встретили полотно художника и приняли его в свои ряды[1].
В 1876 году Ярошенко вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок и был избран в его правление[8]. Наряду с Иваном Крамским он был одним из главных идеологов передвижничества[9]. В 1879 году Ярошенко написал послание Павлу Третьякову об основополагающих принципах сотрудничества коллекционера и художника, где чётко изложил свои взгляды на роль и положение искусства в социальной жизни[1].
За успешную работу на патронном заводе в 1878 году Ярошенко был награждён орденом святой Анны 3-й степени, а через год произведён в полковники[7].
В 1885 году Ярошенко купил дом в Кисловодске, названный «Белой виллой»[7]. В гости часто приезжали многочисленные друзья — художники, писатели, композиторы, певцы, учёные. В их числе Илья Репин, Михаил Нестеров, Николай Ге, Фёдор Шаляпин, Дмитрий Менделеев, Владимир Соловьёв и другие[10][11]. Художник расписал балкон дома античными фигурами по образцу помпейских фресок, лица фигур имеют сходство с близкими друзьями семьи[10]. В своей усадьбе художник создал бо́льшую часть своих произведений[10].
В 1887 году после смерти Ивана Крамского стал председателем Товарищества передвижных художественных выставок[12]. В 1892 году Николай Ярошенко вышел в отставку в чине генерал-майора[4]. В 1897 году побывал в Поволжье, Италии, Сирии, Палестине, Египте. Создал большое количество картин, этюдов, набросков[5].
Умер в Кисловодске 26 июня [8 июля] 1898 года. Художника похоронили рядом с Собором Николая Чудотворца, недалеко от «Белой виллы»[5]. В работе над проектом надгробия принимали участие Николай Дубовской и Павел Брюллов. Автором скульптурного бюста стал друг художника Леонид Позен[5].
Творческая деятельность
Художественное наследие Николая Ярошенко значительно: художник написал более 400 картин и около 1000 этюдов, набросков, рисунков[7]. Важное место в творчестве Ярошенко занимают портреты. Внимание художника привлекали представители интеллектуального труда: писатели (Глеб Успенский, Поликсена Соловьёва), философы (Владимир Соловьёв), учёные (Александр Герд), скульпторы (Леонид Позен), актёры (Полина Стрепетова). В своих произведениях живописец стремился передать психологию человека. Среди ранних работ встречается много портретов «неизвестных»: «Портрет неизвестной» (1881), «Женский портрет» (1880), «Портрет дамы с кошкой» (1880), «Портрет неизвестной» (1893) и другие[7].
Творчество Ярошенко неотделимо от его гражданской позиции. В жанровых работах особое место занимает тема русской интеллигенции. В произведениях «Студент», «Курсистка» художник создал собирательный образ молодого поколения 1870—1880-х годов. «Лучших изображений интеллигентной молодёжи того времени мы не имеем», — писал публицист и художественный критик М. П. Неведомский[13].
Кроме жанровых картин и портретов, Ярошенко создавал пейзажи Поволжья, Ближнего Востока, Кавказа. В художественном наследии мастера насчитывается более 30 видов окрестностей Пятигорска и Кисловодска. Живописец стремился запечатлеть различные состояния природы. Ландшафтные виды Николая Ярошенко высоко ценил художественный критик Владимир Стасов[7].
Галерея
Литература
- Абрамов Е. П. «Судьба редко сталкивает нас с такими многогранными натурами…». Артиллерист и художник генерал-майор Н. А. Ярошенко // Военно-исторический журнал. — 2016. — № 12. — С.65—69.
- Верещагина А. Г. Николай Александрович Ярошенко. — Л.: Художник РСФСР, 1967. — 54 с.
- Вольф Г. Ярошенко. — М.: Белый город, 2008. — 47 с.
- Поленова И. В. Николай Александрович Ярошенко. Письма. Документы. Современники о художнике. — М.: БуксМАрт, 2017. — 295 с.
- Поленова И. В. Ярошенко в Петербурге. — Л.: Лениздат, 1983. — 221 с.
- Порудоминский В. И. Николай Ярошенко. — М.: Искусство, 1979. — 197 с.
- Прытков В. А. Николай Александрович Ярошенко. — М.: Искусство, 1960.— 321 с.
- Секлюцкий В. В. Николай Александрович Ярошенко. — Ставрополь: Кн. изд-во, 1963. — 120 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Порудоминский В. И. Николай Ярошенко. — М.: Искусство, 1979.
- ↑ Чурюканова О.В. Ярошенко Николай Александрович. Произведения из коллекции Плесского музея-заповедника . plyos.org. Дата обращения: 28 марта 2024.
- ↑ Поленова И.В. Ярошенко в Петербурге . Дата обращения: 4 апреля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Абрамов Е. П. «Судьба редко сталкивает нас с такими многогранными натурами…». Артиллерист и художник генерал-майор Н. А. Ярошенко // Военно-исторический журнал. — 2016. — № 12. — С. 65—69.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Николай Александрович Ярошенко. Биография . Музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко. Дата обращения: 2 апреля 2024.
- ↑ Прытков В. А. Ярошенко. — М.: Гос.музей изобразит. искусства им. А.С. Пушкина, 1949. — С. 12.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Михолап Л. А., Углов В. И. Воспитанники академии, доблестные офицеры, вписавшие золотые страницы в отечественную историю: сборник очерков. — Балашиха,: ВА РВСН, 2020.
- ↑ 8,0 8,1 Изобразитель городской жизни Николай Ярошенко . ТПХВ.ру (2016). Дата обращения: 28 марта 2024.
- ↑ Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников / Под ред. А.И. Леонова. Вторая половина XIX века, часть II. — М.,: Искусство, 1971. — С. 56.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Колнооченко Е. Судьба «Белой виллы» и ее создателя (11 ноября 2008). Дата обращения: 2 апреля 2024.
- ↑ Белая вилла художника Ярошенко в Кисловодске . РусКонтур. Дата обращения: 30 марта 2024.
- ↑ Н. А. Ярошенко и Д. И. Менделеев (встречи, дружба, путешествия) . Дата обращения: 4 апреля 2024.
- ↑ Николай Ярошенко. Студент . Моя Третьяковка. Дата обращения: 2 апреля 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |