Женское образование
Же́нское образова́ние — широкий термин для обозначения сложного набора вопросов и дискуссий, связанных с образованием (начальное образование, среднее образование, высшее образование и, в особенности, образование в области здравоохранения) для девочек и женщин[1].
Термин охватывает такие темы, как гендерное равенство, доступ к образованию и связь между образованием и уровнем бедности[1].
Также обсуждаются проблемы раздельного обучения и религиозного образования. Аспекты, такие как гендерное разделение в обучении и религиозные взгляды на образование, имели своё значение. Они продолжают играть важную роль в современном контексте женского образования в глобальном масштабе.
Неравенство в образовании девочек и женщин имеет сложный характер[2]: они сталкиваются с препятствиями для поступления в школу, такими как насилие и запреты на посещение школ. Другие проблемы носят более систематический и скрытый характер, например, неравенство в доступе к образованию в области науки, технологий, инженерии и математики (STEM), которое глубоко укоренилось даже в Европе и Северной Америке[3].
Основные проблемы
Расширение прав и возможностей женщин
Гендерное равенство — это не только обеспечение доступа к школьному образованию. Важно также уделить внимание содержанию учебных программ. В школах необходимо акцентировать внимание на повышении уверенности девочек и их способности к равноправному участию в общественной жизни[4]. Методы обучения, применяемые учителями в классе, играют ключевую роль в расширении прав и возможностей женщин, а также в обеспечении гендерного равенства[4].
Успешные проекты в Перу и Малави подготовили учителей с использованием учебных пособий, учитывающих гендерные аспекты. Руководства для учителей были разработаны Visionaria Network в Перу и Girls Empowerment Network в Малави, которые получили поддержку от WomenStrong International. Эта организация находит, финансирует, укрепляет и распространяет решения, направленные на женщин, чтобы изменить их жизнь. В рамках этих проектов создаются руководства и тренинги для учителей, направленные на поддержку гендерной чувствительности в классах и помощь девочкам в раскрытии своего потенциала[5].
Воздействие на окружающую среду
Образование девочек, а также повышение статуса женщин в целом в развивающихся странах играет ключевую роль в ускорении развития и снижении темпов роста населения. Это оказывает существенное воздействие на экологические проблемы, включая изменение климата. Исследовательская сеть Drawdown оценивает, что образование девочек занимает шестое место среди наиболее эффективных мер по борьбе с изменением климата (впереди солнечных ферм, ядерной энергии, лесопосадок и других)[6].
История исламских стран
Исламские женщины играли значительную роль в создании и развитии многих образовательных учреждений. Например, Фатима Мухаммед аль-Фихри основала в 859 году Университет Аль-Карауин. Её инициатива была продолжена династией Айюбидов. В XII и XIII веках в Дамаске было открыто 160 мечетей и медресе, 26 из которых были финансированы женщинами с помощью вакуфа (имущества, предназначенного для религиозных или благотворительных целей). Приблизительно половина этих организаций имела поддержку из королевской семьи, а спонсорами часто выступали женщины[7].
История женского образования в исламских странах уходит корнями к женам Пророка Мухаммеда: Хадиджа бинт Хувайлид была успешным предпринимателем, а Аиша была экспертом в хадисах. Согласно одному из хадисов, который приписывается Пророку Мухаммеду, он высоко оценивал женщин из Медины за их стремление к религиозным знаниям[7].
Мусульмане, прибывшие в конце 19 века в Западную Африку, принесли с собой консервативные взгляды на вопросы образования женщин. Эти взгляды, основанные на традиционных интерпретациях ислама, могли ограничивать доступ женщин к образованию или предлагать им ограниченные образовательные возможности[7].
История европейских государств
Средневековье
В средневековой Европе девочки и женщины из знатных семей часто получали образование, которое включало изучение литературы, искусства, иностранных языков и Священного Писания. Они также обучались вышиванию, танцам, игре на музыкальных инструментах, пению и другим видам искусства[8].
Однако образование подвергалось классовому делению, а общество было пронизано социальными различиями. Некоторые писатели, например, Винсент из Бове, аргументировали необходимость образования для девочек из знатных семей, указывая на их будущее положение в обществе[8].
В конце Средних веков в Англии девочки могли получать образование дома, работая на службе, в классе, организованном в королевском или аристократическом доме, или в монастыре. Существует некоторое доказательство наличия неформальных начальных школ в позднем средневековых городах, где девочки могли получать некоторое образование от парохов или клерков. К концу Средних веков в некоторых французских и английских записях начали появляться упоминания о женщинах-учителях. Обучение девочек обычно осуществлялось устно, хотя иногда инструкторы читали тексты вслух до тех пор, пока девочки не научились читать сами. Семьи со статусом и финансовыми возможностями могли отправлять дочерей в монастыри для образования вне дома. Там они могли столкнуться с широким спектром учебной литературы, включая духовные трактаты, богословские изыскания, жития отцов, истории и другие книги[8].
Раннее Новое время. Эпоха гуманизма
В 1237 году Беттисия Гоццадини получила степень по праву в Болонском университете, став первой женщиной, окончившей университет. В 1239 году она преподавала там, став первой женщиной, которая, как полагают, преподавала в университете.
В раннем Новом времени в Европе вопрос женского образования стал обычным явлением, то есть литературным топосом для обсуждения. Около 1405 года Леонардо Бруни написал «De studies et letteris», адресованный Баптисте ди Монтефельтро, дочери Антонио II да Монтефельтро, герцога Урбинского; он восхваляет изучение латыни, но предостерегает от арифметики, геометрии, астрономии и риторики. Однако, обсуждая классического ученого Изотту Ногаролу, Лиза Жардин отмечает, что (в середине XV века): «Культивация уместна для благородной женщины; формальная компетентность положительно неприемлема». Книга Кристины де Пизан «Livre des Trois Vertus» является современником книги Бруни и «излагает вещи, которые дама или баронесса, живущая на своих землях, должна уметь делать»[9].
Реформация способствовала созданию обязательного образования для мальчиков и девочек. Важную роль в этом сыграл текст Мартина Лютера «An die Ratsherren aller Städte deutschen Landes» (1524), где он призывал к созданию школ для обоих полов[10]. Особенно в протестантском юго-западе Священной Римской империи, такой город, как Страсбург, стал пионерами в образовательных вопросах. Под влиянием Страсбурга в 1592 году немецкое герцогство Пфальц-Цвейбрюккен стало первой территорией в мире, где было введено обязательное образование для девочек и мальчиков[11].
Елизавета I Английская получила сильное гуманистическое образование и была высоко оценена своим наставником Роджером Эшемом[12]. Она является примером образования, направленного на подготовку к лидерству, а не для всех женщин в целом. Когда Иоганн Штурм опубликовал латинскую переписку с Эшемом, посвящённую достижениям Елизаветы и других высокопоставленных английских лиц в гуманистических исследованиях, в книге Конрада Хересбаха «De laudibus Graecarum literarum oratio» (1551), акцент делался на благородстве тех, кто изучал классиков, а не на их половой принадлежности[13].
Новое время
В эпоху Просвещения идея всеобщего женского образования, воспринимаемая как разумная и прогрессивная, получила широкое распространение. Писательница Мэри Уолстонкрафт активно использовала эти термины в своих трудах[14].
Настоящий прогресс в области светского образования для женщин начался на Западе в XIX веке с основанием первых женских колледжей. Эти учреждения появились в середине века. Эпическая поэма Альфреда Теннисона «The Princess: A Medley» является сатирой на женское образование — в 1848 году, когда в Лондоне открылся Королевский колледж, этот вопрос всё ещё вызывал споры. Эмили Дэвис (активная сторонница женского образования в 1860-х годах) основала Джиртонский колледж в 1869 году, а Анна Клау основала Ньюнэмский колледж в 1875 году[14].
Драматург Уильям Швенк Гилберт в своих произведениях «Принцесса» (1870) и «Принцесса Ида» (1883) пародировал поэму Теннисона, затрагивая темы феминизма и высшего образования для женщин. С тех пор как женщины начали получать высшее образование, появились университетские научные направления, и стала развиваться подготовка женщин-учителей. В основном женщины становились учителями начальных классов. Потребовалось несколько поколений, чтобы женщины получили доступ к ранее полностью мужским образовательным учреждениям[14].
Женское образование в Индии
В 1878 году Университет Калькутты стал одним из первых университетов, предоставивших женщинам возможность получать учёные степени, опередив в этом отношении все университеты Великобритании. Этот факт упоминался в ходе дебатов об Илбертском законопроекте 1883 года, который касался права индийских судей судить британских преступников. Женщины активно участвовали в этих обсуждениях. Английские женщины, выступавшие против законопроекта, утверждали, что бенгальские женщины, которых они считали невежественными, не пользуются уважением среди индийских мужчин, и поэтому индийским мужчинам нельзя доверять разбирательства с участием британских женщин. В ответ бенгальские женщины, поддерживающие законопроект, заявили, что они более образованы, чем англичанки, и отметили, что среди них больше обладательниц учёных степеней (хотя документальные подтверждения этого отсутствуют)[15].
Женское образование в России
[[Файл:Nikolaj Alexandrowitsch Jaroschenko - Girl student.jpg|thumb|Николай Ярошенко. «Курсистка», 1883[[Файл:Initiators of Bestuzhev courses.jpg|мини|214x214px|Группа первых деятелей по организации Бестужевских курсов: (слева направо, стоят) О. А. Мордвинова, А. Н. Бекетов, А. П. Философова, П. С. Стасова; (сидят) Н. А. Белозерская, В. П. Тарновская, Н. В. Стасова, М. А. Менжинская]]]]
Древняя русь и средневековье
В Древней Руси первое известное женское училище было основано в Киеве, при Андреевском монастыре, инокиней-княжной Анной Всеволодовной в 1068 году[16]. Указом Петра I от 24 января 1724 года было предписано монахиням обучать грамоте и рукоделью девочек-сирот, а при Елизавете Петровне были учреждены акушерские школы. Образование девушки получали дома, под руководством специально приглашённых учителей и гувернанток[16].
XVIII век
Ко времени реформ Петра Великого в XVIII веке женское образование в России практически отсутствовало, и даже дворянки часто были неграмотными. За исключением некоторых небольших частных школ в западноевропейской иностранной колонии Санкт-Петербурга, женское образование в России началось с открытия императрицей Екатериной Великой первых государственных женских школ: Смольного института в Санкт-Петербурге в 1764 году и Новодевичьего монастыря в Москве в 1765 году[17]. Качество этих школ было очень высоким даже по западноевропейским стандартам, и они стали образцом для последующих женских школ в России. За ними последовали как частные женские школы, так и государственные школы, принимавшие девочек из низших сословий. В 1792 году в Европейской России было 302 государственных школы с 17,178 учащимися, из которых 1,178 были девочки[18].
Бестужевские курсы
В ходе борьбы за доступ женщин к высшему образованию в 1850-1870-х годах в Петербурге возникали различные общественные организации, публичные курсы и лекции. Эти инициативы разрешались министерскими чиновниками с большой неохотой без выделения государственных дотаций и предоставления каких-либо прав их выпускницам. Уже в 1850-х годах в Петербургском университете появились первые вольнослушательницы. В 1869 году были открыты первые высшие женские курсы — Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве. В 1870 году в Петербурге организовали Владимирские курсы — публичные лекции для мужчин и женщин. В 1872 году для обучения акушерок были открыты курсы при Медико-хирургической академии, переименованные в 1876 году в Высшие врачебные курсы[19].
20 сентября (2 октября) 1878 года в Санкт-Петербурге в качестве частного учебного заведения открылись Высшие женские (Бестужевские) курсы. Их организаторами были известные общественные деятели и учёные А. Н. Бекетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, А. М. Бутлеров, К. Н. Бестужев‑Рюмин, а также лидеры женского движения А. П. Философова, Н. В. Стасова, О. А. Мордвинова, В. П. Тарновская, Н. А. Белозерская, Е. И. Конради, М. А. Менжинская[20].
В 1918 году Бестужевские курсы были преобразованы в Третий Петроградский университет, включённый в сентябре 1919 года в состав Петроградского государственного университета[21].
Всего за 32 выпуска (первый выпуск был в 1882 году, а 32-й — в 1916-м) Бестужевские курсы окончило около 7000 человек, а общее число обучавшихся — включая тех, кто по разным причинам не смог окончить обучения — превысило 10 тысяч[21].
Католическая традиция
Традиционно Римская католическая церковь выражала свою заботу о женском образовании, которая проявлялась с времён Катехетической школы в Александрии, где в 200-х годах нашей эры проводились курсы как для мужчин, так и для женщин. Позднее церковные писатели, такие как святой Амвросий, святой Августин и святой Иероним, оставили инструкции для женщин в монастырях, которые они либо основали, либо поддерживали. В Средние века было создано несколько религиозных институтов, занимающихся женским образованием. В ранний новый период эта традиция продолжилась с основанием урсулинок (1535) и Сестёр Святого Сердца Марии (1849). Современные монастырские школы обычно не ограничиваются только католическими учениками[22].
Наше время
В США женщины теперь имеют значительно больше возможностей для получения образования и построения карьеры в науке и других областях. Например, в 2005—2006 учебном году женщины получили 62 % младших учёных степеней, 58 % всех степеней бакалавра, 60 % степеней магистра и 50 % всех докторских степеней[23]. Среднее профессиональное образование имеют 38,3 женщин в России, а 47,3 % имеют высшее образование[24].Несмотря на то, что количество женщин преобладает среди обучающихся и выпускников вузов, а также большинство преподавателей — женщины, количество женщин, занимающихся научными исследованиями и разработками значительно меньше, чем мужчин. Их количество преобладает в гуманитарных и общественных науках[25]. Женское образование в России ещё сталкивается с проблемами раздельного труда в школах, ограничивающими выбор учениц в изучении предметов. Встречается дискриминация и в других сферах, не позволяя женщинам занимать высокие должности и получать престижные работы. Это свидетельствует о том, что вопросы женского образования и самореализации остаются актуальными[26]. Современные женщины в России имеют широкие возможности для получения образования наравне с мужчинами, и важная роль женщин в образовании и науке признаётся и поощряется в современном российском обществе.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Усамов И. Р. Цифровая трансформация образования: проблемы и перспективы // Гуманитарные и социально-экономические науки : Вестник ГГНТУ. — 2019. — 18 декабря (т. 15, № 3). — С. 80—86. — ISSN 2686-9721.
- ↑ Dekkers, Hetty P. J. M.; Bosker, Roel J.; Driessen, Geert W. J. M. Complex Inequalities of Educational Opportunities. A Large-Scale Longitudinal Study on the Relation Between Gender, Social Class, Ethnicity and School Success (англ.) // Educational Research and Evaluation : журнал. — 2010. — March (vol. 6). — P. 59—82. — ISSN 1380-3611.
- ↑ Cracking the code: girls' and women’s education in science, technology, engineering and mathematics (STEM). Paris: UNESCO. 2017. — ISBN 9789231002335.
- ↑ 4,0 4,1 Gibbs, Matthew. Towards an equal future: Reimagining girls' education through STEM. — United Nations Children's Fund. — 25 с.
- ↑ Saldivias Mendez, Paola; Kaliwo, Takondwa. Gender-Sensitive Teacher Training: A guide to the journey of the creation process. — Women Strong, 2021. — 44 с.
- ↑ EDUCATING GIRLS (англ.). Drawdown. Дата обращения: 20 мая 2024. Архивировано 4 октября 2019 года.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Lindsay, James E. Daily Life in the Medieval Islamic World. — Greenwood Publishing Group, 2005. — С. 196—198. — ISBN 0313322708.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Hall, Megan. Women's Education and Literacy in England, 1066-1540 (англ.) // History of Education Quarterly : журнал. — 2021. — May (vol. 61). — P. 181–212. — doi:10.1017/heq.2021.8.
- ↑ Eileen Power. The Position of Women // The Legacy of the Middle Ages (англ.) / Jacob E. F., Crump G. C.. — 1926. — P. 418.
- ↑ Martin Luther. Die Schriftauslegung (нем.). — Vandenhoeck & Ruprecht, 1991. — Vol. 5. — 400 с. — ISBN 3525556055.
- ↑ Emil Sehling. Rheinland-Pfalz I // Die evangelischen Kirchenordnungen des 16. — Tübingen: Jahrhunderts, 2006. — 406 с.
- ↑ Kenneth Charleton. Education in Renaissance England. — 1965. — 350 с. — ISBN 9780415860543.
- ↑ Lawrence V. Ryan. Roger Ascham. — 1963. — 352 с.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Dabby, Benjamin. Hannah Lawrance and the claims of women's history in nineteenth-century England (англ.) // The Historical Journal. — 2010. — Vol. 53. — P. 699–722. — doi:10.1017/S0018246X10000257.
- ↑ Reina Lewis, Sara Mills. Feminist Postcolonial Theory: A Reader, New York: Routledge. — 2003. — С. 451—453. — ISBN 0415942756.
- ↑ 16,0 16,1 Добромыслов П. П., Флерова А. Т. К пятидесятилетию Калужской женской гимназии. — Калуга, 1911.
- ↑ Bisha, Robin. Russian Women, 1698-1917 Experience and Expression: An Anthology of Sources. — Bloomington, IN: Indiana University Press., 2002.
- ↑ Barbara Evans Clements. A History of Women in Russia: From Earliest Times to the Present (англ.). — 386 p.
- ↑ Днепров Э. Д., Усачева Р. Ф. Женское образование в России / ред. Горелик Э. М.. — Просвещение/Дрофа, 2009. — 288 с. — ISBN 978-5-3580-4650-4.
- ↑ Библиотека Бестужевских курсов. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета. — 136 с. — ISBN 978-5-288-04868-5.
- ↑ 21,0 21,1 Библиотека Бестужевских курсов: Историческая хроника в свидетельствах и документах / сост. А. В. Востриков. — Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2009. — 139 с. — ISBN 978-5-288-04868-5.
- ↑ Others are Society of the Holy Child Jesus, the Sisters of St. Joseph, Sisters of the Holy of Jesus and Mary, School Sisters of Notre Dame, Sisters of Notre Dame de Namur, Salesian Sisters of Don Bosco.
- ↑ Historical summary of faculty, students, degrees, and finances in degree-granting institutions: Selected years, 1869-70 through 2005-06 (англ.). Дата обращения: 21 мая 2024. Архивировано 17 ноября 2017 года.
- ↑ Горина Любовь Вячеславовна, Тасеменова Мария. Современные модели женского образования в России и Казахстане // Киберленинка : сайт. — 2023. — 15 марта (т. Т.12, № №2 (46)). — С. 187.
- ↑ Богомолова, Гриненко, Задорожняя. [ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3048 Статистический анализ научной активности женщин в России] // Известия Саратовского университета : Журнал. — 2014. — № №2-2. — С. 118.
- ↑ Обухова В.А, Малас Н, Юрасова А.С. Женское образование в России: вчера, сегодня, завтра // Студенческий научный форум - 2019 : сайт. — 2019. — С. 4.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |