Новодевичий монастырь
Новоде́вичий ставропигиа́льный же́нский монасты́рь (Москва) — женский монастырь города Москвы русской православной церкви. Второе название монастыря — Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь[1].
Основана обитель Московским князем Василием III в 1524 году в честь возвращения древнего города Смоленска в состав московских земель[2]. Освящен во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери[3]. Монастырь расположен вдоль реки Москва, на поле называемом Девичье поле недалеко от Лужников.
В XVI—XVII веках в обители принимали постриг женщины царского происхождения и знатных боярских родов[4]. В настоящее время является памятником истории и частью исторического музея города Москва. В храме по сей день проводятся богослужения.
Антон Павлович Чехов, поэт Алексей Николаевич Плещеев, генерал Алексей Алексеевич Брусилов, композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин и другие выдающиеся деятели науки, культуры и искусства XIX — XX веков захоронены на Новодевичьем кладбище, которое является частью ансамбля монастыря[5]. Ансамбль Новодевичьего монастыря с 2004 года является объектом всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО[5].
Этимология
Монастырь основан в 1524 году князем Московским Василием III Иоанновичем. Как сказано в патриаршей грамоте от 1598 года, полное название монастыря — Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь[6]. Поле, на котором был заложен монастырь издревле называлось Девичьим, со времен монгола-татарского ига. Предания гласят, что на это поле водили девушек в качестве дани варварам. Приставку Ново — новый монастырь получил потому, что монастырь был действительно новым, по сравнению с другими постройками. Некоторые предания говорят, что такое название из-за того, что в старину на этом поле девицы пасли коров[7].
Другая версия говорит, монастырь получил такое название имени по имени первой игуменьи: преподобной Елены Московской (Девочкиной). Весной 1525 г. Елена Девочкина была сослана в монастырь из Покровского храма, по указанию Великого князя Василия III. Здесь она приняла постриг и начала монашескую жизнь[6].
Основание обители
В договорной грамоте говорится[8][9]:
1449 года августа 31. — Докончание великого князя Василия Васильевича с королем польским и великим князем литовским Казимиром. Грамота в. кн. Василия Васильевича королю польскому и в. кн. литовскому Казимиру.
Этим соглашением Москва отказывалась от Смоленска и Смоленских земель. На 110 лет Смоленские земли попали под власть Литвы. Но это были важные территории и многие поколений правителей в XV—XVI веках мечтали вернуть их Москве. Это было одно из важнейших направлений внешней политики Москвы. В 1512 году безуспешные попытки вернуть Смоленские земли предпринимал князь Московский Василий III. А в 1514 году стоя со своим войском под стенами Смоленска, Великий князь дал обет[8]:
Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь, а в нем храм во имя Пречистыя!
29 июля 1514 года началась осада Смоленска. Литовский гарнизон держался недолго. На следующий день они сдались и 31 июля 1514 года жители Смоленска присягнули Московскому князю. 1 августа Великий князь Василий III торжественно въехал в «свою отчину». Навстречу государю вышел Епископ Варсонофий и горожане с чудотворной Смоленской иконой[8].
По истечении десяти лет в 1524 году, после победы над казанскими татарами[10], князь Василий III основал великую обитель Пречистой Богородицы Одигитрии, Новый Девичий монастырь. Расположился монастырь в трех верстах от Кремля на Девичьем поле. Место было выбрано неслучайно — именно там, в 1456 году по просьбе смолян великий князь Василий Тёмный вернул жителям их святыню, как залог воссоединения Смоленска с Москвой в будущем[8].
На постройку обители Василий III даровал 3000 рублей серебром, дворцовые сёла, земельные угодья и освободил монастырь от податей в казну, а 28 июля (10 августа) 1525 года торжественно перенёс из Благовещенского собора Кремля в новосозданную обитель чудотворную икону Смоленскую Пресвятую Богородицу. Во главе крестного хода шёл Великий Князь Василий III и митрополит Даниил. С тех пор было установлено ежегодное празднование Смоленской иконы Богоматери 28 июля (10 августа). В этот день совершался крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь, в нём принимали участие русские государи и московские первосвятители вплоть до времен правления Петра I[8].
Для поддержания и развития новой обители, Великий Князь и его сын Иоан, даровали ей несудимые грамоты, села и деревни, в которых численность душ увеличилась до 14480 крестьян. В 1547 году в честь рождения царевны Анны, царь Иоан Васильевич заложил деревянную церковь на территории Новодевичьего монастыря, в этой церкви Анну крестила в ней же и похоронили трёх лет от роду[10].
Обитатели монастыря
Монастырь был царской обителью и в свои стены принимал только женщин и девушек царских кровей и знатных родов. Среди многих обитателей монастыря волей или неволей оказавшихся там были:
- Иулиания Палецкая — супруга Юрия Васильевича, князя Угличского. Юрий Васильевич был младшим братом Ивана Грозного. Она приняла постриг в обители 30 апреля 1564 года с именем Александра. Благосклонный к ней Иван Грозный окружил её обстановкой подобающей особе княжеского рода. Жила она в особой келье. У Иулиании (Александры) были свои придворные, повара, погреба. Но в смутные времена, в 1569 году во время опричного террора была лишена жизни по велению того же Ивана Грозного[11].
- Ирина Фёдоровна Годунова — жена Фёдора I Иоановича, в 1598 году удалилась в Новодевичий монастырь на девятый день после кончины супруга и приняла постриг с именем Александра. Но даже находясь в стенах монастыря первое время оставалась правительницей государства, вплоть до избрания на престол её брата Бориса Годунова в феврале того же года. Для своей сестры Борис Годунов приказал построить новые кельи и церковью во имя Иоанна Предтечи. В это же время Новодевичий монастырь коснулись и другие изменения, так был обновлён Смоленский собор, поставлен новый иконостас подновлены росписи, иконы украшены[11].
- Царевна Софья — дочь царя Алексея Михайловича. Была заточена в монастырь, вместе с сёстрами, а в 20-х числах октября 1698 года была пострижена в монахини по приказу Петра I[8]. Постриг Софья приняла с именем Сусанна. Софья Алексеевна внесла большой вклад в развитие Новодевичьего монастыря. На её средства были построены две церкви, колокольня, два жилых корпуса для её сестер, трапезная с Успенской церковью[11]. Перед смертью, прожив в монастыре 15 лет, постриглась в великую схиму, взяв себе прежнее имя, София[12].
- Евдокия Лопухина — первая супруга Петра I. Была пострижена в монахини с именем Елена в 1698 году. Постриг приняла Суздальском Покровском монастыре. Позднее, 1727 году была перевезена в Москву и помещена в Новодевичьем монастыре[13].
Храмы и часовни
На территории Новодевичьего монастыря находится несколько храмов и часовен[14]:
- соборный храм Смоленской иконы Божией Матери (1524 — 1525 годы, архитектор Алевиз Фрязин (?), фрески 1526—1530 годы, иконостас 1683—1686 годы) с приделами апостолов Прохора и Никанора, чудотворца Архангела Михаила, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии;
- храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной (1685—1687 года), приставной придел — апостол Иоанна Богослова, в крестильном храме — равноапостольный . князя Владимира, в верхнем этаже главного храма — Сошествия Святого Духа;
- храм Спаса Преображения над северными воротами (1687—1689 годы);
- храм Покрова Пресвятой Богородицы над южными воротами (1683—688 годы);
- храм преподобных Варлаама и Иоасафа под колокольней (1689—1690 годы, высота 72 м.);
- храм святого Амвросия Медиоланского (конец XVI — начало XVII веков);
- храм апостола Иоанна Богослова (средний ярус колокольни);
- часовня святого Николая в северо-восточной башне (устроена в 1752 году);
- часовня-усыпальница Прохоровых (1911 год).
Святыни монастыря
- Смоленская икона Божией Матери.
- Иверская (середина XVII века) икона Божией Матери.
- Икона святого Николая с частицей мощей.
- Ковчеги с частицами св. мощей разных святых[15].
Современная история
в 1922 году монастырь упразднили, а позднее закрыли. С 1934 года обитель является частью ГК «Государственный исторический музей». Богослужения возобновились в стенах монастыря лишь в конце Великой отечественной войны, а в 1945 году Церкви вернули Успенский трапезный храм. В этот же год храм освятили. Начиная с 1964 года Успенский храм и Лопухинские палаты стали кафедральным собором и резиденцией митрополита Крутицкого и Коломенского[14].
В 1988 году в Успенском храме установили иконостас из разрушенного храма Успения Богородицы на Покровке. Осенью 1994 года в обители возобновилась монашеская жизнь и был учрежден женский монастырь. Монастырь находился в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского. После 70-летнего перерыва, 10 августа 1995 года, Святейший Патриарх Алексий II совершил Литургию в Смоленском соборе. Богослужения в Смоленском соборе проходят и в настощее время. Совершаются они летом в праздники и выходные дни. В январе 2011 года распоряжением Правительства РФ весь комплекс зданий монастыря был передан в безвозмездное и бессрочное пользование Московской епархии. 6 мая 2012 года Русской Православной Церкви был возвращен древнейший на Руси список Иверского образа Божией Матери. 27 апреля 2021 года Указом Святейшего Патриарха Кирилла Новодевичий монастырь получил статус ставропигиального[14].
Примечания
- ↑ Новодевичий монастырь . msk-guide.ru. Дата обращения: 20 августа 2023.
- ↑ История обители. . Новодевичий ставропигиальный женский монастырь города Москвы русской православной церкви. Дата обращения: 20 августа 2023.
- ↑ Новодевичий монастырь . Тонкости туризма. Дата обращения: 20 августа 2023.
- ↑ Большая Советская энциклопедия, в 30-ти т.. – 3-е изд. — М.: Совет. энцикл., 1969—1986.
- ↑ 5,0 5,1 Москва. Новодевичий монастырь . Города России. Дата обращения: 20 августа 2023.
- ↑ 6,0 6,1 Почему Новодевичий монастырь так называется? . Аргументы и факты. АО «Аргументы и Факты». Дата обращения: 21 августа 2023.
- ↑ Токмаков И.Ф. Историческое описание Московского Новодевичьего монастыря // Вестник Московской митрополии : журнал. — 2010. — № 7—8.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 Московский Новодевичий монастырь. Путеводитель. / м. Евдокия (Киреева). — М.: Арткитчен, 2016. — 95 с.
- ↑ Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв / Бахрушин С.В.. — М.—Л.: Академия наук СССР. — С. 160. — 597 с.
- ↑ 10,0 10,1 Снегирёв И.М. Новодевичий монастырь в Москве. — М.: тип. Вед. Моск. гор. полиции, 1857. — 79 с.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Пять самых известных монахинь Новодевичьего монастыря . Комсомольская правда. ООО "Медиа резерв" (10 августа 2013 года). Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Царевна Софья . Сокольники и весь восточный округ. ООО ИГРГ «Сокольники и ВО» (29.06.2017). Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Богуславский В.В. Евдокия Федоровна Лопухина . Хронос. Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Новодевичий ставропигиальный женский монастырь (Москва) . Русская Православная Церковь. Патриархия.ru. Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Святыни . Церковный музей Новодевичьего монастыря Русской Православной Церкви. Дата обращения: 28 августа 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |