Одигитрия

Эта статья входит в число хороших статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Икона Божией Матери
Одигитрия
Odigitriya Smolenskaya Dionisiy.jpg
Дата появления I век
Иконографический тип Одигитрия
Чтимые списки Влахернская
Смоленская
Казанская
Тихвинская
Иверская
Дата празднования 28 июля (10 августа)

Одиги́трия (греч. Οδηγήτρια — Путеводи́тельница) — ико­но­гра­фический тип Бо­го­ма­те­ри, который характеризуется тем, что Дева Мария держит Иисуса Христа на руках; чти­мая пра­во­слав­ная икона Божией Матери[1][2]. Данный иконографический образ представляет собой образ Богородицы, которая держит на левой руке Младенца Христа и молитвенно указывает на него правой рукой; младенец благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток, причём самым распространённым является поясной вариант изображения. Вместе с этим, к этому же типу относят изображение в рост и погрудные[1].

Чудотворная икона Богоматери Одигитрия, написанная, по преданию, апостолом Лукой, ещё при жизни Богородицы и получившая её благословение, почиталась как одна из величайших святынь Константинополя и всей Византийской империи. В 1453 году, при взятии Константинополя, данная икона, вероятно, погибла. Утрата данной иконы породила различные легендарные версии её чудесного спасения и явления вблизи православных монастырей. Тип богородичной иконы Одигитрия широко распространился в христианском мире, особенно на Балканах и в России, многие из них считаются чудотворными. Наиболее известные списки Одигитрии: Богоматерь Одигитрия Влахернская, Смоленская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери, Тихвинская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери[1][3].

Ико­но­гра­фический тип

В иконографии типы и каноны изображения служат средствами дефиниции и различения, применяемыми к данному образу[4]. Иконографический тип устанавливает узнаваемые, характерные внешние атрибуты и внутренние особенности образа, передающие значение канонизированной личности в религиозной системе. Учитывается исторические период и роль, а также события, заложившие основу почитания святого. Основываясь, по возможности, на реальном облике, иконография традиционно идеализирует образ. Иконография допускает существование для конкретного святого нескольких типов его изображения[5].

Для ико­но­графического типа, одного из трёх основных типов икон Божией Матери, определены следующие признаки. Богородица Одигитрия дер­жит на ле­вой ру­ке Мла­ден­ца Иисуса, мо­лит­вен­но ука­зы­вая на Не­го пра­вой ру­кой. Мла­де­нец Христос пра­вой ру­кой сотворяет благословение, а в ле­вой дер­жит сви­ток, символизирующий Новый Завет[3].

Rabula Gospels Madonna
Миниатюра Евангелия Равуллы (586 год)

Наиболее рас­про­стра­нён по­яс­ной ва­ри­ант изо­бра­же­ния (греч. Οδηγήτρια). Существуют также изо­бра­же­ния в полный рост и по­груд­ные. Изо­бра­же­ния Божией Ма­те­ри с мла­ден­цем Христом в полный рост встречается с VI века. Например, мо­заи­ка церкви Ан­ге­лок­ти­сти на Ки­пре (VI век) изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в окружении архангелов Михаила и Гавриила[6]. Ми­ниа­тю­ра Евангелия Рав­ву­лы, сирийской рукописи VI века также представляет собой вариант ростового изображения[1].

Расположение фигур Божией Матери и Мла­ден­ца на иконе, смотрят они пря­мо или их взоры об­ра­щены друг к дру­гу, незначительно варь­и­руются. Также по-разному располагается свито­к — Иисус держит его по­се­ре­ди­не либо упи­рает в ко­ле­но. Де­та­ли, относящиеся к ис­то­рии об­раза, могут ста­но­вят­ся характерными признаками иконографических из­во­дов Богородицы Одигитрии. Так, вер­ти­каль­ное расположение фи­гур свойствен­но образу Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Для Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри характерен скло­нён­ный лик Богородицы и выставленная подошва стопы пра­вой нож­ки Иисуса. При­встаю­щий Мла­дене­ц, по­ло­же­ние пра­вой ру­ки Пресвятой Богородицы у гру­ди Иисуса свойственны Пи­ме­нов­ской ико­не, а оп­леч­ный ва­ри­ант, при таком же положении фигур, для Пет­ров­ской ико­ны. Гру­зин­скую ико­ну отличают по одежде Богородицы: ши­ро­кие от­во­ро­ты покрова с яркой под­клад­кой. Рана на щеке Бо­го­ро­ди­цы от удара копья или меча иконоборца — признак Ивер­ской ико­ны[1].

Влахернская икона Богородицы. одна из святынь рода Головиных, создана в 1705 году,
Влахернская икона Богородицы из Спасо-Влахернского монастыря (город Дмитров, 1705 год)

Раз­ли­чия жес­тов также определены: на ико­не «Ма­ти Мо­леб­ни­ца» (XIV—XV) руч­ка Иисуса вложена в ру­ку Богородицы, тогда как на ико­не «Salus popu­li romani» (VI век) из базилики Санта-Мария-Маджоре в Ри­ме и её списках, пра­вая ру­ка Богородицы перехватывает ле­вую, чтобы под­дер­жать Иисуса[1].

Существуют также ико­ны об­рат­но­го пе­ре­во­да — на них Мла­де­нец Христос изо­бра­жён слева, а не справа от Бо­городицы. Это иконы Бо­го­ро­ди­цы Трое­ру­чи­цы, Бо­жией Матери из церкви Сан­та-Ма­рия-Нуо­ва (Ри­м, VI век), рос­то­вые об­ра­зы Бо­го­ма­те­ри Ара­кио­тис­сы в церкви Па­на­гия ту Ара­ка (Ла­гу­дера, Кипр, 1192), церкви Пор­та Па­на­гия (Три­ка­ла, Гре­ция, XIII век), монастыре Хо­ра (Ках­рие-джа­ми, Стамбул, 1315-1321)[5].

Уникальной особенностью Влахернской иконы является техника исполнения образа — восковая мастика образуется «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава», то есть эта икона представляет собой своего рода мощевик. Рельеф, вырезанный на древесине, имеет восковое покрытие с последующим нанесением тонкого слоя краски. Сложностью изготовления рельефной иконы объясняется малое количество списков Влахернской иконы[7].

Чудеса и иконы Богородицы

Иконописный образ Богоматери с младенцем Иисусом Христом, по преданию, был написан святым евангелистом Лукой в годы земной жизни Пресвятой Богородицы. Считается, что Лука, сподвижник апостола Павла, был писателем (автором Евангелия от Луки и Деяний Апостолов), врачом, живописцем и, предположительно, правоведом, который вместе с этим, вероятно, написал 70 икон Божией матери.[3].

Первоначально образ Одигитрии, созданный Лукой и по­лу­чив­ший благословение самой Божией Матери, пребывал в Антиохии Сирийской, на родине святого Луки или в Иерусалиме[1]. Жена императора Восточно-римской (Византийской) империи Феодосия II Евдокия, отправившись в Иерусалим, поклониться святым местам в 436—437 годах, приобрела там икону. Евдокия отправила её в Константинополь в дар святой Пульхерии, сестре Феодосия II. Пульхерия поставила икону в богородичном храме, находившемся во Влахерне — местности на западе Константинополя. С тех пор святыня носит имя Влахернской[7]. По другой версии, икона была помещена в храме монастыря Одигон, что дало название образу[1].

Влахернская икона

Ико­ны Божией Матери Одигитрии на Руси, на Бал­ка­нах и в Византии про­сла­ви­лись как чу­до­твор­ные. Ико­на Одигитрия, создан­ная апостолом Лу­кой и перенесённая в местность Влахерн Кон­стан­ти­но­по­ля в V веке, предположительно, на­хо­ди­лась в специально построенном монастыре Одигон, название которого бы­ло связано с чу­дом ис­це­ле­ния двух слепых, ко­то­рых при­ве­ла к исцеляющему источнику Са­ма Бо­го­ро­ди­ца. Бо­го­ро­ди­цу называют Одигитрией — Пу­те­во­ди­тель­ни­цей — которая на­став­ляет человека на путь к спа­се­нию. За­ступ­ни­че­ст­вом Бо­го­ро­ди­цы че­рез ико­ну Одигитрии объясняли чу­дес­ное спа­се­ние от врагов Кон­стан­ти­но­по­ля. В V веке было установлено шествие с иконой, которое проходило каждую неделю по втор­ни­кам. Во время этого шествия происходило «вторничное чудо», о котором осталось множество свидетельств па­лом­ни­ков. Образ выносили на пло­щадь, он был таким тя­жё­лым, что его не мог­ли удержать нес­коль­ко че­ло­век. Но когда его ста­вили на пле­чи служителя, тот лег­ко под­ни­мал ико­ну — Одигитрия буд­то са­ма нес­ла че­ло­ве­ка по пло­ща­ди. Вторничное шествие с Одигитрией изображено на фре­ске XIII века в храме Божией Матери Влахернитиссы в греческом городе Ар­та, на ико­не «Похвала Бо­го­ма­те­ри с Ака­фи­стом» (XIV век) в Ус­пен­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, на пе­ле­не «Вынос иконы Богоматерь Одигитрия» (1498 год)[3].

Богородица Одигитрия Смоленская

Абраз «Багародзіца Смаленская» 2-я палова XIX ст. Расія, дрэва, ляўкас, тэмпера
Икона Богородица Одигитрия Смоленская (XIX век)

Смоленская икона Божией Матери Одигитрии, одна из главных святынь Русской Православной церкви, оказывала верующим благодатную помощь многократно. На Ру­си эта икона пользовалась особым почитанием, именно её обычно называют Одигитрией, подразумевая название иконы, а не иконографический тип. Одигитрия Смоленская согласно летописным источникам, при­ве­зе­на на Русь из Царьграда в 1046 году невестой князя Всеволода Ярославича — Марией Мономахиней, дочерью императора Константина IX Мономаха. Царевне икона помогла совершить добрый путь через море на Русь, стать супругой и матерью. Её сын Владимир Мономах в начале XII века перенёс святыню из Чернигова в Смоленск и даровал в первый каменный храм, построенный во имя Богородицы. Пути Мономаха часто пролегали через Смоленск, где княжили его сыновья, а затем внуки и правнуки. После принесения в Смоленск иконы Одигитрии наступил расцвет Смоленского княжества, продлившийся до татаро-монгольского нашествия[8].

В 1238 году по гласу от иконы православный воин Меркурий пробрался ночью в стан хана Батыя и перебил множество врагов, победив их лучшего воина. Меркурий Смоленский принял в бою мученическую кончину и был причислен к лику святых[9].

С чудотворной иконы в 1602 году сделан точный список, который был помещён под шатром в башне крепости над Днепровскими воротами. Один из списков со Смоленской иконы Богородицы Одигитрии, восприняв силу древнего образа, укреплял дух воинов накануне Бородинской битвы в 1812 году. Древний образ Смоленской иконы Одигитрии, взятый в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Владимирской и Иверской иконами обносили вокруг Белого города, Китай-города и стен Московского Кремля[8].

Казанская икона

Казанская икона Божией Матери. Список 17 в. Елоховский собор (Москва).
Казанская икона Божией Матери (Москва, Богоявленский кафедральный собор в Елохове, XVII век)

Казанская икона Божией Матери появилась чудесным образом, когда после пожара 1579 года в Казани люди нуждались в укреплении духа. Девятилетняя девочка Матрона во сне увидела Матерь Божию, повелевшую рассказать властям и архиепископу, где на пепелище Казанского кремля необходимо откопать Её образ. Сначала девочке не верили, но 8 июля всё же стали копать и обрели икону Богоматери, не пострадавшую от огня. Узнав о чуде, архиепископ организовал крёстный ход на место обретения иконы. Святыню поместили в Благовещенский собор. Стали происходить чудеса исцеления, чаще всего — прозрение слепых.

Чудотворный список с этой иконы, по тайному призыву Патриарха Гермогена взятый в поход 1611 года, с дружиной князя Дмитрия Пожарского, прибыл к Москве. Пленник поляков, греческий архиепископ Арсений Элассонский, возвестил о видении Сергия Радонежского, объявившего, что заступлением Божией Матери Москва освободится от врагов. Воодушевлённые русские воины 22 октября (4 ноября) освободили Московский Кремль от захватчиков. Для иконы на Красной площади построили Казанский собор.

Второй чудотворный список Казанского образа был доставлен Петром Великим в строящийся Санкт-Петербург и только в 1811 году помещён в специально построенный кафедральный Казанский собор. В 1812 году главнокомандующий русского войска Михаил Илларионович Кутузов, через возложение на него Казанской иконы получил благословение Пресвятой Богородицы на битву с французскими захватчиками. Впоследствии благочестивого полководца похоронили в Казанском соборе вблизи чудотворной иконы, содействовавшей победе над Наполеоном. Во время Великой Отечественной войны истощённые блокадой ленинградцы на Неве прошли крёстным ходом с Казанской иконой, что придало им стойкости[10]. Петербургский список Казанской иконы Божией Матери находится в иконостасе Казанского собора. В мире насчитывается 2646 храмов Казанской иконы Божией матери, больше, чем посвящённых другим чудотворным образам[11].

Тихвинская икона

Тихвинская икона Божией матери (XIV век)

Предание о явлении Тихвинской иконы повествует о чудесном перемещении образа, о том, что это именно та, первая икона Богородицы, написанная при её жизни евангелистом Лукой. В годы иконоборческой ереси образ тщательно скрывали в стене храма. А потом он явился в 1383 году на Руси, вблизи Тихвина. Дивный образ, плывущий в сияющих облаках, над Ладожским озером, увидели рыбаки. По усердным молитвам он спустился к земле и остановился на берегу Тихвинки, притока реки Сясь. На этом месте была построена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, там поместили обретённую икону. Символический смысл предания заключается в том, что за 50 лет до захвата османами Константинополя чудотворная святыня, многократно спасавшая столицу Византии, перешла из Второго Рима в Третий[12].

В годы правления Ивана Грозного близ Тихвинского Успенского храма построили мужской монастырь, в который устремились тысячи паломников, а икона прославилась чудесными исцелениями. Когда на монастырь напали шведы, голос Богородицы велел пронести Её образ по крепостным стенам, шведов обуял неведомый страх и они бежали. В Тихвинском монастыре 24 раза в год проводились крёстные ходы с иконой в драгоценной ризе и с золотой лампадой. После революции обитель закрылась, а икону передали в музей. В годы Великой Отечественной войны в Тихвин пришли фашистские оккупанты, а после их отступления икона исчезла. Предположительно, её продали на аукционе покупателю из США. Широкое распространение в России имели литые из меди образки «Поклонение иконе Богоматери Тихвинской»[12].

Прославились чудесами и другие списки Тихвинской иконы: из Воскресенской церкви Новгорода Великого, явленная в 1643 году, из города Данкова Рязанской губернии (ныне Липецкая область), из Землянска Воронежской губернии, из Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском. Икона из Исаакиевского собора Санкт-Петербурга известна исцелениями детей[12].

Иверская икона

Η εικόνα της Παναγίας της Πορταΐτισσας στη Μονή Ιβήρων του Αγίου Όρους
Иверская икона Портаитисса (Греция , XI век)

В XI веке монахи Иверской обители на горе Афон увидели над морем огненный столп, с молитвой спустились на берег и увидели, что свет исходит от иконы Богоматери, но когда они подходили ближе, икона отдалялась. Старец Гавриил увидел во сне Богородицу, которая велела идти за образом, с верою ступая по волнам. Под пение молитв Гавриил чудесно ступая по волнам, принёс икону на берег. Поставили её в храме, на она воспарила над вратами. Гавриил в следующем сновидении узнал волю Богородицы — быть хранительницей обители. В связи с этим был построен храм в честь Божией Матери над вратами, там и поместили икону, которая стала называться «Портаитисса» («Вратарница»), и по названию монастыря получила наименование Иверской. По преданию, некий иконоборец или разбойник, ударивший икону копьём или мечом, увидел, как из лика Божией Матери потекла кровь. Он тут же покаялся и стал монахом Иверской обители[13].

В середине XVII века в Россию привезли несколько почитаемых списков. Иверская часовня построена у Московского Кремля. Образ, помещённый в часовне близ Воскресенских ворот Китай-города, в 1648 году царю Алексею Михайловичу преподнесли три инока. В сопроводительном письме говорилось, что «365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую (Вратарную) и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса,… и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу… И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая». Эту икону называют Московской Иверской. Она прославилась множеством исцелений, цари и царицы, въезжая в столицу, обязательно посещали Иверскую часовню[13].

На острове посреди озера Валдай Патриарх Никон в XVII веке создал мужской монастырь и пожелал освятить его в честь Иверской иконы. В 1646 году точную копию чудотворной иконы написал афонский монах-иконописец Иамвлих Романов, который смешивал краски со святой водой и святыми мощами, постился 5 дней в неделю при написании иконы. При перевозке иконы в Россию у иноков Корнилия и Никифора не было денег для переправы через Дунай. Во сне Божия Матерь заверила их в успехе. Богатый грек Мануил Константиев оплатил за монахов пошлину, поскольку и ему во сне явилась Богородица, велев помочь инокам. За усердие Мануил был вознаграждён — его торговле всегда сопутствовала удача. Патриарх Никон украсил Валдайскую Иверскую икону ризой из чеканного золота с алмазами, жемчугом и сапфирами. В период эпидемии холеры (1848) силы православных людей укрепляло покровительство Пресвятой богородицы после обнесения Иверской иконы вокруг города Валдая. Уже в 1849 году Николай I учредил крёстный ход из Иверского монастыря с чудотворной иконой. Он проходит ежегодно 28 июля вокруг города[14].

Судьба списков иконы

Про­слав­лен­ная древ­няя Одигитрия после па­де­ния Константинополя в 1453 году исчезла. Это по­ро­ди­ло несколько ле­ген­дар­ных вер­сий спа­се­ния святыни. Ска­за­ние о Тих­вин­ской ико­не Бо­жи­ей Ма­те­ри XVI века называет появившуюся на новгородских землях в 1383 году ико­ну именно кон­стан­ти­но­поль­ской Одигитрией.

Чудотворная икона Божьей Матери-Одигитрии в Богоматеринском храме. (Смоленск
Древняя чудотворная икона Божьей Матери-Одигитрии (фото Сергея Прокудина-Горского, 1912 год)

Смо­лен­ская икона Бо­жи­ей Ма­те­ри, привезённая из Кон­стан­ти­но­по­ля, с 1100-х годов стояла в Мономаховом соборе Смоленска. В XV веке Одигитрия отправлена в московский Благовещенский собор Кремля. Утверждается, что икону подарил московскому князю Василию I последний смоленский князь из династии Рюриковичей, потомок Ростислава Смоленского Юрий Святославич[8]. Он просил помощи в противостоянии Литве в 1404 году, но пока вёл переговоры, литовцы взяли Смоленск[15].

По другой версии икону подарил московскому князю Василию II некий Юрг, разграбивший Смоленск[8]. Очевидно, речь идёт о Юрии Лугвеньевиче, который в 1440-1441 году при Восстании чёрных людей (Смоленской замятне) был призван смолянами для противостояния Литве. Он обращался к московскому князю за помощью, возможно подарил икону, чтобы заслужить благосклонность Василия, но тот помощи не дал и литовцы снова заняли Смоленск[15].

Третья версия появления иконы в Москве: в 1398 году Софья, дочь литовского князя Витовта, захватившего Смоленск в 1395 году, была выдана замуж за Василия I, и привезла икону с собой. В 1456 году из Смоленска, находящегося под властью Литвы, в Москву прибыла делегация во главе с епископом Смоленским Мисаилом. Смоляне просили великого князя Василия II вернуть чудотворную икону Богородицы и митрополит Иона благословил князя исполнить эту просьбу. Икону отпустили «со многими слезами», но с чудотворного образа сделали список «мера в меру» и поставили на место чудотворной иконы. В 1525 году великий князь Василий III в честь возвращения Смоленска (1514), основал вблизи места молебна перед Одигитрией Новодевичий монастырь. В нём был помещён список Смоленской иконы, пребывавший в Благовещенском соборе[8].

В 1666, 1669 и 1812 годах Смоленская икона привозилась в Москву для обновления живописи, потемневшей от времени. Во время наполеоновского нашествия икону вывез в Москву епископ Смоленский и Дорогобужский Ириней (Фальковский), а потом перевёз её в Ярославль. По окончании войны икону вновь торжественно установили в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе, построенном в 1667-1679 году на месте Мономахова собора, разрушенного при захвате города поляками в 1611 году. Известно, что на обратной стороне Смоленской иконы был изображён крест и вид Иерусалима, а в 1666 году, при реставрации, к изображению Распятия добавлены Богородица и Иоанн Богослов[8].

В кафедральном соборе Смоленска чудотворная икона Одигитрия находилась до 1941 года, когда город оккупировали гитлеровцы. Дальнейшая судьба древней иконы Пресвятой Богородицы неизвестна, однако в каталоге 1963 года, выпущенном Третьяковской галереей, не сказано, что она уничтожена, а говорится «икона пострадала от войны»[8]. В Свято-Успенском соборе на месте утраченной древней иконы находится чудотворный список 1602 года, известный как Надвратная икона[9].

Russia — Iberian Chapel
Иверская часовня на Красной площади (Москва)

Ико­на Божией Матери Одигитрия из крем­лёв­ско­го Воз­не­сен­ско­го монастыря — греческого пись­ма и вы­пол­не­на в ме­ру кон­стан­ти­но­поль­ской. В 1482 году после пожара ико­но­пи­сец Дионисий при поновлении иконы над­пи­сал на ней ἡ ὁδηγήτρια (Путеводительница), как на константинопольском ори­ги­на­ле. Это подтверждают обгоревшие участки древесины на обратной стороне. Ныне икона находится в Государственной Третьяковской галерее[16].

Явленная Казанская икона в 1904 году была похищена из Казанского девичьего монастыря грабителями, которых удалось задержать. Они покусились на святыню ради драгоценного оклада, а саму икону, предположительно, сожгли, чтобы скрыть следы преступления. Московский список Казанской иконы Божией Матери находился в Казанском соборе Московского Кремля. Святыня была в драгоценном окладе, её похитили в 1918 году, поиски результата не дали. Сохранившимся списком Московской Казанской иконы является икона из кафедрального Богоявленского Елоховского собора[10].

Московская Иверская икона с 1648 года, находившаяся на Воскресенских вратах, с 1669 года в деревянной Иверской часовне, а с 1791 года — в каменной часовне с синим, усеянным золотыми звездами куполом, пропала, когда в 1934 году часовню и Воскресенские ворота снесли. Прихожане предполагают, что она находится в храме Воскресения в Сокольниках[13].

4 ноября 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладной камень новой Иверской часовни. Он попросил настоятеля афонского Иверского монастыря Василия о создании нового списка Одигитрии Иверской для восстановленной часовни у стен Кремля. 25 октября 1995 года список Иверской иконы доставлен в Москву архимандритом Василием. 26 октября прошёл крёстный ход с Иверской иконой по Никольской улице до Казанского собора. После Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх, икону через восстановленные Воскресенские ворота перенесли в Иверскую часовню[17].

Строгий внутренний уклад мужского Иверского монастыря на озере Валдай не нарушался до революции 1917 года. В 1927 году обитель закрыли, чудотворная икона исчезла. Чудотворная икона находящаяся в монастыре, написана около 1854 года в связи с отправкой на Крымскую войну Валдайского ополчения[18].

В литературе и искусстве

В религиозном искусстве тема создания апостолом Лукой прижизненного изо­бра­же­ния Божией Матери Одигитрии представлена в сце­нах Ака­фи­ста, на ико­не «Тор­же­ст­во пра­во­сла­вия» (Британский музей, XIV век), а также на ико­не «Еван­ге­лист Лу­ка пи­шет ико­ну Бо­го­ма­те­ри» (Рек­линг­хау­зен, Германия, XV век)[1]. Картина Рогира ван дер Вейдена (Роже де ля Пастюра) «Святой Лука, рисующий Мадонну» (Государственный Эрмитаж, XV век) изображает кормящую мать с младенцем и художника, делающего зарисовку на листке. Полотно было разрезано посередине и Эрмитаж приобрёл части в 1850 и 1884 годах, вновь соединив их в единую композицию. Однако в православной традиции Апостол Лука рисует Богородицу не на листке бумаги, а на доске стола, за которым проходила Тайная Вечеря. За спиной евангелиста изображают ангела или Святую Софию, а образ Божией Матери представляется более строгим. Такова икона «Святой Апостол Лука, пишущий первую икону Богородицы»[19].

Евангелист Лука, пишущий первую икону. Сер. XVI в. Псковский музей-заповедник
Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы (Псковский музей-заповедник, середина XVI века)

В художественной литературе Апостол Лука и созданный им образ Одигитрии также находят своё воплощение. Николай Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» так характеризует своего героя[20]:

Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых, и теперь еще можно найти в Т... церкве его евангелиста Луку.
Николай Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина иконы предстают в различных формах: красный угол в доме, молитва, сияние икон в свете лампад, благословение новобрачных, крёстный ход, воинская присяга, кощунство над иконами, икона и образ Божий в человеке, восприятие религиозной живописи[21]. Александр Пушкин, описывая благословение иконами, упоминает Казанскую икону[22]:

Позвали Надиньку — она вошла бледная, неловкая. Отец вышел и вынес образа Николая Чудотворца и Казанской Богоматери.
Александр Пушкин. «Участь моя решена. Я женюсь...»

Владимир Мономах приносит в дар икону Одигитрии
На Соборной горе перед Свято-Успенским кафедральным собором установлен памятник Владимиру Мономаху с иконой Богородицы Одигитрии

Поэт серебряного века Михаил Кузьмин восславляет Одигитрию[23]:

Водительница Одигитрия!
Ты в море движешь корабли,
Звездой сияешь нам вдали,
Далёко от родной земли!Михаил Кузьмин, Праздники Пресвятой Богородицы, 1909 год

Николай Клюев, представитель новокрестьянского направления в поэзии начала XX века, неоднократно упоминает Одигитрию в своих стихах[24]:

Ты, Владычица Одигитрия,
На помогу нам вышли Митрия,
На нем ратная сбруна чеканена, ―
Одолеет он половчанина!Николай Клюев, Погорельщина, 1928 год

В XXI веке в литературе и искусстве авторы нередко затрагивают в своём творчестве и деяния Апостола Луки, и чудеса от икон Богородицы Одигитрии. Например, в кинематографе Апостол Лука является действующим лицом таких фильмов, как «Пётр и Павел» (1981), «Деяние Святых Апостолов» (1994), «Павел, Апостол Христа» (2018). В Смоленске на Соборной горе в 2017 году была установлена скульптура Святого благоверного князя Владимира Мономаха с иконой Богородицы Одигитрии в руках (скульптор Игорь Чумаков). Чин освящения совершил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл[25]. При Свято-Успенском кафедральном соборе действует Смоленское областное литературное объединение православных писателей «Одигитриевское» и выпускается литературный альманах «Свет Одигитрии»[26].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Квливидзе Н. В. Одигитрия. БРЭ. Дата обращения: 8 июня 2024.
  2. Прот. Бухарев И. Богородица, Пресвятая Дева Мария // Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русское мировоззрение / Гл. ред. и сост. О. А. Платонов. — М.: Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации», 2003. — 1006 с. — ISBN 5-091364-08-2.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Польсков К. (свящ.), Бусева-Давыдова И. Л. Лука // Большая российская энциклопедия : электронная версия, сайт. — 2004.
  4. Бельтинг, Ханс. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. — М.: Прогресс—Традиция, 2002. — С. 155.
  5. 5,0 5,1 Квливидзе Н. В. Иконография // Православная энциклопедия : сайт. — 2014.
  6. Церковь Ангелоктисти. Кипр Гуру (сайт) (2024). Дата обращения: 9 июня 2024.
  7. 7,0 7,1 Дмитриева, Надежда. Чудотворная икона Божией матери Влахернская // Православие.Ru : интернет-портал. — 2005.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 Стародубцев, Олег. Икона Пресвятой Богородицы «Смоленская». Православие.Ру (информационный портал) (17 ноября 2003). Дата обращения: 11 июня 2024.
  9. 9,0 9,1 Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор (официальный сайт) (2024). Дата обращения: 11 июня 2024.
  10. 10,0 10,1 Асмус, Михаил. Казанская икона Божией Матери. Справка. Православный мир (3 ноября 2013). Дата обращения: 10 июня 2024.
  11. Храмы Казанской иконы Божией Матери на карте мира. Соборы.РУ (информационный портал) (2024). Дата обращения: 11 июня 2024.
  12. 12,0 12,1 12,2 Дмитриева, Надежда. Заступница России. О Тихвинской иконе Божией Матери. Православие.РУ (7 июля 2005). Дата обращения: 11 июня 2024.
  13. 13,0 13,1 13,2 Дмитриева, Надежда. Икона Божией Матери Иверская. Православие.Ру (сайт) (26 октября 2005). Дата обращения: 13 июня 2024.
  14. Почитание святыни в Иверском Валдайском мужском монастыре. Монастырский вестник (2024). Дата обращения: 13 июня 2024.
  15. 15,0 15,1 Несин М.А. Борьба за Смоленск в XV веке // История военного дела: исследования и источники : Специальный выпуск. — Т. 1. — С. 2—26.
  16. Богоматерь Одигитрия. 1482. Государственная Третьяковская галерея (официальный сайт) (2024). Дата обращения: 14 июня 2024.
  17. Беляев Л.А. Иверская часовня. Православная энциклопедия (сайт) (2 мая 2014). Дата обращения: 14 июня 2024.
  18. История Иверской иконы Божией матери. Иверский Валдайский монастырь (сайт) (7 февраля 2004). Дата обращения: 14 июня 2024.
  19. Крейцер А.В. Апостол Лука и Санкт-Петербург // Вестник Герценовского университета : журнал. — 2014. — № 3—4. — С. 185—186.
  20. Гоголь Н.В. Ночь перед Рождеством. РВБ (20 февраля 2020). Дата обращения: 14 июня 2024.
  21. Лепахин, Валерий. Икона в творчестве Пушкина. Православие.Ру (2014). Дата обращения: 14 июня 2024.
  22. Пушкин, Александр Сергеевич. Участь моя решена. Я женюсь.... РВБ. Дата обращения: 14 июня 2024.
  23. Кузьмин, Михаил Алексеевич. Праздники Пресвятой богородицы (поэтический цикл). Предание.Ру (сайт). Дата обращения: 14 июня 2024.
  24. Клюев, Николай. Погорельщина (поэма). РуСтих (сайт) (1928). Дата обращения: 14 июня 2024.
  25. Город в сердце истории. В Смоленске открыли памятник Владимиру Мономаху. Аргументы и факты. Смоленск (7 сентября 2017). Дата обращения: 14 июня 2024.
  26. Вышел в свет четвёртый выпуск альманаха «Свет Одигитрии». Смоленская областная организация Союза писателей России (официальный сайт) (18 февраля 2023). Дата обращения: 14 июня 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!